Слайд 1 Сущность, понятие и основы организации предпринимательской деятельности
Слайд 2Предпринимательская деятельность напрямую связана с удовлетворением спроса потребителей. Если этот
спрос, конечно, имеет место. Если же предложение предпринимателя не актуально,
то никакой прибыли он не получит. Любой бизнес не обходится без риска. Нет абсолютно никаких гарантий, что вложенные средства хотя бы окупятся. Предпринимателю стоит сначала изучить рынок, а не бросаться в омут с головой.
Слайд 5цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли в результате максимального
удовлетворения общественных потребностей
Цели предпринимательской деятельности достигаются посредством решения ряда задач
выбор наиболее оптимальной организационно-правовой формы предприятия;
практическое освоение выбранного производственного направления;
изучение рыночной ситуации, включающей исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов;
поддержание ликвидности предприятия, т.е. постоянного наличия де-нежных средств и других ликвидных активов, позволяющих осуществлять выплаты по обязательствам (работника, поставщикам, кредиторам);
соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом.
Слайд 6Основные признаки предпринимательской деятельности
самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их
объединений, которая подразумевает собственный выбор сферы предпринимательства;
инициативная деятельность дееспособных
граждан, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода);
деятельность, осуществляемая физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц на законных основаниях;
систематичность осуществления предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени;
процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих повышен-ной потребительской ценность относительно существующих аналогов;
предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность. Это означает, что в соответствии с п. 2 ст. 929 ГК РФ предпринимательским риском является риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств перед контрагентами или изменений условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, а также риск неполучения ожидаемых доходов;
деятельность, которая заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью эффективного использования имеющихся ресурсов и удовлетворения потребительского спроса.
Слайд 7 функции предпринимательства:
Ресурсная. Идет речь об эффективном использовании как ограниченных,
так и воспроизводимых ресурсов. Это могут быть все средства производства
и их научные достижения. Также учитывается наличие предпринимательского таланта.
Общеэкономическая. Она отвечает за поддержание экономической ситуации в стране или определенном регионе.
Инновационная функция. Связанная с задействованием в производстве новых идей, а также с выработкой новых факторов и средств в достижении поставленной цели. Она тесно связана с другими функциями предпринимательской деятельности.
Социальная функция. Занимает позицию возможности каждой дееспособной личности называться собственником дела. Такой человек может на все 100% проявлять индивидуальные таланты и прочие способности.
Организаторская. Предприниматели могут самостоятельно принимать решения об организации личного дела с внедрением внутрифирменных предпринимательств. Также могут отвечать за предпринимательское управление, за создание определенных предпринимательских структур, а также за изменение стратегий деятельности собственников данной фирмы.
Слайд 8Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Федеральные нормативные акты:
• Конституция Российской
Федерации от 12.12.1993г. (ред.от 25.07.2003)
Кодексы:
• Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть I) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 29.07.2004 г.);
• Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 23.12.2003 г.);
• Гражданский кодекс Российской Федерации (часть III) от 26.11.2001 г. №146-ФЗ;
• Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть I) от 31.07.1998 г. №148-ФЗ (ред. от 29.07.2004 г.);
• Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть II) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 29.07.2004 г.)
Слайд 9Федеральные законы:
• Федеральный закон от 24 июля 2007 года
№209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
• Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
• Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
• Федеральный закон от 08 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
• Федеральный закон от 08 мая 1996 года №41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
• Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
• Федеральный закон от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
• Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостояельности (банкротстве)»;
• Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
• Федеральный закон от 08 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
Слайд 11Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке
и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно Федеральному
Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ (ред. от 21.03.2002) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства
В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Все зарегистрированные индивидуальные предприниматели регистрируются в государственном реестре, который является федеральным информационным ресурсом
Слайд 12В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об
индивидуальном предпринимателе:
фамилия, имя и отчество;
дата и место
рождения;
гражданство;
адрес места жительства в Российской Федерации;
данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации;
дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации;
дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;
идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
коды по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;
в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя
Слайд 13Уполномоченные органы государственных внебюджетных социальных фондов
Слайд 14Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики
при определенных, установленных законом критериях (показателей).
К критериям, на основе
которых, субъекты хозяйственной деятельности относятся, к субъектам малого предпринимательства, относятся: средняя численность занятых на предприятии работников; размер уставного капитала; ежегодный оборот, полученный предприятием за год; величина активов.
Слайд 15Критерии для характеристики субъектов малого и среднего предпринимательства
Слайд 17К среднему и малому предпринимательству в целом относятся: хозяйственные общества,
товарищества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства,
индивидуальные предприниматели.
Критерии МСП
- Компания зарегистрирована в качестве ИП, ООО, АО, потребительского кооператива, фермерского хозяйства, садового товарищества;
- Доля государственных и муниципальных образований в уставном капитале не превышает 25%, а иностранных и крупных компаний – не более 49%;
- Допустимая среднесписочная численность для микропредприятий – менее 15 работников, для малых предприятий – менее 100 работников, для средних предприятий – 101–250 работников;
- Суммарный годовой доход для микропредприятий 120 млн. руб., для малых предприятий – 800 млн. руб., для средних предприятий – 2 млрд. руб.
Слайд 18
За рубежом несколько иные требования к малым предприятиям. Так, например,
международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются
экономически развитые страны, выделяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как средние и свыше 500 человек – как «крупные».
Слайд 19Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, в которых средняя
численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней.
Слайд 21
Изменения в законодательстве в соответствии Федеральный закон от 05.05.2014 №
99-ФЗ
Слайд 22Преимущества и недостатки коммерческих организационно-правовых форм малых предприятий
Слайд 23По структуре хозяйствующие субъекты делятся на узкоспециализированные,
многопрофильные
комбинированные.
Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA-NC
Слайд 24Важные индикаторы состояния экономики, на которые необходимо обратить внимание
I уровень
II
уровень
Слайд 25При определении привлекательности отрасли могут быть использованы следующие факторы
Слайд 26Основная цель и ценность бизнес-плана
Ценность бизнес-плана:
Бизнес-план позволяет:
Слайд 29Резюме содержит краткое изложение сути проекта и представление ключевых фактов
и показателей.
Информация об инициаторе и предпосылках проекта включает данные
о компании, ее финансовом состоянии, компетенциях и истории работы на рынке.
Представление проекта (продукта) – описание того, что планируется сделать, какими характеристиками будет обладать продукция или объект, что уже сделано.
Маркетинговый анализ может охватывать несколько разделов бизнес-плана, посвященных рынку и организации продаж, или быть полностью представленным в одном разделе.
Технологии и операционный план включают все операционные аспекты проекта: собственно технологические решения, оборудование, материалы, организацию производства, правовые вопросы.
Бюджет и финансовый анализ – обоснование структуры доходов и затрат проекта, прогнозный бюджет и анализ экономической эффективности.
Анализ рисков включает описание наиболее существенных рисков проекта и анализ их возможного влияния на результат.
Слайд 301. Инициатор проекта. Возможно, его очень краткое описание.
2. Краткое (1-2
абзаца) описание сути предлагаемого инвестиционного проекта.
3. Ключевые предпосылки и/или конкурентные
преимущества, позволяющие ожидать, что проект будет успешным. Это описание также надо уместить в 1-2 абзаца.
4. Объем инвестиций в проект, возможно – с указанием основных направлений вложения средств.
5. Источники финансирования. Сумма собственного капитала компании, сумма запрашиваемого кредита и его срок, запрашиваемая государственная поддержка и форма поддержки.
6. Основные технико-экономические и финансовые показатели проекта. Обычно, перечень этих показателей включает часть или все пункты из следующего списка:
a. плановый физический объем производства;
b. плановый годовой оборот;
c. плановая годовая прибыль ;
d. NPV, IRR, срок окупаемости проекта.
Резюме бизнес-плана представляет главные выводы, сделанные по результатам изучения проекта, и должно содержать следующие его основные характеристики. Обычно, это 1-2 страницы, содержащие следующие данные:
Слайд 31Инициатор проекта
Точное наименование инициатора проекта и юридические данные.
Подтверждение наличия опыта
работы
Финансовые характеристики компании
Иная существенная информация
Слайд 32Представление проекта (продукта)
Основная цель представления проекта (продукта) – познакомить инвестора
с общей идеей проекта и характеристиками той продукции, которая будет
создана в результате его реализации.
Для проектов, связанных с выпуском продукта или оказанием услуг, данный раздел должен раскрывать следующие вопросы:
наименование продукции, структура продуктовой линейки;
основные потребительские свойства продукта (услуги);
факторы, являющиеся конкурентным преимуществом продукта;
сравнение продукта с наиболее важными аналогами.
Если предметом проекта является создание объекта или инфраструктуры, то необходимая информация будет включать:
географическое расположение объекта;
строительные характеристики, например: площади, распределение площадей по категориям, этажность, земельный участок;
укрупненная планировка;
факторы, являющиеся конкурентным преимуществом объекта;
сравнение объекта с наиболее важными аналогами.
Слайд 33Маркетинг. Анализ рыночной ситуации
Слайд 34Инновационная сущность предпринимательства
Инновационное предпринимательство – это процесс создания и коммерческого использования
технико-технологических нововведений.
В мировой экономической литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение
потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
В экономической литературе выделяют пять основных видов инновационного предпринимательства:
– технологические инновации;
– производственные инновации;
– экономические инновации;
– торговые инновации;
– социальные инновации,
– инновации в области управления.
Слайд 35Говоря об инновационном предпринимательстве, следует упомянуть и о получившем в
последние годы широкое развитие венчурном бизнесе.
Венчурный бизнес, как правило, трактуется
как рисковый бизнес. Это одна из форм технологических нововведений.
Венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и в первую очередь в высокотехнологичных областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска.
Слайд 36Под венчурной фирмой понимается обычно коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой
и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределенным
заранее доходом, т.е. с рискованным вкладом капитала.
Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения риска. Оно позволяет авторам идей, не имеющим в достаточном объеме собственных средств, реализовать эти идеи.
Венчурный бизнес зародился и получил широкое развитие в США. Любой малый инновационный бизнес испытывает ограниченность материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нуждается в эффективной поддержке со стороны государства.
Слайд 37Факторы предпринимательства
Факторы предпринимательства — это параметры, определяющие возможности реализации свойств
предпринимательской функции.
Различают внешние факторы, обусловленные характером окружающей среды, и
внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации предпринимательства.
Слайд 38
К внешним факторам, определяющим конкретные условия деятельности предпринимателя, относят:
природно-демографические факторы
— климатические условия и качество земель, сырьевую базу, численность и
поло-возрастную структуру населения и т.п., определяющие отраслевую специализацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы
социально-культурные факторы — нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству
технологические факторы — уровень индустриального развития страны, науки и техники, наличие технологий и их применение, обусловливающие как характер и формы осуществления производства, так и способы предпринимательской деятельности
Внешние факторы
Слайд 39экономические факторы — степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень
рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их
распределения, уровень сбережений, налоговую политику и т. д., определяющие условия распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности
институциональные факторы — развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные, транспортные агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения, обусловливающие интенсивность товарообменных операций и расширяющие возможности предпринимательской деятельности
правовые факторы — степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательную защиту предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства, не только обеспечивающие предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяющие уровень ее активности
политические факторы — устойчивость политических институтов, характер взаимоотношения общества и государства, способы управления и принятия решений, обусловливающие социальную интегрированность предпринимательства в общество и его идеологию
Слайд 40
развитость отношений собственности, включая гарантии частной собственности, определяющие степень
хозяйственной мотивации агентов рынка и контроля за использованием ресурсов;
четкость
определения прав собственности, обусловливающих возможности осуществления хозяйственных операций;
развитость форм собственности, обеспечивающих мобильность капитала;
особенности внутренней организации хозяйственных ячеек — масштабы организации;
особенности иерархической структуры;
форму и характер управления организацией, непосредственно влияющие на содержание и формы реализации функций предпринимательства.
Внутренние факторы