Слайд 1САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. В.М.БЕХТЕРЕВА»
МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ
ВЫПОЛНИЛА: преподаватель Калинина
Л.В.
Санкт-Петербург 2019 год
Слайд 2КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первые известные исследования больничного мусора относятся к 30-м
гг. XX века.
1962 г. Изучен состав мусора Баумановской больницы в
Москве. Обнаружилось его значительное отличие от обычного бытового мусора и высокая степень обсеменения болезнетворными микроорганизмами.
1979 г. Эксперты ВОЗ отнесли медицинские отходы к опасным и заявили о необходимости создания специальных служб и методов их утилизации.
1992 г. Базельская конвенция выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается медицинскими.
1999 г. В России утвержден СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
2010 г. Утвержден новый СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
В Российской Федерации в настоящее время ежегодно образуется 0,6–1,0 млн тонн медицинских отходов, что составляет 2% общего количества отходов потребления
Слайд 3Медицинские отходы — это любые отходы, полностью или частично состоящие
из тканей человека или животных, крови или других жидкостей тела,
экскрементов, наркотиков или других фармацевтических продуктов, бинтов или одежды, или предметов медицинского ухода и зубоврачебной практики, или шприцев, игл, или других острых предметов, которые были в контакте с кровью или экскрементами и, в случае, если их не обезвредить, могут быть опасными для любого человека, вошедшего с ними в контакт, в частности инфицировать его. (Лондонская инструкция по отходам, 1988 г.)
Слайд 4НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Федеральный закон
от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Слайд 5КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ, МЕСТА ИХ ОБРАЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ И
УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
Слайд 10ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Общие требования к сбору отходов
I.Сбор мед.отходов
в местах их образования.
Сбор мед.отходов в местах их образования осуществляется
в течение рабочей смены/дня;
Смена мягкой тары производится 1 раз в смену( не реже 1 раза в 8 часов) по мере накопления но не более 2\3 от объема пакета и не более 10 кг;
Смена одноразовых контейнеров для сбора колюще-режущих отходов, острого инструментария производится не реже чем через 72 часа, в операционных залах смена тары осуществляется после каждой операции.
II. При сборе мед.отходов запрещается:
Вручную снимать иглу со шприца после его использования, надевать колпачок на иглу после инъекции;
Вручную разрушать, разрезать отходы класса Б и В, в том числе использованные системы для в\в инфузий, в целях их обеззараживания;
Пересыпать неупакованные отходы из одной емкости в другую;
Утрамбовывать отходы классов Б и В незащищенными руками и без специальных средств;
Осуществлять любые операции с отходами без перчаток и необходимых средств индивидуальной защиты и спецодежды;
Использовать мягкую одноразовую тару/упаковку для сбора колюще-режущих отходов, острого мед.инструментария и иных острых предметов;
Использовать невлагостойкую, негерметичную тару для жидких отходов;
Устанавливать одноразовые и многоразовые емкости для сбора отходов на расстоянии менее 1 м от отопительных, нагревательных приборов, электроприборов, вблизи источников огня
Слайд 11Требования к сбору медицинских отходов
К работе с медицинскими отходами
не допускаются лица моложе 18 лет. Персонал проходит предварительные (при
приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Персонал должен быть привит в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок.
При приеме на работу и затем ежегодно персонал проходит обязательный инструктаж по правилам безопасного обращения с отходами.
Персонал должен работать в спецодежде и сменной обуви.
Персонал обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (халаты/комбинезоны, перчатки, маски/респираторы/защитные щитки, специальная обувь, фартуки, нарукавники и др.).
Слайд 12Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО).
Отходы
класса А образуются в следующих структурных подразделениях:
клинические отделения (палатные отходы);
административно-хозяйственные
помещения;
центральный пищеблок, буфеты отделений;
технические службы;
внекорпусная территория.
Слайд 13Сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые
пакеты.
Цвет пакетов может быть любой, за исключением желтого и
красного.
Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы «Отходы. Класс А» с указанием подразделения, названия учреждения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица. Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении). Многоразовая тара после опорожнения подлежит мытью и дезинфекции.
Слайд 14Класс Б (эпидемиологически опасные отходы).
Отходы класса Б образуются в следующих
структурных подразделениях:
процедурный, перевязочный кабинеты;
операционные;
палаты реанимации;
эндоскопический, хирургический, гинекологический кабинеты;
патолого-анатомическое отделение;
клинико-диагностическая лаборатория
(3 – 4-я группа патогенности);
микробиологическая лаборатория (3 – 4-я группа патогенности);
палаты интенсивной терапии (ПИТ).
Слайд 15Требования к сбору медицинских отходов
Отходы класса Б подлежат обязательному
обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую
и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.
В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.
Отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов.
Слайд 16Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора отходов класса Б должна
быть закреплена на специальных стойках-тележках или контейнерах.
После заполнения пакета не
более чем на 3/4 сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, завязывает пакет или закрывает его с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса Б. Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Перемещение отходов класса Б за пределами подразделения в открытых емкостях не допускается.
При окончательной упаковке отходов класса Б для удаления их из подразделения (организации) одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса Б маркируются надписью «Отходы. Класс Б» с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.
Дезинфекция многоразовых емкостей для сбора отходов класса Б внутри организации проводится ежедневно.
Патологоанатомические и органические операционные отходы класса Б (органы, ткани и т. д.) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах в специальных могилах на специально отведенном участке кладбища в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Обеззараживание таких отходов не требуется.
Слайд 17Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы).
Отходы класса В образуются в
следующих структурных подразделениях:
подразделения больницы, где возможно выявление больных ООИ (приемное,
инфекционное отделения);
подразделения больницы, где возможно выявление больных с анаэробной инфекцией (хирургическое отделение, операционный блок).
Слайд 18Требования к сбору медицинских отходов
Работа по обращению с медицинскими отходами
класса В организуется в соответствии с требованиями к работе с
возбудителями 1-2-й групп патогенности, к санитарной охране территории и профилактике туберкулеза.
Отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и др.). Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах заражения. Вывоз необеззараженных отходов класса В за пределы территории организации не допускается.
Отходы класса В собирают в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) красного цвета или имеющую красную маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов.
Слайд 19Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора от- ходов класса В
должна быть закреплена на специальных стойках (тележках) или контейнерах.
После заполнения
пакета не более чем на 3/4 сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, с соблюдением требований биологической безопасности завязывает пакет или закрывает с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса В. Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Перемещение отходов класса В за пределами подразделения в открытых емкостях не допускается.
При окончательной упаковке отходов класса В для удаления их из подразделения одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса В маркируются надписью «Отходы. Класс В» с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.
Медицинские отходы класса В в закрытых одноразовых емкостях помещают в специальные контейнеры и хранят в помещении для временного хранения медицинских отходов.
Слайд 20Класс Г (токсикологически опасные отходы 1-4-го классов опасности).
Отходы класса Г
образуются в следующих структурных подразделениях:
диагностические подразделения;
структурные подразделения ЛПУ;
аптека;
административно-хозяйственные помещения.
Слайд 21Требования к сбору медицинских отходов
Отходы подлежат немедленной дезактивации на месте
образования с применением специальных средств. Также необходимо провести дезактивацию рабочего
места. Работы с такими отходами должны производиться с применением специальных средств индивидуальной защиты и осуществляться в вытяжном шкафу.
Лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, собираются в одноразовую маркированную упаковку любого цвета (кроме желтого и красного).
Сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляются в маркированные емкости («Отходы. Класс Г») в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Слайд 22Класс Д (радиоактивные отходы).
Сбор, хранение, удаление отходов класса Д осуществляются
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к обращению с
радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности.
Вывоз и обезвреживание отходов класса Д осуществляется специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Слайд 23РТУТЬСОДЕРЖАЩИЕ ОТХОДЫ
Ртуть широко используется в различных изделиях. Герметичный прибор с
ртутным заполнением абсолютно безвреден, так как пары ртути не способны
проникать через стекло. Однако при нарушении герметичности, даже при небольшой трещине ртуть начинает испаряться, загрязняя воздух токсичным паром.
Приборы, вышедшие из строя, должны в обязательном порядке сдаваться в утилизацию!
Источниками ртути в ЛПУ являются:
• термометры для измерения температуры тела и температуры в сухожаровых шкафах и автоклавах;
• люминесцентные лампы;
• медицинское оборудование, содержащее ртуть.
Слайд 24Ртутное загрязнение воздуха в помещении может быть вызвано:
• наличием в помещении
или подпольном пространстве металлической ртути в капельно-жидкой форме (первичное загрязнение);
• переносом
воздуха, загрязненного парами ртути, из других помещений (вторичное загрязнение);
• наличием следов соединений ртути и металлической формы, оставшейся после проведения демеркуризационных работ, в том числе сорбированной материалами, строительными конструкциями и предметами (остаточное загрязнение).
Характерной особенностью ртутных загрязнений на объектах являются их скрытый, локальный характер.
Такие загрязнения можно обнаружить только с помощью специальной аппаратуры.
При вдыхании воздуха, загрязненного парами ртути почти вся вдыхаемая ртуть поглощается легкими. Поглощение паров ртути кожными покровами весьма незначительно. Поэтому при контактах со ртутью главная задача — защита органов дыхания (респиратор, противогаз).
Слайд 25Микрочастицы ртути хорошо адсорбируются и удерживаются на одежде (особенно шерстяной).
Различают
острое и хроническое отравление ртутью. Симптомы острого отравления — медно-красная
окраска слизистых оболочек рта и глотки, металлический вкус во рту, тошнота, рвотный рефлекс, температура.
Демеркуризация — комплекс мероприятий направленных на ликвидацию или уменьшение концентрации паров ртути в воздухе помещений до предельно допустимой концентрации.
В случае получения работником при обращении с медицинскими отходами травмы, потенциально опасной в плане инфицирования (укол, порез с нарушением целостности кожных покровов и/или слизистых), необходимо принять меры экстренной профилактики. На рабочем месте персонала должна быть аптечка первой медицинской помощи при травмах.
Слайд 26ОФОРМЛЕНИЕ ПАСПОРТА НА ПАКЕТЫ С МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ
Согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к обращению с медицинскими отходами» одноразовые емкости (пакеты, баки)
с отходами классов Б, В маркируются с нанесением кода подразделения ЛПУ, названия учреждения, даты и фамилии (полностью) ответственного за сбор отходов лица.
Слайд 27РЕЖИМ ЗАМЕНЫ ПАКЕТОВ ДЛЯ СБОРА МЕДОТХОДОВ
Режим замены одноразовых пакетов в
местах образования отходов класса А
Слайд 28Режим замены одноразовых пакетов в местах образования отходов классов Б,
Слайд 29Для организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, имеющих выпуск хозяйственно-бытовых
сточных вод в общегородскую систему канализации, предпочтительной системой удаления отходов
пищевого сырья и готовой пищи от пищеблоков и буфетов, относящихся к медицинским отходам класса А, является сброс пищевых отходов в систему городской канализации путем оснащения внутренней канализации измельчителями пищевых отходов (диспоузерами).
При невозможности сброса пищевых отходов в канализацию, сбор пищевых отходов осуществляется раздельно от других отходов класса А в многоразовые емкости или одноразовые пакеты, установленные в помещениях пищеблоков, столовых и буфетных. Дальнейшее транспортирование пищевых отходов производится в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной организации. Пищевые отходы, предназначенные к вывозу для захоронения на полигонах твердых бытовых отходов, должны помещаться для временного хранения в многоразовые контейнеры в одноразовой упаковке.
Временное хранение пищевых отходов при отсутствии специально выделенного холодильного оборудования допускается не более 24 часов.
Пищевые отходы (кроме отходов палатных отделений инфекционного, в том числе кожно-венерологического и туберкулезного профиля, специальных санаториев по оздоровлению переболевших инфекционными заболеваниями) допускается использовать в сельском хозяйстве в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Слайд 30ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРИ РАБОТЕ С МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ
В случае получения
работником при обращении с медицинскими отходами травмы, потенциально опасной в
плане инфицирования (укол, порез с нарушением целостности кожных покровов и/или слизистых), необходимо принять меры экстренной профилактики. На рабочем месте персонала должна быть аптечка первой медицинской помощи при травмах.
Ответственным лицом вносится запись в журнал учета аварийных ситуаций, составляется акт о несчастном случае на производстве установленной формы с указанием даты, времени, места, характера травмы, в котором подробно описывают ситуацию, использование средств индивидуальной защиты, соблюдение правил техники безопасности, указывают лиц, находившихся на месте травмы, а также примененный метод экстренной профилактики.
Извещение, учет и расследование случаев инфицирования персонала возбудителями инфекционных заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, проводятся в соответствии с установленными требованиями.
Слайд 31Требования к организации транспортирования
медицинских отходов
Транспортирование отходов класса А организуется
с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в
соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.
- При транспортировании отходов класса А разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
- Многоразовые контейнеры для транспортировки отходов класса А подлежат мытью и дезинфекции не реже 1 раза в неделю, для отходов класса Б – после каждого опорожнения.
- Организация, осуществляющая транспортирование отходов, должна иметь участок для мытья, дезинфекции и дезинсекции контейнеров и транспортных средств.
- Для перевозки необеззараженных отходов класса Б используются специализированные транспортные средства, использование их для других целей не допускается.
- Транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
- Транспортирование отходов класса Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к обращению с радиоактивными веществами.
Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки необеззараженных отходов класса Б:
- кабина водителя должна быть отделена от кузова автомобиля;
- кузов автомобиля должен быть выполнен из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфекционными средствами, механическому воздействию, иметь гладкую внутреннюю поверхность и маркировку «Медицинские отходы» с внешней стороны;
- при продолжительности более 4-х часов транспортировки отходов, хранившихся в морозильных камерах, предусматривается охлаждаемый транспорт;
- в кузове должны быть предусмотрены приспособления для фиксации контейнеров, их погрузки и выгрузки;
- транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, ветошь и другое);
- транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом орошения из гидропульта, распылителей или способом протирания растворами дезинфицирующих средств с использованием ветоши, щеток. При этом необходимо соблюдать меры предосторожности, предусмотренные инструкцией/методическими указаниями по применению конкретного дезинфицирующего средства (защитная одежда, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки);
- транспортное средство оснащается средствами мобильной связи.
Слайд 32Учет и контроль за движением медицинских отходов
Учет и контроль движения отходов классов А, Г, Д осуществляется
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:
- технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;
- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;
- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;
- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.