Слайд 1СЕМИНАР
В рамках взаимодействия ГБДОУ детский сад №25
Петроградского района
Санкт-Петербурга
и
ГБОУ Педагогический колледж №4
Санкт-Петербурга
«Особенности работы логопедической группы
в
дошкольном учреждении»
программа семинара:
1. Комплектование логопедической группы: особенности контингента детей.
(Презентация). Методист ГБДОУ №25: Валгонен О.В.
2. Анализ развивающей предметно -пространственной среды логопедической группы.
Воспитатель Скороходова Ю.Ю.
3.Специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе.
- оснащение кабинета учителя-логопеда
-приемы и методы индивидуальной работы .
«Коррекция звукопроизношения. Автоматизация звука «Р» (мастер-класс)
Учитель-логопед ГБДОУ №25: Геращенко А.А.
4. Специфика работы воспитателя логопедической группы
- приемы и методы образовательно-коррекционной деятельности.
«Развитие лексико-грамматического строя речи в рамках лексической темя «Осень. Деревья» . (мастер-класс). Воспитатель ГБДОУ №25: Скороходова Ю.Ю.
5. Рефлексивный этап
Слайд 3ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Петроградского
района Санкт-Петербурга
Слайд 43 группы компенсирующего вида
1 группа общеразвивающей направленности
Слайд 5
Комплектование групп коррекционной направленности
В коррекционные / логопедические группы поступают
дети по направлению и заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Комиссия выдает заключение
детям, с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии и препятствующие получению образования без создания определенных условий.
Логопедические группы создаются для детей, имеющих тяжелое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи.
Логопедические группы комплектуются по 12 детей в соответствии с возрастом от 4 до 6 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). В каждой группе есть учитель-логопед, педагог-психолог ведет все компенсирующие группы.
Слайд 6
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с
поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает
частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Нарушения речи наблюдаются практически во всех вариантах отклонений в развитии. Последствия речевых нарушений различны в зависимости от структуры нарушения и степени ее выраженности.
Выделяют следующие группы детей с недоразвитием языковых компонентов (классификация Р.Е. Левиной):
Дети с недоразвитием фонетической стороны речи (ФНР) - дети с нарушениями произношения отдельных звуков
Дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи (ФФНР) – дети с проблемами в формировании произношения и анализа речевого потока
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте
Дети с тяжелыми нарушениями речи,
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Слайд 7Образовательная и коррекционная деятельность
Образовательная деятельность в логопедических группах осуществляется по
адаптированной образовательной программе ГБДОУ с использованием ряда дополнительных образовательных программ
и технологий, а также коррекционных и оздоровительных программ, позволяющих выполнять Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы созданы необходимые условия для:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для воспитанников методов и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей.
Слайд 8Взаимодействие
специалистов и педагогов
учреждения, Профессиональный рост
Коррекционная
и оздоровительная
работа
Систематическая
промежуточная экспертиза
развития
ребенка
Комплексная диагностика
ребенка, изучение семьи.
Прогнозирование
развития ребенка
Взаимодействие
с семьей
Всестороннее развитие
ребенка
с учетом
индивидуальных
особенностей
Создание
развивающего
пространства
Обеспечение
индивидуального
маршрута развития ребенка
Позитивный
психологический
климат
Механизм реализации модели сопровождения ребенка
Слайд 9
Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами
грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОУ;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Задачи коррекции:
Слайд 10Особенности взаимодействия участников образовательных отношений
ВОСПИТАТЕЛЬ-СПЕЦИАЛИСТ-РОДИТЕЛЬ
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач,
поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов
педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, учитель-логопед. При этом воспитатель руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.
Работу в образовательных области «Физическое развитие»» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Слайд 11
Общие принципы коррекции для детей с ОВЗ
(дети с тяжелыми
нарушениями речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
- принцип природосообразности -
реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи;
- онтогенетический принцип- общность развития;-
- нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи, учитывая закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Слайд 12
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционной и развивающей работы зависит от результатов, полученных
в ходе обследования детей. Работа осуществляется по разработанной развивающей или
коррекционно-развивающей программе.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательной Программы
Развивающая работа по коррекции проблем в развитии
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет
Развивающая работа в период адаптации
Формы коррекционно – развивающей работы
работа по подгруппам
работа в малых группах
индивидуально
фронтально
Методы, приемы работы - использование разнообразных видов игр (развивающих, раскрепощающих, психотехнических); проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов, творческих заданий; этюдов (психогимнастик), свободной деятельности детей.
Особенности коррекционной работы
учителя-логопеда
Логопедическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ оказывает учитель-логопед.
Работа учителя-логопеда организуется в соответствии с диагнозом.
Основная цель работы учителя-логопеда – это коррекция и развитие речи детей.
Логопедическая деятельность включает в себя анализ речи детей, коррекцию речевых нарушений и развитие речи.
Задачи:
1.Сбор данных и обследование речи детей.
2. Коррекция речевого развития в соответствие с диагнозом.
3. Развитие речи детей:
воспитание общих речевых навыков: ритм, темп, дыхание, голос, интонация;
воспитание слухового и зрительного внимания;
развитие артикуляционной и ручной моторики;
развитие словаря (обогащение словаря по всем лексическим темам);
развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
формирование грамматического строя речи;
развитие повествовательно-описательной речи;
развитие памяти, логического мышления.
4. Совершенствование коррекционно-воспитательной работы на группах.
Слайд 14Коррекционная работа осуществляется следующим специалистами:
Педагог (воспитатель, инструктор по физической культуре,
музыкальный руководитель) - адаптирует Программу в соответствии с возрастом, индивидуальными
особенностями и характером нарушений развития детей с ОВЗ; выявляет трудности, которые они испытывают в освоении Программы, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, обращается к специалистам (логопеду, врачу);
Педагог –психолог - собирает сведения о ребёнке у педагогов, родителей; изучает истории развития ребенка; выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребёнка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжёлые заболевания в первые месяцы и годы жизни),наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живёт ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация) ; характер воспитания ребёнка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие); анализирует творческие работы ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.); непосредственно обследует ребёнка; беседует с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем, уровня развития речи; выявляет и раскрывает причины и характер тех или иных особенностей психического развития детей; анализирует материалы обследования (в сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования); вырабатывает рекомендации по освоению Программы; составляет индивидуальные образовательные маршруты медико-психолого-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребёнком.
Разрабатывает рекомендации, которые обсуждает с воспитателем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребёнку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий;
Учитель-логопед - проводит изучение ребёнка посредством специальных методов обследования; изучает состояние и анализирует динамику нарушений, структуру дефекта воспитанника; определяет состояние сохранных функций и процессов; проводит индивидуальные, групповые и подгрупповые коррекционные занятия с детьми с ОВЗ; осуществляет своевременное предупреждение и преодоление трудностей при освоении ребёнком программного материала; оказывает консультативную помощь родителям детей с ОВЗ; консультирует специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ предполагает участие в нем каждого специалиста и руководителя ДОУ, а именно, заведующего, методиста, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры и врача поликлиники), помощника воспитателя.
Слайд 15УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД - ВОСПИТАТЕЛЬ
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах.
Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во
всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня.
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков. Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы
Слайд 16Материально-техническое обеспечение развивающей
предметно-пространственной среды
Познавательное развитие - наличие материалов ,
пособий , оборудования и условий для развития интересов детей,
любознательности и познавательной активности; формирования познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие – наличие материалов , пособий , оборудования и условий для овладения детьми речью как средством общения и культуры; для обогащение активного словаря; для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомства с книжной культурой, детской литературой, восприятия различных жанров детской литературы; формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие – наличие оборудования, пособий и материалов для ознакомления детей с миром природы, для формирования элементарных представлений о видах искусства, восприятия музыки, фольклора, ознакомления с художественными произведениями, для реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, театрализованной и др.).
Слайд 17
Социально-коммуникативное развитие - наличие пособий и условий для усвоения норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Физическое развитие - наличие условий, пособий, оборудования для физического развития, двигательной активности, для развития у детей ценностей здорового образа жизни, полезных привычек, условия для овладения норами и правилами в питании, оборудование для закаливания, материалы для развития мелкой и крупной моторики, материалы для ознакомления с видами спорта и т.п.
Коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья – наличие условий, пособий, оборудования для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, речевого развития, развития психический процессов, иных ограничений в развитии. В группах созданы условия для возможности уединения ребенка.
Слайд 18Предметно-пространственной развивающей среда организуется в соответствии с принципами:
Насыщенность среды –
среда должна соответствовать содержанию Программы. Образовательное пространство должно включать средства
реализации Программы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь (в здании и на участке) для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений.
Трансформируемость - предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов, и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).
Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность»), активной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь), центр конструирования, центр экспериментирования, центр сюжетно-ролевых игр) и др.
Вариативность предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей.
Доступность обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности.
Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и
При создании предметно-пространственной развивающей среды учитывается гендерный принцип, обеспечивающий среду материалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.
Материалы, игрушки и оборудование обладают дидактическими свойствами (обучать конструированию, знакомить с цветом, формой и т. д.); приобщать к миру искусства.
Слайд 19РППс обеспечивает:
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (группы, участка);
наличие
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах
детской деятельности;
охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
возможность общения и совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых со всей группой и в малых группах;
двигательную активность детей, а также возможности для уединения;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса.
Слайд 20Особенности организации РППС для детей с ОВЗ
Среда планируется и выстраивается
совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе
выявления потребностей, особенностей развития и наблюдения за самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребёнка в освоении окружающего мира, они предлагают ему способы, позволяющие преодолеть эти препятствия.
При организации особой предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы учитывается:
структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации в окружающей действительности, овладении и взаимодействии с окружающими людьми и предметным миром;
специфика организации свободного, без барьерного передвижения,
контакта и общения детей с окружающей средой;
организация поэтапного введения ребёнка в ту или иную творческую деятельность, изучая «зону актуального развития ребёнка», выстраивание для него «зоны ближайшего развития»;
обеспечение сохранения определенной стереотипности окружающей обстановки, устойчивой безопасности при передвижении;
наличие схем и путей действия, применение вспомогательных средств, позволяющих преодолевать трудности социальной адаптации;
соблюдение техники безопасности, эргономических рекомендаций,
этики и эстетики;
антропометрические данные каждого ребёнка, своеобразия его мобильности, социальной активности и уровня социальной компетентности;
формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;
условия, при которых ребёнок не испытывает особых затруднений из-за дефекта, а весь ход его действий, планируемый педагогом, соотнесен с уровнем его возможностей;
подбор и размещение мебели, технического оборудования, образовательного материала и игрушек.