Слайд 2 Поэты пушкинского круга: имена, творчество
1810-1830-е гг. считаются золотым
веком русской поэзии, которая в эту романтическую эпоху достигла значительных
художественных успехов. Данный период смело можно назвать началом творческой зрелости отечественной литературы. Центральной фигурой поэтического процесса в 1-й трети 19-го столетия был Пушкин. Первое тридцатилетие так и принято называть Пушкинской эпохой. Вокруг поэта группировались многие сочинители, при этом одни сохраняли в своих произведениях собственную интонацию и почерк, а другие подражали Александру Сергеевичу и сформировали так называемый пушкинский круг поэтов.
Слайд 3 Денис Давыдов
Это один из самых даровитых стихотворцев,
известных в 1810-1830-х гг., обладающий оригинальным поэтическим лицом. Гусар Денис
Давыдов – поэт предпушкинского поколения, придумавший маску бесстрашного бесшабашного воина и в то же время лихого веселого гуляки. В русской батальной лирике, которая отличалась парадностью, Давыдов своими произведениями сказал новое слово. Он изобрел лихо закрученный, энергичный, хлесткий стих, завершавшийся зачастую острым афоризмом. Самыми известными творениями поэта являются следующие: «Очерк жизни Дениса Васильевича Давыдова», написанный в жанре автобиографичной прозы, и богатые фактическими материалами мемуары.
Пушкин признался, что он даже учился у Давыдова, старался подражать ему в «кручении стиха». Однако в обычной жизни Александр Сергеевич не носил масок, а оставался собой, чего не скажешь о Денисе Васильевиче, который и в жизни стал примерять образ лихого гусара-поэта и сросся с ним.
Слайд 4Константин Батюшков
Поэты пушкинского круга, стихи которых написаны в жанре романтизма,
наверняка в процессе творчества ориентировались на произведения этого русского сочинителя.
Ведь именно Батюшкова называют одним из зачинателей романтического направления в литературе. Его творческое наследство складывается из стихотворений, писем и прозаических статей. Константин Батюшков вошел в историю отечественной словесности главным образом как представитель «легкой поэзии», к которой принадлежали и Давыдов, и Богданович, и Пушкин. Это направление восходит к традициям анакреонтического стиля, когда в стихах воспеваются радости любви, дружбы, внутренней свободы и жизни в целом.
Слайд 5 Петр Вяземский
Этот стихотворец воспринимал себя поэтом современности,
но если в начале творческого пути он был в согласии
со временем, в котором жил, то после 1837 года переосмыслил действительность и, увидев ее негативную сторону, стал за норму принимать прошедшее. Собственную судьбу Вяземский оценил как трагедию человека, не желающего и не способного жить в соответствии с теми устоями, которые были характерны для его века. Как и другие поэты пушкинского круга, он находил сходство своей поэтической культуры с культурой Александра Сергеевича. Два стихотворца были близки, и Вяземский даже посвящал Пушкину произведения. Они оба были наследниками 18-го века, с детства впитали любовь к разуму и просвещению. В своем творчестве Денис Вяземский тяготел к традиционным поэтическим формам: меланхолической элегии, свободолюбивой оде, басням, притчам, дидактике и сатире.
Слайд 6 Антон Дельвиг
Как и некоторые другие поэты
пушкинского круга, этот стихотворец сошелся с Александром Сергеевичем еще в
юности. Они познакомились в лицее, и дружба с Пушкиным определила дальнейшую эстетическую и литературную позицию Дельвига. В своих произведениях он пропагандировал образ поэта как «ленивца молодого», облек романтизм в классицистические жанры. Антон Дельвиг стилизовал древнегреческие и древнеримские стихотворные размеры и формы, и в своей лирике воссоздал условный античный мир в котором царствуют красота и гармония. Свои зарисовки поэт делал в жанре антологических стихов и идиллий.
Слайд 7 Николай Языков
Творчество этого стихотворца по тону и
содержанию было совсем другим. В литературу Языков вошел как поэт-студент,
что создало ему своеобразную репутацию. В его произведениях присутствовал эффект милой незрелости, инфантилизма. Поэты пушкинского круга воспринимали Николая Языкова как недавнего ребенка, который может себе позволить рискованные выходки и шалости. Обращаясь к младшему другу, Пушкин восклицал: «Как ты шалишь и как ты мил!» Языков испытывал восторг перед собственными возможностями и способностями, поэтому в его речи так естественны восклицательные интонации, торжественные слова и громкие призывы
Слайд 8 Заключение
были перечислены не
все поэты пушкинского круга. весьма обширна, и кроме тех, о ком
было сказано выше, включает Жуковского, Кюхельбекера, Крылова и других. Поэтические судьбы стихотворцев, творивших в одно время с Александром Сергеевичем, складывались по-разному. Некоторые вышли на литературную арену еще раньше него (например, Денис Давыдов) и в творческом плане сложились независимо от «солнца русской поэзии», а уже затем примкнули к его кругу. Но все поэты пушкинского круга – предшественники и современники – были объединены одним: они создавали свои произведения в эпоху, проходившую под знаком Пушкина.