Разделы презентаций


Синтез в искусстве в XX веке

Содержание

Роль музыки в театральном искусстве Искусство, затрагивая самое глубокое и жизненно важное - наш духовный мир, пробуждает чувства, учит любить, учит отличать добро

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Синтез в искусстве в XX веке.
Музыка и театр

Синтез в искусстве в XX веке.    Музыка

Слайд 2Роль музыки в театральном

искусстве
Искусство, затрагивая самое глубокое и жизненно важное -

наш духовный мир, пробуждает чувства, учит любить, учит отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного. «Все, что касается существа человеческой жизни, проникает в искусство, поэтому можно с полным правом сказать, что мир искусства - это мир человека, живущего полнокровной творческой жизнью».
Роль музыки в театральном        искусстве  Искусство, затрагивая самое глубокое

Слайд 3Дорогие друзья!
Просмотрите, пожалуйста, эту презентацию и ответьте на вопросы:
Назовите главное

выразительное средство в драматическом театре.
Назовите главное выразительное средство в опере
Главные

выразительные средства в балете
Назовите функции сюжетной музыки
Дорогие друзья!Просмотрите, пожалуйста, эту презентацию и ответьте на вопросы:Назовите главное выразительное средство в драматическом театре.Назовите главное выразительное

Слайд 5Существуют вещи, которые предстают зримо, осязаемо, доступно, во всем своем

внешнем блеске. Таково, например, цирковое искусство. А есть такое, что

познать гораздо сложнее - мир классической музыки, искусство балета, живописи, театра не лежат на поверхности, они требуют определенного опыта, который необходимо приобретать. Проблема театра в наше время достаточно актуальна, так как в первую очередь это искусство, а искусство неотъемлемая часть нашей жизни, ведь без культурной составляющей человек бы ничем не отличался от животного. «Искусство -- отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».
Существуют вещи, которые предстают зримо, осязаемо, доступно, во всем своем внешнем блеске. Таково, например, цирковое искусство. А

Слайд 6Из истории Музыки в театре
Первые театральные действия включали в себя

слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливала

значение слов, танцы иногда становились самостоятельными номерами. Подобные действия отличались синкретизмом (от греч. «соединение»), то есть такой степенью слитности составных частей - музыки и слова в первую очередь, что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Все отличительные качества музыки были восприняты и многократно усилены древнегреческим театром, в котором она составляла некий стержень, на который "нанизываются" все разделы трагедии. Действие музыки и звучащего слова в античной трагедии усиливалось специальной акустикой амфитеатров, законы которой были подсказаны древним греческим архитекторам горными ландшафтами. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтетизмом - намеренным соединением разных форм.
Источником музыкального театрального жанра послужило богослужение, в недрах которого вызревали драматические формы повествования о библейских событиях. Создание в конце XVI в. жанра оперы означало переход от пространств храма, к социальному кругу правящих слоев общества. Основа оперы - музыка, театр здесь условен, ведь в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах. Во всех сложившихся в опере стилях она продолжала оставаться музыкальным действом, решавшим задачи единения сознания не только в сюжете, в музыкальной драматургии и в музыкальном звучании, но и в социально-бытовом контексте, поскольку опера - это всегда событие, на которое откликаются слои общества.
Из истории Музыки в театреПервые театральные действия включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка

Слайд 7По видам действий актёра во время представления различают следующие виды

театров:
абсурда
авторский
балет
детский
драматический
Зверей
инвалидов
крепостной
кукольный
мюзикл
одного актёра
оперный
оперетта
пантомима
пародии
песни
поэзии
сатиры
танца
света
теней
уличный
эстрады

По видам действий актёра во время представления различают следующие виды театров:абсурдаавторскийбалетдетскийдраматическийЗверейинвалидовкрепостнойкукольныймюзиклодного актёраоперныйопереттапантомимапародиипеснипоэзиисатирытанцасветатенейуличныйэстрады

Слайд 8драматический театр.
Главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр

иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих

лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным).
Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:
- увертюра,
- музыкальные антракты (вступление к действию или картине),
- музыкальный финал акта или спектакля,
- музыкальные номера по ходу сценического действия.
драматический театр.Главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене

Слайд 9Спектакль Тамбовского драматического театра «Ромео и Джульетта» 1941 год.

Спектакль Тамбовского драматического театра «Ромео и Джульетта» 1941 год.

Слайд 10опера
В опере условность театра особенно очевидна - ведь в жизни

люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах. Главное в

опере - музыка. Однако партитура (нотная запись музыки) должна быть представлена, разыграна на сцене: содержание произведения раскроется полностью только в сценическом пространстве. Такой спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны не только уметь петь, но и обладать актёрскими способностями. При помощи звуков актёр певец способен выразить самые сложные чувства. Воздействие музыкального спектакля - при сильном составе певцов, хорошем оркестре, профессиональной режиссуре - может быть мощным, даже опьяняющим. Оно подчиняет зрителя, уводит его в мир божественных звуков.
операВ опере условность театра особенно очевидна - ведь в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих

Слайд 11Опера «Принцесса Турандот»

Опера  «Принцесса Турандот»

Слайд 12 балетный театр
Само слово "балет" происходит от позднелатинского ballare -

"танцевать". В балете о событиях и взаимоотношениях персонажей рассказывают движения

и танцы, которые артисты исполняют под музыку, сочинённую на основе либретто. В конце XX в. стали распространёнными бессюжетные спектакли, созданные на музыку симфонических произведений. Ставит подобные представления хореограф. "Хорея" в переводе с древнегреческого значит "пляска", а "графо" - "пишу". Следовательно, хореограф "пишет спектакль" при помощи танца, строит пластические композиции в соответствии с музыкой и сюжетом. В балетных спектаклях, как правило, заняты солисты, а также корифеи - именно так в русском театре называли главного артиста кордебалета, танцевавшего на первой линии, ближе к зрителям. Кордебалетом именуют участников массовых сцен.
балетный театрСамо слово

Слайд 13Балет "Лебединое озеро"

Балет

Слайд 14оперетта
Первые спектакли, преимущественно комического содержания, по явились во второй половине

XIX в. в парижском театре "Буфф Паризьен". Сюжеты оперетт обычно

комедийные, разговорные диалоги чередуются с пением и танцами. Иногда музыкальные номера не связаны с сюжетом, являются интермедиями (см. статью "Жак Оффенбах, Иоганн Штраус и лёгкая музыка второй половины XIX века" в разделе "Музыка").
опереттаПервые спектакли, преимущественно комического содержания, по явились во второй половине XIX в. в парижском театре

Слайд 15ОПЕРЕТТА Иоганна Штрауса Цыганский барон

ОПЕРЕТТА Иоганна Штрауса Цыганский барон

Слайд 16Мюзикл
Мюзикл - искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а

мелодии часто становятся шлягерами. История мюзикла началась в 1866 г.

- тогда в Нью-Йорке было показано музыкально драматическое представление "Чёрный плут" (в другом переводе "Злодей мошенник"). Успех был ошеломляющим и неожиданным. Однако полноправное место среди других видов театрального искусства мюзикл занял только в 20х гг. XX столетия. Подобные спектакли стали появляться сначала в США, а после Второй мировой войны - на сценах Англии, Австрии, Франции. Наиболее удачные мюзиклы были экранизированы ("Кабаре", "Шербурские зонтики", "Звуки музыки").
Мюзикл Мюзикл - искусство для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами. История мюзикла

Слайд 17Мюзикл "Кошки" (The Cats Musical)

Мюзикл

Слайд 18 пантомима
Самый древний вид театральных представлений - пантомима (от греч.

"пантбмимос" - "всё воспроизводящий подражанием"). Это искусство зародилось ещё в

античности. Современная пантомима - спектакли без слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с сюжетом. В XIX столетии искусство пантомимы прославили английский клоун Джозеф Гримальди (1778-1837) и французский Пьеро - Жан Гаспар Дебюро (1796-1846). Традиция была продолжена Этьеном Декру (1898- 1985) и Жаном Луи Барро (19 10- 1994). Декру основал школу так называемой чистой пантомимы - чтобы делать на сцене "только то, что не под силу другому искусству". Сторонники таких представлений считали, что жест правдивее и ярче слова. Традиции Барро и Декру про должил знаменитый французский мим Марсель Марсо (родился в 1923 г.). В Москве Генрих Мацкявичюс организовал Театр пластической драмы, репертуар которого включает сложные и глубокие спектакли на мифологические и библейские темы.
пантомимаСамый древний вид театральных представлений - пантомима (от греч.

Слайд 19Театр пантомимы "PlasticOn"

Театр пантомимы

Слайд 20театры кабаре
В последнюю четверть XIX в. по всей Европе, но

в первую очередь во Франции, стали создаваться театры кабаре, в

которых соединились формы театра, эстрады, ресторанного пения. Наиболее знаменитыми и популярными были "Чёрная кошка" в Париже, "Одиннадцать палачей" в Мюнхене, "Пропади всё пропадом" в Берлине, "Кривое зеркало" в Петербурге. В помещениях кафе собирались люди искусства, и это создавало особую атмосферу. Пространство таких представлений могло быть самым необычным, но чаще всего выбирался подвал - как нечто обыкновенное, но в то же время таинственное, немного запретное, подпольное. С кабаретными представлениями (короткими сценками, пародиями или песнями) и для публики, и для исполнителей было связано особое переживание - чувство ничем не скованной свободы. Ощущение тайны обычно усиливалось тем, что такие представления давались поздно, иногда ночью. По сей день в разных городах мира встречаются настоящие кабаре.
театры кабареВ последнюю четверть XIX в. по всей Европе, но в первую очередь во Франции, стали создаваться

Слайд 21«Мулен Руж Кабаре Канкан»

«Мулен Руж Кабаре Канкан»

Слайд 22 кукольный театр
Особый вид театрального представления - кукольный театр.

В Европе он появился в эпоху античности. В Древней Греции

и Риме игрались домашние спектакли. С того времени театр, конечно, изменился, но осталось главное - в таких представлениях участвуют только куклы. Впрочем, в последние годы куклы часто "делят" сцену с актёрами. У каждого народа свои кукольные герои, в чём то похожие, а чем то разные. Но всех их объединяет од но: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей. Куклы отличаются друг от друга, и по "внешности", и по устройству. Наиболее распространены куклы, управляемые при помощи ниток, перча точные и тростевые куклы. Представления кукольного театра требуют специального оборудования и особой сцены. На первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями. В Средние века спектакли устраивались на площади - тогда между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды. В XIX в. представления стали играть в специально выстроенных помещениях.
Особая форма кукольного театра - театр марионеток, деревянных кукол. Для кукольного театра сочинялись специальные сценарии. История мирового театра кукол знает много известных имён. Огромным успехом пользовались спектакли С. В. Образцова. Новые решения предлагает в своих фантазиях Реваз Леванович Габриадзе (родился в 1936 г.), грузинский кукольник и драматург.
кукольный театр Особый вид театрального представления - кукольный театр. В Европе он появился в эпоху античности.

Слайд 23Спектакль «Необыкновенный концерт»

Спектакль «Необыкновенный концерт»

Слайд 24Музыкальный театр

Музыкальный театр

Слайд 25Афиша

Афиша

Слайд 26В драматических спектаклях используется музыка различных жанров: от симфонических произведений

до уличных песенок современных гитарных бардов. В спектакль могут быть

введены и оперные отрывки, и хоровые ансамбли, и камерная музыка всех видов, и церковное песнопение, и джазовые пьесы и т. д. Словом, нет таких музыкальных форм и жанров, которые бы не звучали в драматическом спектакле. Комедия, драма, трагедия, детская сказка, водевиль, мюзикл требуют разной по форме и жанру музыки. Жанр пьесы в той или иной мере предопределяет характер музыкального оформления. Каждая пьеса имеет свою историческую конкретность, которая должна быть выражена в подобранной музыке. Это поможет более достоверно передать идею автора и сохранить на сцене колорит эпохи. Существенный отпечаток накладывает на музыку и национальный колорит пьесы. Прием подбора музыки на основе национальных особенностей драматургии распространен особенно широко.
Как правило, музыка крупнейших композиторов всегда связана с национальным характером народа той страны, где жил и творил сам композитор. Особенно выразительны эти особенности в музыке русских композиторов -- Чайковского, Рахманинова, Глинки, Танеева, Бородина и других. Желательно, чтобы музыка к спектаклю принадлежала одному автору. Если музыки одного композитора недостаточно, тогда берут произведения других композиторов, но обязательно близких по языку -- чтобы избежать стилистической пестроты. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное.


В драматических спектаклях используется музыка различных жанров: от симфонических произведений до уличных песенок современных гитарных бардов. В

Слайд 27Сценическая музыка
Эту музыку называют также реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по

ходу действия», «от автора» и т. д. Поскольку такая музыка

является частью предлагаемых обстоятельств, то условно договорились такую музыку называть «сюжетной». В качестве сюжетной музыки обычно используют бытовые музыкальные формы -- песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и т. д. Но могут быть использованы и классические произведения сложных академических музыкальных форм, таких, как симфонии, оратории, арии из опер и т. д.
Сценическая музыкаЭту музыку называют также реальной, оправданной, мотивированной, «музыкой по ходу действия», «от автора» и т. д.

Слайд 28Сюжетная музыка

Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее

применения может нести самые разнообразные функции.

- Характеризовать действующих лиц;
- Указывать

на место и время действия;
- Создавать атмосферу, настроение сценического действия;
- Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.
Сюжетная музыкаСюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции.- Характеризовать

Слайд 29Условная музыка может:

- эмоционально усиливать монолог и диалог,
- характеризовать действующих

лиц,
- подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,
- обострять конфликт,
- рассказывать о действии

за сценой,
- подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

Условная музыка может:- эмоционально усиливать монолог и диалог,- характеризовать действующих лиц,- подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,- обострять конфликт,-

Слайд 30Общие функции театральной музыки
Любая музыка в спектакле выполняет, как правило,

несколько функций одновременно. Выражая, например, переживания героя, музыка может в

то же время эмоционально предвосхитить последующий этап действия. Одна и та же музыка может выполнять различные функции в зависимости от жанра спектакля: драма, трагедия, водевиль и т. д. предъявляют к музыке каждая свои требования. Вместе с тем можно наметить некоторые общие функции, которые присущи театральной музыке вообще. Эти общие функции в той или иной степени свойственны как сюжетной, так и условной музыке. Одна из общих функций музыки в спектакле -- иллюстративность. Это прямая связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие -- напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника. Таким образом, иллюстративная музыка при творческом ее решении может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатление от видимого на сцене. В спектакле может быть не один лейтмотив, а несколько, хотя их количество обычно стараются ограничить, чтобы неоднократные появления и преобразования помогли выделить главные линии действия. В этих преобразованиях лейтмотивы нередко проходят определенное развитие, сплетаются, вырастают в качественно новые образы.
Общие функции театральной музыки Любая музыка в спектакле выполняет, как правило, несколько функций одновременно. Выражая, например, переживания

Слайд 31Например, в спектакле «Оптимистическая трагедия» (БДТ имени М. Горького) было

использовано два основных лейтмотива -- «марш полка» и «оптимистическая тема».

Они звучат, изменяясь каждый раз в зависимости от поворотов сюжета, все больше и больше драматизируется к финалу спектакля. Таким образом, лейтмотив не только подчеркивает развитие определенного образа или ситуации, но и раскрывает их более глубокий смысл. Именно лейтмотив позволяет соединить прерывную театральную музыку в единое композиционное целое.
И, наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.

Например, в спектакле «Оптимистическая трагедия» (БДТ имени М. Горького) было использовано два основных лейтмотива -- «марш полка»

Слайд 32«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в

мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать,

если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Эти слова Ю. А. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным драматическим действием. Часто какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя.
«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального

Слайд 33Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с

режиссером, исполнителями и художником. Но если художник создает зрительные образы,

иногда вызывающие в зале аплодисменты, то композитор в драматическом театре дает музыкальные образы, редко вызывающие подобную реакцию. И это естественно -- театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности спектакля незаметно, лишь оттеняя. его драматическое и эстетическое звучание. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать. Иными словами, музыка в драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему интерпретировать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Даже если музыка -- всего лишь фон, она должна выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем остальным компонентам назначение.

Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, исполнителями и художником. Но если художник

Слайд 34Заключение
Понимать и чувствовать культуру можно лишь проникшись духом эпохи, окунувшись

в её атмосферу. Ключом к тому пониманию, когда сухая информация

дополняется не индивидуальными ощущениями, не только личностной интерпретацией, но и настроением, которым были наполнены люди во времена создания произведения искусства – ключом к нему является музыка.

Если сравнить живопись или архитектуру со словами, то музыка будет являться интонацией, с которой они сказаны.

Музыка делает искусство транс временным и понятным в настоящем времени, а не затерянным в глубине эпох.

ЗаключениеПонимать и чувствовать культуру можно лишь проникшись духом эпохи, окунувшись в её атмосферу. Ключом к тому пониманию,

Слайд 35В заключение следует отметить, что если в оперном или балетном

спектакле музыка -- основа спектакля, то в драматическом театре ей

отведена роль подчиненная, хотя иногда и достаточно важная. Музыка, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному явлению общее значение, музыка способна осуществить идейно- эмоциональное обобщение не только отдельной сцены, но и часто всего спектакля. Музыке принадлежит важная роль и в организации темпо - ритмического решения сценического действия.

Музыка в спектаклях выполняет различные функции: фон, который мог быть связан с самим действием; обрамление; непосредственное сопровождение пьесы. В современном театре, музыка и комментатор, и информатор, и средство предвосхищения действия. Таким образом, в динамично развивающемся спектакле музыка способствует драматургическому развитию спектакля; она берёт на себя формообразующую роль; раскрывает и "уточняет" смысл сцен; создаёт настроение спектакля. Музыка часто помогает разобраться в перипетиях сюжета и сложных, запутанных действиях героев. Музыкальное решение спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами.
В заключение следует отметить, что если в оперном или балетном спектакле музыка -- основа спектакля, то в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика