Слайд 1Лекция 1. Основные понятия информационных технологий
Понятие ИТ и её составляющие.
Технологический
процесс обработки информации.
Технологии общения с компьютером.
Режимы обработки информации.
Слайд 21. Понятие ИТ и её составляющие
Технология в общем случае определяется
как система деятельности.
ИТ (Information Technology - IT) - широкая
область
деятельности, относящаяся
к технологиям формирования и управления
процессами работы с данными и информацией,
в том числе с применением вычислительной,
компьютерной и коммуникационной техники.
Слайд 3Информационная система
ИС (Information System - IS) - система, предназначенная
для реализации и ведения информационной модели какой-либо области человеческой деятельности.
ИС должна обеспечивать следующие средства для протекания информационных процессов:
сбор информации;
преобразование и обработка;
анализ;
хранение и защита;
передача для использования.
Слайд 4Интерфейс
Информационная технология
Обеспечивающая часть
Функциональная часть
Информационное обеспечение
Информационная система
Персонал
Управляет информационными процессами:
получение, передача, накопление,
хранение, поиск, обработка, представление, администрирование, защита
Лингвистическое, математическое, алгоритмическое, техническое, программное,
методическое, юридическое и т.д.
Слайд 5Цель применения информационных технологий - снижение трудоёмкости использования информационных ресурсов.
Под
информационными ресурсами понимается совокупность информационных массивов, представляющих ценность для организации
(предприятия). К ним относятся файлы и базы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видео- информация и др.
Слайд 6Информацией (от лат. informatio – «сведение») называются сведения об окружающем
мире (предмете, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования и
используются для выработки поведения, для принятия решения, управления или обучения.
Слайд 7Характеристики информации
информация достоверна, если она не искажает истинного
положения
дел во внешней и внутренней средах;
информация полна, если она
достаточна для понимания ситуации
и принятия решения;
качество информации, её ценность состоит в мере расширения
полезной совокупности сведений и смысловых связей между ними,
которыми располагает пользователь или система;
ценность одной и той же информации относительна – она зависит от конкретного
временного периода, конкретной ситуации и конкретного пользователя;
информация адекватна, если уровень соответствия информационного образа
реальному объекту, процессу, системе соответствует заданному.
Слайд 8Экономическая информация - это совокупность сведений о реальных социально-экономических процессах
в обществе, которая служит основой для изучения и управления этими
процессами
и людьми, объединёнными в социальные
и производственные организации.
Слайд 9Для экономической информации характерны следующие параметры
многообразие источников и
потребителей;
нарастающие значительные объёмы и большой удельный вес
рутинных процедур
при их обработке;
многократное повторение циклов получения и отправки в установленные
временные периоды (декада, месяц, квартал, год);
необходимость обеспечения конфиденциальности
в использовании отдельных её частей;
чрезвычайная важность в подготовке и принятии деловых решений.
Слайд 10Классификация экономической информации
По отношению к структурным подразделениям: бухгалтерская, складская, производственная,
связанная с управлением и т.д.
По периодичности: текущая, оперативная.
По отношению к
предприятию, как к системе: входящая, выходящая, внутренняя, внешняя.
По стабильности: постоянная, условно-постоянная, меняющаяся.
По ступени обработки: первичная, промежуточная, сводная.
Слайд 11По отношению к персоналу: информация материально-ответственных лиц, другая.
По объектам: качеством
товара, трудоемкостью, параметрами инфраструктуры рынка, организационно-техническим уровнем производства, уровнем социального
развития коллектива.
По форме передачи: вербальная (словесная), невербальная.
По стабильности способа передачи: условно-постоянная, условно-переменная.
Слайд 12По способу передачи: спутниковая, телефонная, электронная, письменная и т.д.
По режиму
передачи: в не регламентированные сроки, по заказу, принудительная, в конкретные
сроки.
С позиции объективного отражения информации: достоверная, недостоверная (некачественная).
По функциям управления: плановая, нормативная, учетная, аналитическая.
По стадиям управления: прогнозируемая, плановая, учетная, нормативная, информация для анализа, информация для оперативного управления.
Слайд 132. Технологический процесс обработки информации
Этапы:
первичный, основной и заключительный.
На
первичном этапе производятся заполнение и формирование первичного документа, сбор данных,
визуальный контроль, регистрация, кодирование, комплектование, подсчёт контрольных сумм, перенос на машинный носитель. Этот этап называют часто домашинным и все операции практически выполняются вручную.
Слайд 14Основной этап содержит операции ввода данных в компьютер, контроля безопасности
данных и систем, сортировки, фильтрации, корректировки, группировки, анализа, расчёта, формирования
отчётов и вывода их. Так как все операции выполняются компьютером, этот этап называют машинным.
Слайд 15Заключительный этап содержит следующие операции: визуальный контроль результатов, размножение, подпись
и передача потребителю. Этот этап также называют после машинным.
Слайд 163. Технологии общения с компьютером
Способы общения с компьютером и режимы
обработки информации определяются операционной системой. Технологию общения
с компьютером определяет
интерфейс операционной системы.
Слайд 17Используется в современных операционных системах
Перспективный
Включает достижения WIMP и SILK
Всеобщий, универсальный
Слайд 18Свойствами интерфейса являются конкретность
и наглядность.
Его назначение - формирование
у пользователя одинаковой реакции на одинаковые действия операционной системы и
приложений, их согласованность.
Согласование должно выполнено в трёх аспектах:
- физическом, который относится к техническим средствам;
- синтаксическом, который относится к последовательности и порядку появления элементов на экране (язык общення) и последовательности запросов (язык действий);
- семантическом, который относится к значениям элементов, составляющих интерфейс.
Слайд 193. Режимы обработки информации
Выделяют однопрограммные, многозадачные
и многопользовательские операционные системы.
Однопрограммные
операционные системы - MS-DOS.
Многозадачные операционные системы, например Unix, Windows,
MS-DOS 7.0,
Linux и др., предусматривают одновременное выполнение нескольких приложений.
Многопользовательские системы отвечают требованиям пользователей
различных категорий, реализуются сетевыми операционными системами
Novell NetWare, Windows NT, обеспечивают сетевые технологии.
Слайд 20Режимы
В пакетном режиме программы, обрабатываемые ими данные и управляющая
информация
объединяются в задание, задания объединяются в пакет.
Диалоговый режим обработки
данных означает обмен сообщениями
между пользователем и приложением, приложением и операционной
системой в реальном времени или в режиме разделения времени.
В режиме реального времени (интерактивный режим, online)
операционная система следит за появлением прерывания, приходящего
по каналам связи (от датчиков, спутников, аудио - видео сигналы и т.д.),
и сразу же передаёт управление программе его обработки.
В режиме разделения времени процессорное время предоставляется
различным пользователям (задачам) последовательными квантами.
Размер кванта невелик (например, одна десятая секунды),
и у пользователя создаётся иллюзия непрерывной работы на компьютере.
Фоновый режим обеспечивает выполнение программ с более низким
приоритетом для использования простаивающих ресурсов.