Разделы презентаций


Шмонин Дмитрий Викторович

Содержание

Доклассическая наука («нулевой образ»)1.Классическая наука2.Неклассическая наука3. Постнеклассическая наукаРефлексивные образы науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Шмонин
Дмитрий Викторович
Теология
в трёхмерном пространстве науки
Ассоциация образовательных организаций
«Научно-образовательная теологическая ассоциация» (НОТА)

ШмонинДмитрий ВикторовичТеологияв трёхмерном пространстве наукиАссоциация образовательных организаций«Научно-образовательная теологическая ассоциация» (НОТА)

Слайд 2Доклассическая наука («нулевой образ»)

1.Классическая наука
2.Неклассическая наука
3. Постнеклассическая наука
Рефлексивные образы науки

Доклассическая наука («нулевой образ»)1.Классическая наука2.Неклассическая наука3. Постнеклассическая наукаРефлексивные образы науки

Слайд 3Современная наука
Мощный социальный институт
Новые формы организации научного производства
Новые дисциплины /

междисциплинарные исследования

Современная наукаМощный социальный институтНовые формы организации научного производстваНовые дисциплины / междисциплинарные исследования

Слайд 4Новый образ науки должен включать в себя не только современную

классификацию научного знания и описание моделей его роста, но и

– как минимум - этические экспертизы [Степин, 2013].
Нужны предпосылки новых мировоззренческих ориентиров, точки роста новых ценностей, то есть «такие состояния культуры, в которых зарождаются новые мировоззренческие смыслы» [Степин, 2011] .

Необходимость нового образа науки

Новый образ науки должен включать в себя не только современную классификацию научного знания и описание моделей его

Слайд 5преодолеваем ценностностный дефицит,
ищем новые мировоззренческие смыслы.

Создавая новый образ науки,

преодолеваем ценностностный дефицит, ищем новые мировоззренческие смыслы.Создавая новый образ науки,

Слайд 6При описании ценностно-смысловых оснований науки вынуждены апеллировать либо к абстрактным

общегуманистическим принципам, либо к вненаучным ценностям общесоциального характера [Степин, 2013].

Еще

труднее искать обоснование и смыслы внутри поля науки. Мы строим своего рода лестницу, находясь на которой, можем видеть более низкие ступеньки, но не ту, на которой стоим. При этом «сама по себе «рефлексивная возгонка» грозит дурной бесконечностью, «концептуальной зашоренностью» и «неправомерными самоограничениями» [Лекторский и др., 2016].

При описании ценностно-смысловых оснований науки вынуждены апеллировать либо к абстрактным общегуманистическим принципам, либо к вненаучным ценностям общесоциального

Слайд 7работаем с классификациями научного знания

Создавая новый образ науки,

работаем с классификациями научного знанияСоздавая новый образ науки,

Слайд 9ПРИРОДА
неорганическая
органическая
ЧЕЛОВЕК, т. е. ОБЩЕСТВО
и МЫШЛЕНИЕ
(человеческие)
(гуманитарные)
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ФИЛОСОФСКИЕ
технические
физико —
химические и др.
биологические
психология
математические
I. Объект
Треугольник Б.

М. Кедрова(1965)
наиболее общие законы развития
диалектика
II. Науки
6

ПРИРОДАнеорганическаяорганическаяЧЕЛОВЕК, т. е. ОБЩЕСТВОи МЫШЛЕНИЕ(человеческие)(гуманитарные)ЕСТЕСТВЕННЫЕСОЦИАЛЬНЫЕФИЛОСОФСКИЕтехническиефизико —химические и др.биологическиепсихологияматематическиеI. ОбъектТреугольник Б. М. Кедрова(1965)наиболее общие законы развитиядиалектикаII. Науки6

Слайд 11От «дисциплинарного поля» – к «сфере знания»,
от плоскости –


к трехмерному пространству.

От «дисциплинарного поля» – к «сфере знания», от плоскости – к трехмерному пространству.

Слайд 15Слово Бога
/ Слово о Боге (вера + разум)

Теология в системе

знания:
Во второй книге «Метафизики» [Аристотель, 1976. С. 69-70] теология появляется

«в двояком смысле» – как наука, которой мог бы обладать Бог, и как человеческая наука о божественном.

Смысл этой высшей из умозрительных наук раскрывается лишь в контексте религии спасения. Термин «теология», дополненный новыми смыслами, включается, вместе с иным философским инструментарием, в грекоязычную святоотеческую традицию и вместе с ней распространяется на латинский интеллектуальный мир.

Слово Бога/ Слово о Боге (вера + разум)Теология в системе знания:Во второй книге «Метафизики» [Аристотель, 1976. С.

Слайд 16Слово Бога
/ Слово о Боге

В двух указанных значениях о теологии

как о науке речь не идет. Теология здесь выступает как

аксиоматическая база для последующих рационализаций – как нормативных, так и дескриптивных. Теологическая аксиоматика основана на общепризнанной, постоянно (в течение двух тысячелетий) воспроизводимой интуиции верующих, воспринимаемой ими как комплекс знаний, открытых человечеству в вере.

I - Теология буквально понимается в христианстве как изначальное Слово Бога, творящее мир и обращенное к нам (Ин 1:1-3).
II - Теология раскрывается как наша постоянная связь с Богом в религиозной жизни, наше совместное и личное молитвенное выражение веры, ответное слово о Боге, поддерживаемое просвещением, знанием, которое приходит от Него нам .

Слово Бога/ Слово о БогеВ двух указанных значениях о теологии как о науке речь не идет. Теология

Слайд 17Слово Бога
/ Слово о Боге (вера + разум)
/ Система рационального

знания
(разум + вера)

III - Теология выступает здесь отрасль знания или

предметная область, обеспечивающая систематическое выражение религиозной доктрины и комплекс связанных с этим дисциплин. Она включает в себя методологию познания как внутренних для христианства в целом (и для данной конфессии) объектов, так и внешних вещей и явлений, включая существование и развитие природного и социального мира, осмысливаемых с соответствующих ценностно-мировоззренческих позиций.

Слово Бога/ Слово о Боге (вера + разум)/ Система рационального знания(разум + вера)	III - Теология выступает здесь

Слайд 18/ Система рационального знания

Мы подчеркиваем нормативное значение теологии - III.

Однако помимо нормативного, она имеет и дескриптивный характер, что расширяет

возможность применения в ней различных типов научной методологии.
В систему и структуру теологии входит изучение становления и развития богословской мысли, рожденных последней методологических подходов к исследовательской работе, как общих, так и конкретных методов, относящихся к тем или иным теологическим дисциплинам. Последние структурируются в несколько крупных направлений.

/ Система рационального знания	Мы подчеркиваем нормативное значение теологии - III. Однако помимо нормативного, она имеет и дескриптивный

Слайд 19/ Система рационального знания

Догматическое богословие (основы христианской веры в

систематическом и сравнительном аспектах), аскетика, нравственное богословие (моральная теология), библеистика,

патристика и патрология, основное богословие связаны с философией – и методологически, и содержательно, и исторически.
Церковная история, литургическое богословие, изучение богослужебных текстов, богослужебного языка, гимнография, другие разделы литургики. Помимо ряда специфических разделов теологии (агиография, агиология, гомилетика, пастырское богословие и др.), каноническое право, система церковного судопроизводства, теория и практика миссии, катехизации, воспитания, образования, которые хотя и направлены на изучение и решение внутрицерковных вопросов, перекликаются с разделами и дисциплинами близких им светских областей знания – правоведения, истории, политологии, педагогики и т.п.

/ Система рационального знания	 Догматическое богословие (основы христианской веры в систематическом и сравнительном аспектах), аскетика, нравственное богословие

Слайд 20Теология внутри и вне системы научного знания

Теология внутри и вне системы научного знания

Слайд 21Теология / Уточнения

Теология (богословие) не может существовать вне религиозно-конфессионального поля,

соответственно теолог должен принадлежать Церкви и своей традиции.

Теология не

должна мыслиться лишь как одна из множества теологий; такой подход не соответствует пониманию слова теология, введенному, как мы напомнили, в оборот Аристотелем и раскрытую христианством.

Попытки «объединить бренды» конфессиональных теологий приводят лишь к тому, что участники дискуссии отходят от теологических способов решения вопросов. Таким образом, и здесь мы имеем дело с «рефлексиями второго порядка».

Использование термина теология в контексте авраамических религий – иудаизма и ислама допустимо – корректно в той мере, в какой античное, преимущественно перипатетическое, наследие повлияло на средневековую иудейскую и арабо-мусульманскую мысль, а юридически, поскольку в современном российском научно-образовательном контексте и еврейские, и мусульманские сообщества поддержали идею развития теологии как отрасли знания и включения ее в перечень научных специальностей.

Современная западная «философская теология» скорее относится к таким почтенным разделам философии, как философия религии или религиозная философия.
Теология / УточненияТеология (богословие) не может существовать вне религиозно-конфессионального поля, соответственно теолог должен принадлежать Церкви и своей

Слайд 22Благодарим за внимание.

Благодарим за внимание.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика