Слайд 1Система государственного управления
Лекции
Лектор доктор политических наук, профессор Идиатуллина Клара Салиховна
Слайд 2Лекция 1
Методология изучения государственного управления
План
1.Предмет и
научные основы государственного управления
2. Функции, методы, виды и формы государственного
управления
Слайд 3Литература
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, дополн.
- М.: Омега- Л, 2004. -584 с.
Василенко И.А. Государственное
и муниципальное управление: Учебник. М.: Гардарики, 2005.- 320 с.;2-е изд. 2006. -317 с.
Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.:
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. для вузов.-М.: Проспект,2009.- 640 с.
Идиатуллина К.С. Система государственного управления: Учебное пособие. -Казань, 2006. -160 с
Слайд 4
Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. Теория и
организация: уч.пособие. – Ростов н/Д: Издат.центр «МарТ», Феникс, 2010.-384 с.
Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления.- М.: Экономика,2003.-518 с.
Эффективность государственного управления: Пер. с англ. – М.: Консалтбанкир, 1998. -730 с.
Слайд 51 Система государственного управления как научная и учебная дисциплина
изучает
организацию государственного управления обществом, социально-экономическими процессами в обществе, отношениями между
людьми.
разрабатывает концепцию и методологию исследования системы государственного управления, конкретных объектов управления, всей совокупности связей с ними органов власти и управления (самоуправления) с учетом их системного характера.
Слайд 6Объект и предмет СГУ
Объект - деятельность государства, направленная на управление
общественной жизнью людей.
Слайд 7Предмет СГУ
исследование концептуальных оснований государственной власти, ее стратегических политических
и оперативных административных функций, направленных на стабилизацию общественного развития, механизма
функционирования системы государственного управления, политических и административно- правовых отношений между властными структурами и различными социальными институтами, федеральным центром и регионами, органами государственного управления и местного самоуправления.
Слайд 8Государственное управление (определение)
В широком смысле (Атаманчук Г.В.) - «практическое, организующее
и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную
и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу». [1]
Слайд 9
Государственное управление- это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества,
его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы,
общезначимые цели и воля общества[1]
[1] Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления –Ростов-на/Д.,2000. С.49.
Слайд 10
Радченко А.И. дает следующее определение « государственное и муниципальное управление
– деятельность государственных и муниципальных исполнительно- распорядительных органов по воздействию
на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального или отраслевого образования посредством принятия решений, правовых актов и организации контроля исполнения этих решений, актов органов законодательной (представительной) власти.[1]
[1] Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. 3-е изд. М.-Ростов-н/Д: ИКЦ «МарТ», 2007. С.26.
Слайд 11определение
(Более узкое понимание) Государственное управление - форма осуществления функций государства,
вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. Такое
определение носит в большей степени правовой характер.
Слайд 12
Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на весь социум,
общественные процессы, отношения и деятельность людей.
Слайд 13
Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и
специфику определяют присущие только данному виду управлению свойства. Государственное управление
является категорией многоплановой: социальной, социально-политической и политико-правовой.
Слайд 14
Место и роль государственного управления в обществе определяется тем, что
оно: а) в своем осуществлении опирается на власть - организованную
силу общества, способную к принуждению; б) распространяет свое влияние на все общество, охватывает управляющим воздействием его важнейшие, «узловые» процессы, явления и взаимосвязи; в) действует системно, поскольку соединяет функционирование двух сложнейших структур - государственного аппарата управления и публичных (значимых для всех) проявлений общества.
Слайд 15Государственное управление обладает специфическими свойствами:
1.Управляющее воздействие опирается на государственную власть.
Субъект управления- государство.
2.Государство посредством законодательства устанавливает общие, типовые правила (нормы)
поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение.
3.Государство придает управлению системность. ГУ действует системно, поскольку соединяет функционирование двух сложнейших структур - государственного аппарата управления и публичных (значимых для всех) проявлений общества.
.
Слайд 16
Государственное управление- это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения
сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В
основе –государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни граждан.
Слайд 17Государственное управление
Государственно управляющее воздействие - совокупность политического и административного воздействия
(через политические действия и административные решения и действия).
Политика и
администрирование - две неразрывно связанные функционально составляющие единого процесса государственного управления.
Слайд 19
Функции политической государственной власти носят характер стратегических: формирование государственной политики,
разработка государственных программ.
Функции административно-государственной власти – оперативные текущие управленческие задачи.
Слайд 20Административно-государственное управление
– это осуществление государственной политики через систему административных учреждений,
при которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз.
Государственное администрирование - практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органа и объекты на основе административной ответственности.
Слайд 21Методология
это органическая совокупность принципов, приемов и средств познания с
учетом понятий и категорий данной области знаний.
Методология позволяет проникнуть в
глубь изучаемых процессов, понять их сущность, закономерности развития.
Слайд 22Основные методологические подходы
Методологические подходы - выработка теоретических установок на использование
способа представления исследуемого объекта. Правильно избранные принципы и методы поиска
обеспечивают обоснованные теоретические выводы, которые используются в общественной практике.
Слайд 23Основные методологические подходы
Системный,
институциональный,
структурно-функциональный,
организационный,
культурологический и т.д.
Слайд 24Основные методологические подходы
В зависимости от выполняемых функций методология может
быть дескриптивной или нормативной. Дескриптивная методология описывает осуществленные процессы научного
познания. Нормативная методология имеет дело с разработкой рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.
Слайд 25Системный подход
Теоретическое обоснование в современных социально-политических науках эта методология получила
в трудах Т.Парсонса (США, 1951г.) и Д.Истона (1953-1965 гг.)
Системная
модель Истона - применение общей теории систем к политическому анализу.
Слайд 26Сущность системного подхода к государственному управлению
рассмотрение объектов и субъектов управления
в качестве систем как взаимосвязанных совокупностей элементов;
руководство принципами системного подхода
при анализе и синтезе объектов и субъектов управления как систем;
использование методов системного подхода для анализа и синтеза субъектов управления как систем.
Слайд 27Системный подход к государственному и муниципальному управлению
Это анализ, основывающийся на
наличии в государственном управлении и местном самоуправлении черт внутренних взаимосвязей,
образующих единое целое.
Слайд 28Структура системы государственного управления
Сущностные элементы (подсистемы, компоненты):
институциональная подсистема,
нормативно-правовая,
функционально-структурная,
коммуникативная,
профессионально-кадровая и профессионально- культурная подсистемы.[1]
Слайд 29Институциональный подход
Институт - совокупность неформальных и спонтанно выбираемых рамок, структурирующих
взаимодействие индивидов и групп в социально-экономической сфере (институциональная теория).
Слайд 30Институциональный подход
предполагает изучение не только его организации, но и форм
совместной деятельности различных групп и слоев. Этот подход нацелен на
определение характера, содержания, способа проявления противоречий и поиск путей их разрешения.
Предмет изучения - совокупность институтов, учреждений, участвующих в разработке и осуществлении управленческих (политических, административно-правовых) решений: госорганы различных уровней, институты политического опосредования (партии и движения, группы интересов и т.д.).
Слайд 32Структурно-функциональный подход
Государство - совокупность функциональных сфер, обеспечивающих целостность и воспроизводство
общество в целом. Функционально-структурный подход предполагает концентрацию внимания исследователя на
классификации функций, дифференциации структурных подразделений, организационных ресурсов государственных органов и всей системы управления в целом.
Слайд 33Структурно-функциональный подход
Выявить функцию того или иного общественного института – значит
определить его роль во взаимоотношении с другими институтами в рамках
определенной общественной структуры.
Полнота перечня функций того или иного социального образования позволяет представить сложившуюся в нем систему общественного разделения труда или институциональную структуру общества, а также характер внутренней устойчивости этого объекта и динамику его возможной трансформации.
Слайд 34Организационный подход
делает акцент на выявлении инструментов регулирования функциональных сфер институтов.
Это выработанные мировой практикой менеджмента методы и организационные схемы, способствующие
эффективному управлению аппаратом государственной и муниципальной власти, отраслями национальной экономики, финансовыми потоками и т.д.
Слайд 35Функции, методы и формы государственного управления
указывают на его целевые
установки, характер и содержание.
Слайд 36Функции госуправления
Общие функции - это всеобщие, типичные взаимодействия между субъектами
и объектами социального управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой
деятельности. Каждая функция управления объективно необходима и отличается устойчивостью, стабильностью.
Слайд 37Функции госуправления
целеполагание, анализ конкретной ситуации, разработка государственной стратегии и планирование
деятельности по осуществлению выбранных целей, намеченной стратегии, информирование управляемого объекта,
организация, координация, регулирование, контроль, обобщение и оценка результатов управления. Каждый субъект исполнительной власти осуществляет несколько или одну функцию.
Общие функции в реальной жизни конкретизируются, приобретают специфические черты. Например, существует не контроль вообще, а финансовый, внутриведомственный, контроль ГИБДД, госсаннадзора и т.д.
Слайд 38Принципы государственного управления
закономерность, отношение или взаимосвязь общественно- политической природы и
других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в
виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей.[1]
принципы объективности, демократизма, правовой упорядоченности, законности, федерализма, разделения властей, публичности.
В научной литературе предложены различные принципы государственного управления и примеры их систематизации.[2]
Слайд 39Методы госуправления
Метод управления - это способ осуществления его функций, средство
воздействия органа исполнительной власти на управляемые объекты.
Слайд 40Методы госуправления
Г.В.Атаманчук выделяет две группы методов: а) методы функционирования
органов государственной власти и местного самоуправления; б) методы обеспечения реализации
целей и функций государственного управления.[1]
Слайд 41Методы госуправления
Большая группа методов функционирования органов государственной власти связана с
правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Это методы работы с информацией,
методы правотворческой, оперативно- исполнительной и правоохранительной деятельности, методы отбора и развития управленческих кадров и т.д.
Слайд 42Методы госуправления
Методы, используемые в режиме организации государственной власти, могут быть
разделены на два вида: исследовательские и инструментальные.[1] Критерием различия между
ними является несовпадение целей и сфер использования. Исследовательские методы нацелены на анализ и диагностику исследуемой системы, тогда как инструментальные – на проектирование новых систем, новых подходов.
[1] См.: Рой О.М. Указ. соч. - С.34-37.
Слайд 43
В зависимости от целей и характера исследования осуществляется использование того
или иного метода в изучении управляемой системы: моделирование, логический анализ,
причинный анализ, экспериментирование, тестирование, морфологический анализ, методы теории игр и статистической теории принятия решений, методы экспертных оценок, факторный анализ и т.д.
Слайд 44Методы госуправления
К числу инструментальных методов, используемых для организации функционирования систем
государственного управления, можно отнести нормативный, балансовый и статистический методы.
Слайд 45Нормативный метод
предполагает использование норм и нормативов в налаживании эффективной деятельности
органов власти. На основе специально разработанных нормативов определяется рационально выверенный
спектр базовых потребностей населения в товарах и услугах, структура затрат и объемы ресурсов для реализации приоритетных целей и задач.
Слайд 46
Наиболее значимые нормативы: минимальный уровень оплаты труда, минимальный уровень пенсии,
прожиточный минимум и т.д. С учетом действующих нормативов формируются бюджеты
всех уровней, определяются размеры дотаций и трансфертов, рассчитываются объемы финансирования проектов.
Слайд 47Методы госуправления
Нормативы можно разделить по сферам их применения: нормативы в
технической, жилищной, социальной, строительной сферах. По способу выражения можно выделить
количественные и качественные нормы. Количественные нормы имеют, как правило, форму ограничений по минимальной, усредненной и максимальной величине. Качественные нормы выражаются в форме предписаний и законодательных актов, определяющих образцы санкционированного в рамках данной ситуации поведения.
Слайд 48
Балансовый метод используется при разработке и исполнении бюджета территориального образования,
служащего непременным условием функционирования и развития территории. Позволяет определить оптимальные
соотношения между доходными и расходными статьями бюджета, ведущими отраслями территориального образования. Статистический метод предполагает использование средств математической статистики в выявлении складывающихся в обществе тенденций на основе анализа пространственных рядов данных.
Слайд 49Методы госуправления
По аспекту влияния на интересы и мотивы поведения человека
и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций
государственного управления можно подразделить на морально-этические, социально-политические, экономические и административные.
Слайд 50Виды госуправления
Демократическое - авторитарное
Стратегическое – тактическое (оперативное)
Федеральное – региональное –
местное
Координационное – субординационное и т.д.
Слайд 51Формы госуправления
Программы (целевые, федеральные, региональные, местные)
Концепции
Доктрины
Контракты
Слайд 52Программы
Государственные служебные документы, воплощающие концепции, в соответствии с которыми должна
осуществляться деятельность субъектов, причастных к их разработке и реализации. Концептуальные
основы программ сочетаются с их технико-экономическим обоснованием и ориентацией на конечные результаты. Формируется организационно-правовой механизм реализации программ. Программы (особенно общефедеральные) являются политико-правовыми актами, имеющими, следовательно, юридическое значение.
Слайд 53Формы госуправления
Программы могут содержать конкретные нормы и предписания. Основными видами
программ являются федеральные и региональные (их разновидность - межрегиональные программы).
Они в свою очередь подразделяются на: а) отраслевые и межотраслевые; б) общего характера и целевые. Их заказчиками и разработчиками являются, как правило, государственные органы и иные организации. Предполагается отбор исполнителей программных мероприятий, который может осуществляться на конкурсной основе. Соотношение между программами может быть иерархичным. Они могут включать подпрограммы, то есть более специализированные целевые программы.
Слайд 55Формы госуправления
По целевым программам предусматривается целевое финансирование их выполнения и
государственный контроль над расходованием средств по реализуемым программам. В механизм
реализации программы могут включаться как государственные, так и негосударственные структуры. Допуская принцип долевого государственно- коммерческого финансирования, государство, не вмешиваясь в деятельность негосударственных инвесторов, содействует созданию законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и защиты вкладываемых средств. Программное управление позволяет обеспечивать согласование федеральных и региональных интересов, а также способствовать развитию отраслей и сфер, имеющих приоритетное значение.
Слайд 56Формы госуправления
В управлении различными процессами активнее стали использовать концепции и
доктрины, т.е. документы государственных органов, воплощающие собой теоретические обоснования (взгляды)
основных направлений и содержания государственной деятельности, например, Военная доктрина, Концепция национальной политики и т.д.
Слайд 57Государственное управление в системе смежных дисциплин