Слайд 1 Выполнила:
студ. 4 курса
напр. пед. обр.
Касаткина Алина
Символический характер художественного образа
Слайд 2Художественный образ - является специальным знаком (символом) , смысл (значение)
которого составляет то или иное обобщенное переживание.
Художественный образ не имеет
объективного аналога в действительности и потому не является копией какого бы то ни было реального объекта.
Слайд 3Художественный образ может выступить в одной из трех ипостасей:
1)
изоморфема (структурная копия объекта,
основная тема изображения)
2) метафора (иносказание)
3) аллегория (символ абстрактного объекта)
Слайд 5
Габриэль Корнелиус фон Макс
«СВЕТ»
19 век.
Слепая девушка продает светильники
христианам при входе в катакомбы.
Эта слепая девушка распространяет свет,
она видит больше тех зрячих, кто избрал тьму.
Слайд 6Оноре Домье «Законодательное чрево»
Переходя от героя к герою, отмечаешь, что
каждый портрет очень индивидуальный, но при целостном восприятии с удивлением
приходишь к выводу – заостренный индивидуализм перерастает в некое обобщение, где царит непроходимая глупость и бесполезность.
Слайд 7Мартин Шонгауэр
«Искушение святого Антония»
(ок. 1470-1475)
В этой гравюре перед зрителем предстает
благочестивый пустынник, терпящий страдания от сверхъестественных страшилищ, которые когтями, клыками,
хоботами терзают святого мученика, искушая его.
Слайд 8 Павел Антипов
«Танец на веском стуле»
Здесь притаилась неустойчивость и нестабильность
отношений между мужчиной и женщиной,
а так же зыбкий
двадцатый
век.
Слайд 10Гурбуза Эксиоглу «Сломанные лестницы»
Стена – единственная преграда на пути к
цели, но человек любим мечтать и не делает ничего для
достижения желаемого.
Слайд 11«Волк и ягненок»
А. Лаптев
(ил. к басням Крылова)
“У сильного всегда
бессильный виноват” - гласит мораль.
Образ ягненка использован не только
как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.
Слайд 12Павел Антипов «Ловец образов»
«Живя в потребительском мире, мы гонимся за
декоративным и обманчивым. Нас заставляют бегать за «бабочками». А вот
ловец образов – отличается от других. Ему интересны эти бабочки, их существование. И таким образом он сам стремится к полёту. Ему важно не обладание, а – увидеть смысл происходящего вокруг»
Слайд 14Генрих Бухгольц.
«Аллегория побед русского флота в войне с Турцией 1768-1774
гг.».
Картина в аллегорической форме представляет Екатерину II как продолжательницу дел Петра
Великого, изображенного восседающим на облаках в левой части композиции. Бог времени Хронос указывает Петру I на медальон с портретом Eкатерины II, который поддерживает летящая Слава, у нее в руках карта Черного моря и Крымa.
Слайд 15«Делят пирог»
Аллегорический сюжет на первый раздел Польши в 1772 году.
Слайд 16Максим Никифорович Воробьёв.
«Дуб, раздробленный молнией»
Аллегория на смерть жены художника.
Слайд 17В.Бугро
«Невинность»
Ягнёнок и маленький ребёнок — символы невинности.
Слайд 18Уотс Джордж Фредерик
«Надежда»
Аллегории состоит в том, что если мы
можем видеть, то Надежда нам не нужна. На первый взгляд
перед нами фигура побежденной, но Надежда продолжает терпеливо ждать, когда кто-то изменит ситуацию.
Слайд 19Макс Эрнст
«Слон Целебеса»
Целебес — остров в Индонезии (сейчас Сулавеси),
который своими очертаниями напоминает слона.
Механический слон, вызывающий в памяти образы
танка, противогаза, печи, кажется огромным по сравнению со светлой женской фигурой на первом плане, которая словно зовёт его за собой неестественно повёрнутой рукой.
изоморфема + метафора
Слайд 20Символический смысл формальных компонент живописного образа:
- формы;
- света;
- цвета;
- перспективы.
Слайд 21Франтишек Купка «Первый шаг»
Круг является связующим звеном с космосом.
Эта
картина ни о чем. Это попытка исследовать наши взаимоотношения с
космосом и Вселенной: визуальный образ взаимосвязанности Солнца, Луны и планет. Вместо сюжета Купка просто излагает на холсте некоторые свои мысли.
Слайд 22Генри Оссава Таннер - Благовещение
- Мария
Свет как источник истины, как источник "божественной благодати"
Слайд 23В Древнем Египте красный вобрал в себя качества необитаемой и бесплодной земли и поэтому
стал цветом зла. Именно по этой причине Сет рисовался красной охрой.
Этим же цветом писались слова, которые несли недобрые предзнаменования.
Слайд 24Церковные каноны переняли лаконичность палитры предыдущих культур и вобрали основные трактовки
цветов, наделив красный значениями могущества и мученичества. Красный мафорий (покрывало, ниспадающее на плечи) на голове Пречистой
символизирует страдания и указывает на ее назначение — Царица небесная. Нижние одежды, как правило, пишутся голубым (знак небесной чистоты).
Слайд 25Роберт Делоне «Синхронный диск»
Здесь нет аллюзий. Объектом художник выбрал цвет.
Он применил технику деконструкции к цветовому кругу, раздробив его, а
потом восстановив уже в форме мишени, разрезанной на 4 сектора, в каждом из которых есть 7 цветовых сегментов. В итоге мы имеем 7 концентрических кругов, состоящих из разделенных контрастирующих цветов.
Слайд 26Апостол и евангелист Матфей
Древние русские иконописцы не приняли линейной
перспективы, когда познакомились с ней. Обратная перспектива сохраняла свой духовный
смысл, но была и протестом против соблазнов "плотского зрения"
Слайд 27К.С.Истомин “Вузовки”
Русские художники экспериментировали с положением предметов в пространстве, линией
горизонта и перспективой.
Слайд 28«Девятый вал» Иван Константинович Айвазовский
Романтики XIX в. придали линейной перспективе
новое символическое значение, существенно отличающееся от ренессансного. В пейзажных композициях маленькие
фигурки людей противопоставляются необъятному пространству с уходящим вдаль бескрайним горизонтом.
Слайд 29РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Слайд 30Художественным произведением может стать только такая тень, которая выразительна, т.е.
которая кодирует эмоциональное отношение другого человека,
так сказать, к тени.
Слайд 31Взаимодействие образа и материал
Слайд 32Поликлет (Справа бронзовая копия-реконструкция из ГМИИ им. Пушкина)
Вопреки сложившейся у
современного зрителя привычке, греки часто работали, отливая статуи в бронзе,
что позволяло избежать мешающих восприятию подставок, возникших в мраморных повторениях римского времени.
Слайд 33Ярким примером гениальной передачи возвышенного чувства скорби является одна из
вершин русской монументальной живописи – композиция «Оплакивание» из ранних фресок
Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, с удивительными по выразительности жестами - склоненная голова Богоматери, жест апостола Иоанна Богослова, берущего в свою руку – руку Христа создают образ благоговейного преклонения и торжественного предстояния.
ТЕМПЕРА
Слайд 34Масляная живопись
В начале 12 века немецкий монах Теофил в своем
трактате «О различных искусствах» уже предложил рецепт приготовления красок на
основе льняного масла. Но рецепт этот был несовершенным, и новый вид красок широкого применения в живописи не нашел. Масляные краски сохли очень долго, процесс ускорялся на солнце, но тогда краски чаще всего растрескивались и выцветали.
И вот, в 15 веке на исторической сцене появляется новатор Ян ван Эйк. Теперь краски не сохли так долго, как прежде. Их можно было смешивать на палитре и тем самым достигать невиданного ранее разнообразия цветов и оттенков. Тоненькая масляная пленочка на поверхности изображения работала по принципу линзы: и вбирала падающий на картину свет, и одновременно отражала его.
Масляная краска изменяет характер живописи на станковый.
Слайд 35Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк «Гентский алтарь»
Слайд 36Тициан «Вакханалия"
Итальянцы, несомненно, не только усвоили, но и усовершенствовали технику,
стремящуюся к овладеванию «волшебством» красок. Чем подмалевок удобнее для лессировок,
тем большие могут достигаться эффекты. Матовый подмалевок прокрывается блестящими лессировками, и эффект последних, в случае необходимости, тушится полукроющей краской.
Слайд 37Якоб Йорданс «Бобовый король»
Во всем блеске масляная живопись предстает в
эпоху барокко
Слайд 38Жан-Батист Перронно
«Портрет Мари-Анн Юкье»
Мир чувств и образов эпохи рококо (XVIII
в.) требует сделать живопись "лёгкой" и "воздушной".
С помощью пастели можно
добиться такой свежести и сияния, которые никогда не удастся создать маслом.
Слайд 39Г. Курбе «Похороны в Орнане»
С наступлением эпохи романтизма в
XIX и. для передачи романтических настроений, связанных с мрачными эффектами,
опять-таки появляется новая техника - использование битума
Слайд 40Альфред Сислей «Берег реки Луа»
Импрессионисты пишут только то, что они
видят, а не то, что они знают. Они достигли небывалой
звучности колорита, невиданного богатства оттенков. Мазок стал самостоятельным средством выразительности, наполняя поверхность картины живой мерцающей вибрацией цветовых частиц.
В полотнах импрессионистов краски ярко засияли: с их палитры исчезли все черные, серые, чистые белые и коричневые краски, остались почти исключительно только цвета радуги
Слайд 41Поль Сезанн «Купальщицы»
В начале20 в. Сезанн приступил к "лепке" формы
цветом вместо светотени.
Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы
предмета.
Слайд 42Фовисты отказались от смешения красок и вернулись к локальным цветам.
Буйство красок – свидетельство страсти, которую художник испытывает к своей
жене.
Анри Матисс
«Женщина в шляпе»
Слайд 43Суть кубизма: разборка предмета на составляющие посредством пристального анализа.
Первой
новинкой оказался коллаж.
Слайд 44Макс Эрнст
Мир сюрреалистических чувств и образов принудил обратиться к
ещё более экстравагантной технике фроттажа и граттажа.
Слайд 45Фроттаж Берта Герресхайма (фрагмент)
Слайд 46В. Кандинский «Импрессия. III концерт»
Наконец, переход к абстракционизму привел
к ещё более радикальным новшествам в художественной технике
Слайд 47Лучизм (районизм)
Ф. Ларинов «Стекло»
Художники-лучисты основное внимание уделяли свету и цвету
Слайд 48Абстрактный экспрессионизм.
Джексон Поллок «Конвергенция»
Слайд 49ОРФИЗМ
Р. Делоне
«Марсово поле:
Красная башня»
Художники-орфисты стремились выразить динамику движения
и музыкальность ритмов с помощью взаимопроникновения основных цветов спектра и
взаимопересечения криволинейных поверхностей.
Слайд 50ТАШИЗМ
А. Орлов
«Шрамы в душе не заживают никогда»
Представляет собой живопись
пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность
художника.
Слайд 51«Относительность»
Мауриц Корнелис Эшер
Оп-арт (или оптическое искусство)
Особенность этой техники состоит в
том, что она позволяет передать эмоции, обусловленные сочетанием тонкой игры
оптически чистых цветовых тонов со стереоскопическими эффектами.
Слайд 52Марина Аполлонио. Круговая динамика 008 /
Градация №28 Цветовая форма 14Р.
По большому счету, картины оп-арта
можно разделить на две большие категории. К первой относятся черно-белые работы, создающие эффект движения. Воздействие работ из второй категории основано на иллюзорном изображении, которое возникает при рассматривании определенного цвета или цветового сочетания.
Слайд 53Британский художник Тим Ноулс – выдающийся ум и гениальный человек,
заставивший деревья рисовать.
Слайд 54Релятивистский характер художественного произведения
Слайд 55Картины нарисованные художниками-дельфнами сильно разнятся
Слайд 57Хозяева обнаружили этот талант
к рисованию случайно, когда этот
Жеребец
поинтересовался
покраской забора работниками ранчо. Рене ради шутки предложила своему
Мустангу, тоже немного покрасить.