Слайд 1
Эволюция подходов
к управлению
персоналом
Школа человеческих отношений (1930-1950)
Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент
кафедра «Управления персоналом и трудового права»
Слайд 2
Представители школы человеческих отношений:
Г. Мюнстенберг, М.П.
Фоллет,
Ф. Ротлисбергер, Дж.Э. Мэйо
Теория человеческих
отношений базируется на следующих основополагающих идеях:
- трудовая мотивация определяется в первую очередь существующими в организации социальными нормами, а не материальными стимулами, призванными удовлетворять преимущественно базовые потребности работников;
- важнейшая детерминанта высокой эффективности труда - удовлетворенность работой, которая предполагает хорошую оплату, возможность служебного роста (карьеры), внимание руководителей к своим подчиненным, интересную и разнообразную работу;
- большое значение для мотивации производительного труда имеют социальное обеспечение и забота о каждом человеке, информирование работников о жизни организации, установление коммуникаций между руководителями всех уровней и подчиненными.
Слайд 3
Гуго (Хьюго) Мюнстенберг
(Hugo
Münsterberg) (1863-1916)
- Создал школу промышленных психологов
- Был основателем индустриальной
психологии и психотехники
- Стал разработчиком психологических тестов по профотбору
Слайд 4
Мэри Паркер Фоллет (Follett)
1868-1933
- Основоположница индустриальной психологии,
консультант в сфере теории организации и
конфликтологи
- концепция «группового индивида» как единицы общества
- концепция «власть с» вместо «власть над»
- создательница «общинных центров» (учебный центр + бюро по трудоустройству)
- разработала 4 принципа организации
Слайд 5
Четыре фундаментальных
принципа организации
по М.П. Фоллет
1.
координация как «взаимоувязка» всех факторов конкретной ситуации;
2. координация посредством прямых
контактов всех заинтересованных ответственных лиц;
3. координация на ранних этапах
4. координация как непрерывный процесс.
Слайд 6
Хоторнские эксперименты
в Western Electric
«Хоторнский эффект» – работники стараются
работать лучше, зная, что участвуют в эксперименте.
Слайд 7
Факторы, влияющие на
готовность к труду по
итогам
Хоторнского эксперимента
1. Дружеские связи, неформальные отношения, которые
устанавливают работники с товарищами по работе в процессе труда.
2. Внимание руководителей к подчиненным и то, насколько они позволяют им влиять на рабочую ситуацию.
3. Групповые нормы, то есть формирующиеся в рабочей группе представления относительно того, какое поведение и отношение к работе считается допустимым, а какое нет.
4. Осведомленность работников по важнейшим вопросам, затрагивающим их интересы.
5. Удовлетворенность трудом.
Слайд 8
Фриц Джулес
Ротлисбергер (roethlisberger)
(1868 – 1924)
- участвовал в Хоторнском эксперименте
- изучал влияние разных производственных факторов
(освещённость, температура, влажность и т.д.) на производительность труда
- обнаружил значимость человеческих отношений в производительности труда
- развивал концепцию «внутризаводских коммуникаций»
- популяризировал интервьюирование
Слайд 9
Джордж Элтон Мэйо
(1880-1949)
- Продолжил Хоторнский эксперимент,
- доказал, что социально
- психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие
технические аспекты производственного процесса
- изучал влияние утомления, монотонии и мотивации на производительность труда
- обнаружил, что излишне простые, повторяющиеся рабочие операции часто вызывают скуку у работников, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на их мотивацию
- обосновал влияние социально-психологического климата и приверженности к группе на производительность
Слайд 10
Основополагающие принципы
Школы человеческих отношений
развитие и всестороннее использование
организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;
использование механизмов самоорганизации
и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;
стимулирование процессов групповой динамики;
демократизация управления;
гуманизация труда.
В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.