Слайд 2Сфера духовной культуры и ее особенности
Тема № 1
Слайд 31. Духовная сфера общества
Духовная жизнь – это сфера деятельности
человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижение
разума.
Слайд 41. Духовная сфера общества
Особенности духовной сферы жизни
имеет
сложную структуру;
духовные ценности более долговечны, чем материальные;
духовные
ценности отражают в себе особенности их создателей;
создание, сохранение и распространение духовных ценностей; происходит при участии людей различных профессий;
сохранение, распространение и потребление духовных ценностей происходит при посредничестве многочисленных; специализированных организаций.
Слайд 5
Культура – совокупность форм и результатов преобразовательной деятельности людей,
закрепившихся в общественной практике.
2. Материальная и духовная культура
Слайд 6Функции культуры
Функция приспособления к окружающей среде: преобразование природы
для своих нужд;
Образовательно-воспитательная: через приобщение к культуре в
процессе социализации происходит освоение индивидом знаний. Языка, норм и т.д.;
Интегрирующая: культура объединяет людей, формирует чувство принадлежности к одной стране. Нации, религии и т.д.;
Регулирующая: культура создает образцы поведения и определяет рамки поведения в обществе;
Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей: обеспечивает стабильность социальной системы в течении длительного периода.
Слайд 72. Материальная и духовная культура
Накопление духовных ценностей идет по
двум направлениям:
преемственность – передача их от одного поколения
другому;
новаторство – создание нового, приращение культурного богатства.
Диалог культур – это закон мирового развития культуры, представляющий собой взаимодействие и взаимообогащение культур, обмен культурными ценностями.
Слайд 83. Культура личности и общества
Внутренняя культура
это знания, чувства
и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект,
добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка)
Внешняя культура
это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой
Слайд 94. Формы культуры
Народная культура – создается анонимными творцами, не
имеющей профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы и т.д.)
Элитарная –
создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами
Массовая –
сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества
Слайд 104. Формы культуры
Субкультура
Система ценностей, присущих определенной группе
(религиозная,
этническая, криминальная)
Контркультура
Оппозиция или альтернатива по отношению к господствующей в
обществе культуре (битники, хиппи, панки)
Слайд 11Наука в жизни современного общества
Тема № 2
Слайд 121. Что такое наука?
Наука – сфера духовной деятельности человека,
направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в
нем.
Признаки науки:
Объективность – предмет и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, не учитывая собственных мнений исследователя;
Рациональность – опора на мышление, исключение эмоций при принятии решений;
Системность – упорядоченность знания по определенным признакам;
Проверяемость – научные знания должны быть проверены на практике и с помощью логики.
Слайд 131. Что такое наука?
Функции науки:
культурно – мировоззренческая
– формирует мировоззрения человека на мир;
позновательно – объяснительная
– наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;
прогностическая – наука позволяет прогнозировать последствия изменения окружающего мира;
социально – преобразующая – наука является фактором общественного развития;
производственная – наука выступает производительной силой общества, руководит процессами современного производства, способствует совершенствованию орудий труда и технологий. Выступает фактором общественного развития.
Слайд 142. Взаимосвязь науки и современного общества
Потребность общества оказывает влияние
на проблематику научных исследований;
Состояние научных исследований зависит от
материально-технической базы общества;
Наука обеспечивает общество знанием и информацией;
Наука развивает сферу образования;
Наука является производственной силой общества, повышает уровень производительности труда;
Развитие науки способствует изменению экономической структуры общества;
Научные знания совершенствуют общественные отношения, способствуют их гуманизации.
Слайд 15Образование и его значимость в условиях информационного общества
Тема №
Слайд 161. Понятие образования
Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей
по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Слайд 17Функции образования
Экономическая: формирование социально-профессиональной структуры общества;
Социальная: социализация личности,
воспитание достойных членов общества;
Культурная: приобщение индивида к накопленным
продуктам культуры, формирование его творческого потенциала;
Мировоззренческая: формирование мировоззрения личности, распространение убеждений, ценностей, идеалов, поддерживающих ценность общества.
Слайд 18Особенности современного образования
Демократичность – обеспечение равного доступа к образованию;
Всеобщность – объединение различных образовательных стадий и структур;
Гибкость
– использование разнообразных форм, средств и методов обучения;
Непрерывность – охват различными уровнями образования, включая профессиональную переподготовку в течении всей жизни человека.
Слайд 19Уровни образования в РФ
Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Статья 10. Структура системы образования
4.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Слайд 20Направления реформирования образования
Демократизация: образование ориентируется на реализацию прав человека,
приобщение его к общечеловеческим ценностям;
Гуманитаризация: увеличение доли гуманитарных
знаний в системе образования;
Гуманизация: усиление внимания общества к личности, ее психологии, интересам и запросам;
Фундаментальность: систематизация знания, выявление в нем главного и второстипенного;
Компьютеризация.
Интеграция: предполагает единую систему образования для разных стран, создание международных форм и систем обучения.
Слайд 21Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни общества.
Свобода совести.
Тема 4.
Слайд 221. Понятие религия
Религия – совокупность представлений и действий, основывающихся
на вере в сверхъестественные силы, которые являются предметом поклонения и
культа.
Слайд 23Структурные элементы религии
Религиозное сознание – специфическое восприятие и отображение
мира сквозь призму священного, сверхъестественного, мистического; ключевым элементом религиозного сознания
является вера;
Слайд 24Религиозная деятельность – реализация принципов религии на практике, включает в
себя культ – совокупность символических действий, целью которых является результативный
контакт со сверхъестественным.
Слайд 25Религиозный опыт – духовное состояние верующего, которое является субъективным переживанием
личного контакта со сверхъестественным.
Слайд 26Религиозная доктрина (догма) – теоретическое оформление религиозного опыта, включает в
себя положения. Которые принимаются за истинные без доказательств.
Слайд 27Религиозная организация – объединение верующих.
Слайд 282. Исторические формы религии
Тотемизм – поклонение животному или растению, которое
считается предком рода;
Анимизм – вера в существование духов,
в наличие независимой души у людей, животных, растений.
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов.
Слайд 29Национальные религии
Иудаизм
Индуизм
Конфуцианство
Синтоизм
Слайд 30Мировые религии
Большое число последователей;
Межэтнический характер, выход за
пределы одной нации или государства;
Эгалитаризм – проповедь равенства
всех людей, обращенность ко всем социальным группам;
Стремление обратить в свою веру лиц другого исповедования.
Слайд 31Буддизм
Буддизм возник в IV – V вв. до н.э.
в Индии. Основателем учения является индийский принц Сиддхарта Гаутами, получивший
имя Будда (просветленные). Основы учения изложены в Трипитаке («три корзины книг»).
Жизнь есть страдание;
Причина страданий – жажда жизни, эгоизм;
Избавление от страданий возможно лишь путем избавления от желаний;
Прекращение страданий есть достижение нирваны – состояния покоя и отрешенности от всего мира;
Главный ритуал – медитация – отстранение от внешнего мира, полная самоуглубленность.
Слайд 32Христианство
Христианство возникло в I веке в Палестине в рамках
иудаизма, с которым в последствии вступил в острый конфликт. В
324 году при императоре Константине стало государственной религией Византии.
Основоположник – Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради спасения человечества. Вероучение изложено в Библии, состоящей из Ветхого и Нового Заветов.
В течении истории христианство распалось на православие, католицизм и протестантизм.
Слайд 33Христианство
Вера в три-единого Бога (Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа);
Равенство
всех людей перед Богом;
Первородный грех – причина всех страданий
человека;
Христос – результат боговоплощения, то есть совмещения в личностном единстве божественной и человеческой природы;
Искупление греха возможно путем аскезы, молитвы и покаяния;
Результат спасения – воскресение и загробное воздаяние, райское блаженство.
Слайд 34Ислам
Ислам возник в VII веке в Аравии. Основатель Мухаммед
(примерно 570 – 632 гг.). Источник вероучения – Коран. Имеет
два основных направления – суннизм и шиизм.
Существует единый и единственный Бог-творец Аллах;
Между Богом и человеком нет посредников;
Для спасения необходимо строгое соблюдение предписаний и обрядов Корана, образующих канонический закон – шариат ( молитва – намаз, соблюдение поста – ураза, совершение паломничества в Мекку – хаджа, милостыня – исхан);
Религиозная глава общины (халиф) является одновременно ее военным и административным главой;
Мусульманская община (умма) объединяет «правоверных всего мира;
Вера в воскресение после смерти и судный день.
Слайд 353. Функции религии
Мировоззренческая – формирует систему взглядов, идеалов и
убеждений, объясняет человеку мир и определяет его место в нем;
Утешительно-компенсаторская – религия успокаивает, дает надежду, снимает напряжение;
Регулирующая – с помощью норм, заповедей и обычаев регулирует поведение людей в обществе;
Коммуникативная – обеспечивает общение людей и связь поколений;
Интегрирующая – способствует объединению людей, формированию нации, укреплению государства.
Религия может играть дезинтегрирующую роль,, когда в государстве различные социальные группы противостоят друг другу по религиозному принципу.
Слайд 364. Свобода совести
Свобода совести означает свободу исповедовать любую религию
или не исповедовать никакой (атеизм), менять свои убеждения. Свобода совести
основывается на свободе вероисповедания и веротерпимости.
Ст. 28 Конституции РФ:
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Слайд 37Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность.
Слайд 381. Понятие морали
Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение
и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личностных интересов.
Источником
моральных норм могут быть заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа и т.д. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики.
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»
Слайд 392. Нравственные качества личности
Нравственность – исторически сложившийся свод неписанных
законов, норм, правил;
Этика – это философское учение, наука о
морали;
Идеал – это совершенство, высшая цель стремления людей, представление о высших моральных требованиях, о возвышенном в человеке;
Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека , так и для всего человечества;
Патриотизм – ценностное отношение к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу;
Гражданственность – нравственное качество личности, сочетающее в себе любовь к Родине и ответственность за ее развитие.
Слайд 40Функции морали
Оценочная – позволяет человеку оценивать поведение других людей, а
также свои внутренние мотивы, побуждения, намерения;
Познавательная – через
оценку других и самого себя человек познает себя как личность;
Воспитательная - человек приучает себя совершать добрые поступки и осуждать плохие.
Нравственные качества личности человек не получает в готовом виде от окружающих, а должен выработать самостоятельно. Утверждению нравственности в сознании способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личности.
Слайд 421. Понятие «искусство»
Искусство – особая подсистема духовной жизни общества,
представляющая собой творческое воспроизводство действительности в художественных образах.
Осмыслением художественной
стороны деятельности человека занимается философия искусства – эстетика
Слайд 432. Особенности искусства как формы познания
Образность – познание
осуществляет с помощью символов.
Наглядность – художественное произведение своеобразно
соответствует реальности.
Эмоциональность – с помощью искусства человек выражает наиболее значимые моменты жизни и направлено на эмоционально-чувственную сферу сознания.
Специфичность воспроизведения – окружающая действительность отражается с помощью художественных средств.
Субъективность – искусство отражает мир сквозь призму воображения и фантазии познающего субъекта.
Слайд 443. Виды искусства
Виды искусства – это исторически сложившаяся форма
художественного отражения мира, использующие для построения художественного образа особые средства
– звук, цвет, слово.
Слайд 45 Литература – использует словесно-письменные средства для построения образов.
Музыка – использует звуковые средства, подразделяется на вокальную и инструментальную.
Танец – использует для построения образов средства пластических движений.
Живопись – отображает реальность на плоскости средствами цвета.
Архитектура – формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека.
Скульптура – создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму.
Декоративно-прикладное искусство – художественные предметы, применяемые в быту.
Слайд 46 Театр – особое сценическое действо, создаваемое игрой актеров.
Кино – развитие театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных
средств.
Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными и рискованными номерами на специальной арене.
Фотография – документальные зрительные образы, созданные с помощью технических средств.
Эстрада – малые формы сценического искусства.
Слайд 474. Функции искусства
Эстетическая - позволяет действительность по законам
красоты, формирует эстетический вкус.
Социальная - оказывает идейное воздействие на
общество, преобразуя тем самым социальную реальность.
Компенсаторная - позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы.
Гедонистическая - отражает способность искусства приносить удовольствие человеку.
Познавательная - позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов.
Прогностическая - отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее.
Воспитательная - проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.