Слайд 1СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый бизнес есть не что иное
как предоставление услуг.
Ф. Котлер
Слайд 2ИЗУЧЕНИЕ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАВИТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
ознакомить студентов со структурой и
функциями сферы услуг, закономерностями ее развития, со стратегиями создания конкурентных
преимуществ сервисных организаций, новыми технологиями в сфере услуг, элементами деловой этики и этикета
дать студентам необходимые знания специфики услуг как товара, создания ценности услуг на всех стадиях жизненного цикла на основе изучения поведения потребителей и принятия ими решения, через понимание теории организации обслуживания, важнейшими элементами которой являются система предоставления и система маркетинга услуг;
Слайд 3научить студентов организации пространства контакта, процессу предоставления услуги в «контактной
зоне» между потребителем и продуцентом услуг, наполнению ее содержанием, основным
методам предоставления услуг и формам обслуживания, определению качества обслуживания, особенностям предоставления услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией технически сложных товаров, назначением организаций и структурой служб сервиса, основным принципам разработки и создания услуг;
подготовить научную базу для быстрейшей адаптации будущего специалиста к практической работе непосредственно связанной с предоставлением услуг в социально-культурной сфере или в сфере оказания технических и технологических услуг.
Слайд 4ТЕМА 1.
СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ФОРМА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 5ПОНЯТИЕ ОБ УСЛУГЕ И СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сфера услуг (service) – сфера
экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом
процессе их создания.
Услуга – это любая деятельность или благо, которые одна сторона может предложить другой (Ф. Котлер )
Услуга - результат взаимодействия поставщика и заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности заказчика (ИСО 9004-2 )
Слайд 6СЕРВИС
это системный набор сложно организованных и взаимоувязанных действий, направленных на
предоставление услуг в системе согласованных условий
Слайд 7ФУНКЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ
обслуживание процесса производства материальных благ
воспроизводство рабочей силы
создание дополнительных
материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или
путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств
удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания
снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания
Рациональное использование высвобождающегося свободного времени реализуется с помощью услуг культурно-зрелищных учреждений
обеспечении безопасности и нормального функционирования общества
экономические
социальные
Слайд 8СЕРВИС ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
существуют следующие организационно-правовые формы
предприятий:
государственное предприятие;
частное предприятие;
товарищество;
общество.
Слайд 9ТЕРМИНЫ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деловые (профессиональные) услуги - это услуги, которые оказываются
предприятиям, организациям, учреждениям и другим хозяйственно-управленческим структурам, а также отдельным
физическим лицам, что способствует успешной профессиональной деятельности или получению прибыли
Слайд 10
Институциональные услуги - это услуги, потребителями которых выступают не физические
лица, а предприятия, организации, учреждения и другие хозяйственно-управленческие структуры
Слайд 11
Исполнитель услуги – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а
также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по
возмездному договору.
Клие́нты (лат., ед.ч. cliens, мн.ч. clientes) -постоянные покупатели или заказчики; лица, пользующиеся услугами адвоката, нотариуса и т.п
Слайд 12
Модели предложения - это логически сгруппированный оригинальный набор услуг и
форм материальной поддержки, предлагаемый клиентам в определенной ситуации.
Потребитель – физическое
лицо, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары, работы услуги исключительно для личных целей, не связанных с извлечением прибыли.
Потребительские услуги - потребителями услуг являются физические лица, цель получения услуг - удовлетворение личных потребностей, источник оплаты - личные средства этих лиц.
Слайд 13
Предложение - это то количество и качество услуг, а также
сопутствующих им материальных товаров, которое продуценты готовы предоставить конкретному потребителю
в конкретное время и в конкретном месте.
Провайдер (англ. provider - поставщик) - поставщик услуг.
Продуцент (лат. producens - производящий) - производитель услуг.
Слайд 14СТРУКТУРА СФЕРЫ УСЛУГ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ И ВИДОВ УСЛУГ
Экономика любой
страны разделяется на три различных сектора (модель Фишера-Кларка)
добывающий сектор (первичный),
куда входит сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность,
сектор производства товаров (вторичный сектор экономики)
сектор услуг (третичный сектор).
Слайд 15СФЕРА СЕРВИСА
транспорт,
торговля,
жилищно-бытовое обслуживание и др.
управление,
деятельность армии
и органов безопасности,
образование,
здравоохранение,
наука,
искусство,
шоу-бизнес,
социальное обслуживание,
маркетинг, аудит,
кредитование, страхование, и т.п.
производство материальных услуг
производство нематериальных услуг
Слайд 16ПЯТЬ ОБЩИХ ТИПОВ УСЛУГ
Производственные - инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт
оборудования.
Распределительные - торговля, транспорт, связь.
Профессиональные - банковские, страховые, финансовые, консультационные,
рекламные.
Потребительские - так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением.
Общественные - телевидение, радио, образование, культура.
Инжиниринг (от англ. engineering – технический, прикладной) – сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры, инженерно-консультационные услуги.
Лизинг (от англ. lease - аренда, имущественный наем) – специфический способ финансирования технических инвестиций, основанный на долгосрочной аренде при сохранении права собственности на них за арендодателем.
Слайд 17ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЫДЕЛИТЬ В СФЕРЕ УСЛУГ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ:
услуги, ориентированные на производство;
услуги,
ориентированные на общество;
услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
услуги личного характера.
Слайд 18
К услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию,
наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем. Сюда
могут быть отнесены услуги по складированию, хранению материально-технических ресурсов и снабжению ими, а также различные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути)
Слайд 19
Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственного управления, связанные
с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с
выполнением функции по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственными (правительственными) услугами.
Слайд 20
К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся услуги по поддержанию
в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых
услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т. д.
Слайд 21
Услуги личного характера включают парикмахерские, фотоателье, разнообразные рекреационные услуги и
непроизводственные виды бытового обслуживания.
Слайд 22
Стандартизированные и творческие услуги различаются по степени их алгоритмизации. Стандартные
виды услуг оказываются по строго установленным правилам. Творческие услуги могут
формироваться и изменяться по индивидуальным требованиям потребителя.
Слайд 23
Производственные и непроизводственные услуги осуществляются в разных сферах деятельности общества.
К производственной сфере можно отнести, например, транспортировку грузов и техническое
обслуживание оборудования, к непроизводственной - услуги здравоохранения, культуры, туризма, отдыха, жилищное и коммунальное хозяйство, науку и научное обслуживание, кредитование, страхование, государственное управление и оборону, некоммерческие организации, обсуживающие домашние хозяйства и т. п.
Слайд 24
Коммерческие и некоммерческие услуги различаются конечной целью. Первые производятся с
целью получения прибыли и другой коммерческой выгоды. Вторые не нацелены
на прибыльность.
Слайд 25 ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГИ
Слайд 27ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) создан
в 1976г.
В 1992 году был модифицирован применительно к условиям
рыночной экономики России.
ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности по отраслям в соответствии с их функциями в общей системе разделения труда (основное деление на сферу материального производства и непроизводственную сферу).
Слайд 28
В 1993 году был утвержден «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,
продукции и услуг» ОК 004-93 (ОКДП), который входит в состав
Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК).
Данный классификатор, в отличие от ОКОНХ, более полно охватывает деятельность сферы услуг и построен на основе Международной стандартной отраслевой классификации (MCOK/ISIC) и Международной классификации основных продуктов (МКОП/СРС).
Слайд 29В ЕДИНОМ КОДОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОКДП ОБЪЕДИНИЛ ТРИ ОБЪЕКТА КЛАССИФИКАЦИИ:
виды экономической деятельности;
виды продукции;
виды услуг.
Слайд 30
В отличие от международной практики, в России имеется и «Общероссийский
классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), введенный с 1 января
1994 года.
Общероссийский классификатор услуг населению является структурным элементом единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
Слайд 31КЛАССИФИКАТОР ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ УСЛУГ:
01 - бытовые услуги;
02
- транспортные услуги;
03 - услуги связи;
04 - жилищно-коммунальные услуги;
05 -
услуги учреждений культуры;
06 - туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;
07 - услуги физической культуры и спорта;
08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;
09 - услуги правового характера;
10 - услуги банков;
11 - услуги в системе образования;
12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
80 - прочие услуги населению.
Слайд 32С 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА В РОССИИ ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
«ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОК 029-2001 (ОКВЭД).
Структура кода содержит
латинскую букву (обозначает раздел), например,
Н - «Гостиницы и рестораны»,
I - «Транспорт и связь»,
и цифры. Например,
I 63.30.1 - «Транспорт и связь», подраздел 63 - «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность»; 30.1 - «Организация комплексного туристического обслуживания»;
30.3 - «Предоставление туристических информационных услуг».