Слайд 1
Лекция 1
Современная методология сестринского ухода: понятия и термины
Виноградова Ирина Петровна
Слайд 2Список сокращений
РППП – решение проблем пациента
м/с – медицинская сестра
СД –
сестринское дело
СУ – сестринский уход
ЧДД – частота дыхательных движений
АД –
артериальное давление
ФР – факторы риска
Слайд 3
Определение сестринского дела
Из материалов 1 Всероссийской конференции по теории сестринского
дела:
"Сестринское дело - это часть системы здравоохранения, соединяющая науку
и искусство, направленная на решение существующих и потенциальных проблем пациента со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды"
Иными словами, сестринское дело - это наука и искусство диагностики и коррекции ответных реакций человека на существующее или потенциальное болезненное состояние
Слайд 4Сестринское дело как наука
Научной основой профессиональной деятельности медсестры является современная
методология сестринского ухода
Цель сестринского дела - обеспечение приемлемого качества жизни
в болезни и максимально возможного для пациента в его состоянии физического и психосоциального комфорта
Выполнение назначений врача является одним из разделов работы медсестры, но не единственным содержанием её деятельности
Слайд 54 уровня деятельности медсестры:
Укрепление здоровья
Профилактика болезней и травм (сохранение здоровья)
Восстановление
утраченных функций
Облегчение физических и психических страданий неизлечимо больных и умирающих
больных
Слайд 6Современная медсестра выступает в следующих ролях:
организатор ухода за пациентом; исполнитель
ухода за пациентом; адвокат (защитник, интересов пациента)
педагог (консультант)
исследователь
лидер
активный член медицинской бригады
Слайд 7Медсестра и пациент
Пациент - это человек, который нуждается в
медицинской помощи и получает её
Пациент имеет право:
на гармоничную жизнь
и развитие
на получение качественной медицинской помощи независимо от пола, возраста, вероисповедания, национальности и социального положения
на получение достоверной информации о состоянии своего здоровья, о характере лечения и предполагаемом результате
на конфиденциальность
на активное участие в лечении и уходе
Слайд 8Медсестра и пациент
В отношениях с пациентом медсестра берёт на себя
следующие этические обязанности:
уважать личность пациента и сохранять его достоинство
не причинять вреда
сохранять врачебную тайну
Слайд 9Медсестра и пациент
Одним из направлений деятельности медсестры является активное устранение
или уменьшение отрицательного влияния окружающей среды на здоровье пациента
Окружающая среда
- это совокупность природных и социальных факторов, постоянно взаимодействующих с человеком
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов
Слайд 10На человека оказывает постоянное воздействие окружающая среда. Это воздействие может
быть как положительным, так и отрицательным
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье
человека, называются факторами риска.
Слайд 11Группы факторов риска
1. Генетические факторы риска (неустранимые):
пол
наследственность
возраст
2. Выборочные
факторы риска (устранимые):
гиподинамия
избыточный вес
вредные привычки
нерациональное питание
стресс
неблагоприятные экологические
факторы
Слайд 12
Адаптация - умение приспособиться к существованию с факторами риска (если
они неустранимы) или бороться с ними, уменьшая их отрицательные последствия
Способность
к адаптации выше, если человек:
знает о факторах риска и их влиянии на здоровье
имеет желание и волю к адаптации
имеет достаточно сил, чтобы бороться с факторами риска
Слайд 13Главной задачей медсестры является максимальная адаптация пациента к отрицательному влиянию
окружающей среды и уменьшение этого отрицательного влияния на здоровье пациента
Нормальное
существование человека не только как биологической системы, но и как социальной личности, возможно при условии удовлетворения основных потребностей.
Основными потребностями человека являются физиологические потребности (в дыхании, пище, движении, отдыхе и др.), потребности в безопасности, в любви, самоуважении, самореализации.
Слайд 14Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни
Образ жизни зависит от:
возраста
человека
социо-культурного окружения (общество, в котором живёт человек, его семья,
коллектив на работе или в школе с их культурой, традициями)
экологии
знаний, умений, желаний и сил человека
Способ удовлетворения основных жизненно важных потребностей, направленный на достижение полного здоровья, называется здоровым образом жизни
Слайд 15
В англоязычных странах существует термин «сестринский процесс», аналогичный нашему понятию
«современная методология сестринского ухода»
Эта реформаторская концепция родилась в США
в середине 50-х годов и за 6 десятилетий полностью доказала свою эффективность
Сестринский процесс
Слайд 16Сестринский процесс - это научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи,
ориентированной на потребности пациента
Цель сестринского процесса – предупреждение и сведение
до минимума трудностей, возникающих у пациента, поддержание и восстановление независимости пациента и удовлетворение основных потребностей его организма
Слайд 17Задачи сестринского ухода:
Удовлетворение основных потребностей пациента
Поддержание и восстановление здоровья и
максимальной независимости пациента
Обеспечение пациенту максимального качества жизни или условий для
спокойной и безболезненной смерти
Слайд 18Сестринский уход состоит из 5 последовательных этапов:
1 этап - сестринское
обследование (сбор данных о состоянии здоровья пациента, выявление нарушенных потребностей).
2
этап - определение проблем пациента (сестринский диагноз)
3 этап - планирование (определение целей сестринского вмешательства с последующим составлением плана ухода).
4 этап - реализация (исполнение плана ухода)
5 этап - оценка достигнутых результатов
Слайд 19Конечным результатом выполнения 5 этапов сестринского ухода является документирование полученной
информации и исполнения ухода, а именно написание сестринской истории болезни
Сестринская
история болезни - это документ, который отражает все этапы сестринского ухода
Слайд 20Сестринское обследование принципиально отличается от врачебного
Врачебное обследование - выявляет нарушение
функций внутренних органов и устанавливает их причины
Сестринское обследование – направлено
на выявление причин нарушения состояния комфорта у пациента
*Дискомфорт может быть физиологического, психологического или духовного характера
1 этап - сестринское обследование
Слайд 211 этап - сестринское обследование. Сбор информации о состоянии здоровья
Объективный
Субъективный
Дополнительные данные
Методы обследования пациента
Слайд 22Типы данных информации
Источники информации
Методы сбора информации
1. Субъективные
данные - ощущения
самого пациента
2.
Объективные данные
- наблюдение и
обследование пациента
медсестрой
3. Дополнительные
данные -
лабораторные и
инструментальные
исследования
1. Пациент
2. Семья
3.
Медицинские
документы
4. Обзор литературы
по уходу
5. Беседа с врачом
Медицинское интервью
(жалобы, ощущения,
опрос по листу
первичной оценки,
динамическому листу
наблюдения)
Документирование в сестринской истории болезни
Слайд 23Субъективный метод обследования пациента
Это беседа, во время которой сестра узнает:
биографические данные, необходимые ей для оценки
пациента
сведения о его самочувствии
о тех или иных потребностях, реакциях, ощущениях,
особенностей адаптации, которые человек описывает
своими словами
Слайд 24Объективный метод обследования пациента
состояние сознания
положение в постели
внешний
вид
степень зависимости от внешних факторов
окраска и влажность кожного
покрова и слизистых оболочек, наличие отеков
измерение роста и определение массы тела
измерение температуры тела
подсчет и оценка ЧДД, пульса; измерение и оценка АД
- это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание параметров:
Слайд 25Учитывая рекомендации ВОЗ, лучше ориентироваться на модель Вирджинии Хендерсон, в
которой она утверждает, что цель сестринского дела - помочь человеку
в удовлетворении его фундаментальных потребностей
Потребность - это физиологический или психологический дефицит того, что необходимо для здоровья и благополучия человека
Слайд 2614 основных потребностей теории Вирджинии Хендерсон:
Дышать
Адекватно питаться
Выделять
продукты жизнедеятельности
Двигаться и сохранять желаемое положение
Спать и отдыхать
Переодеваться, выбирать одежду
Поддерживать температуру тела в нормальных пределах
Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде
Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей
Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение
Потребности в уважении, независимости
Потребности отправлять религиозные обряды
3аниматься любимой работой, учиться, развлекаться
Удовлетворять свою любознательность (в том числе, в отношении своего здоровья)
Слайд 27Пирамида А. Маслоу
I – потребность в выживании
II – потребность
в безопасности
III – потребность в принадлежности
IV - потребность в уважении
V
- потребность в самореализации
Слайд 28Пирамида А. Маслоу
I. Потребности в выживании: дышать, есть, пить, выделять.
II.
Потребности в безопасности: безопасность своя и других, быть чистым, поддерживать
N температуру, переодеваться, спать и отдыхать, двигаться и сохранять положение.
III. Потребности в принадлежности: общение с другими людьми.
IV. Потребности в уважении: быть независимым, уважение окружающих, самоуважение.
V. Потребности в самореализации: отправлять религиозные обряды, работать, учиться, играть, удовлетворять любознательность.
Слайд 29
При определённых обстоятельствах человек не в состоянии удовлетворять потребности самостоятельно
(детский и преклонный возраст, болезнь, инвалидность), поэтому ему должна помочь
в их удовлетворении медсестра.
С точки зрения Вирджинии Хендерсон, медсестра обязана не просто выполнять за пациента определённые действия, но обучить его действовать самостоятельно, стремясь к максимальной независимости пациента