Слайд 2
В-1. Механизмы формирования цен
Слайд 3 Система цен – это совокупность различных цен,
используемых всеми отраслями – промышленностью, с/х, строительством и др.
Все действующие
в экономике страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени мер государственного регулирования цен. Ведущую роль в системе цен играют цены продукции базовых отраслей промышленности (нефтяной, газовой, энергетической, металлургической, машиностроительной, угольной). В связи с взаимосвязанностью цен, то изменение цен, например, энергоносителей, оказывает влияние на издержки в большинстве отраслей экономики. Динамика цен на продукцию сельского хозяйства воздействует на цены в легкой и пищевой промышленности.
Взаимосвязь цен объясняется едиными методологическими принципами формирования цен с учетом законов стоимости, спроса и предложения. Все субъекты рынка – производители, продавцы, поставщики, посредники и потребители взаимодействуют между собой и образуют единый хозяйственный комплекс.
Слайд 4В практике товарного производства применяют следующие механизмы формирования цен:
1. маркетинговый.
Цены формируются с учетом спроса и предложения. Действует стихийно-рыночный механизм
формирования затрат вызванный необходимостью выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения массы прибыли. Производители самостоятельно формируют «портфель заказов», стоимостные показатели. Отсутствует воздействие правительства на принятие решений по ценам.
2.нормативный. Цены формируются в рамках нормативных актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности. Формирование цен при таком механизме осуществляется нормативным, параметрическим или нормативно-параметрическим методами. Нормативно определяются не только издержки производства и реализации, но и желаемые размеры их снижения.
3. механизм комбинированного (смешанного типа) с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода.
Слайд 5
В-2. Виды цен и их классификация. Сферы применения различных видов
цен
Слайд 6Выделяют 3 основные группы цен:
1.Свободные – формируются под воздействием спроса
и предложения независимо от какого-либо прямого влияния государственных органов управления.
2.Регулируемые
цены – цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения и устанавливаемые соответствующими государственными органами управления посредством прямого ограничения роста их уровня или введения норм и нормативов (регламентация уровня рентабельности, прибыли, установление уровня цен и т.д.)
3.Фиксированные цены – цены, устанавливаемые не определенном уровне и формируемые на базе нормативного подхода, который, как правило, предполагает не только их блокирование, но и фиксацию слагаемых цены (с/с и прибыли), осуществляемую на отраслевом или региональном уровне.
Слайд 7Классификация цен:
1. Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг,
которые можно классифицировать по нескольким признакам:
1.1. По характеру обслуживаемого экономического
оборота:
o цены на промышленную продукцию;
o цены на продукцию строительства. Различают сметную (рассчитывается по СНиПам), прейскурантную (усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта) и договорную цены;
o цены на продукцию сельского хозяйства;
o тарифы на производственные услуги (транспорта, связи);
o цены научных и проектных разработок;
o ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов (геологоразведочные работы, рекультивацию земель);
o наценки и скидки в сфере обращения;
o розничные цены на товары и услуги населению.
Слайд 81.2. По сроку действия:
o постоянные (твердые);
o временные;
o сезонные;
o разовые;
o договорные.
1.3. По характеру установления (фиксации):
o твердые –
не меняющиеся в течение всего срока поставки товара по соглашению;
o подвижные
– предусматривают возможное изменение цены. Предел отклонения 2-5 % от рыночной цены. Обычно используется в долгосрочных торговых соглашениях на поставку сырья, промышленных и продовольственных товаров;
Слайд 9o скользящие – исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра первоначальной
договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период
времени, необходимый для изготовления продукции (н-р, сложное промышленное оборудование, суда). При подписании договора фиксируется базисная цена, оговаривается ее структура и метод расчета скользящей цены.
1.4. В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке:
o рыночные (свободные);
o регулируемые;
o лимитированные или предельно допустимые.
Слайд 101.5. В зависимости от новизны товара:
o цены «снятия сливок» - обычно
высокие цены на новые товары;
o цены проникновения на рынок –
ниже цен конкурентов;
o установление «психологической» цены – ниже круглой суммы;
o цены «следование за лидером» - не превышение цены лидера сегмента;
o цена с возмещением издержек производства;
o установление «престижной» цены – для высококачественных товаров известных фирм, обладающих уникальными свойствами;
o скользящая или падающая цена – устанавливается в зависимости от спроса и предложения и снижается по мере насыщения рынка;
o долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса;
o цены потребительского сегмента рынка – устанавливаются на одни и те же товары и услуги, реализуемые группам населения с разным уровнем дохода по различным ценам;
o гибкая цена – применяется при сильном колебании спроса и предложения в короткие сроки;
o преимущественная цена – снижение цен на свои товары предприятием-лидером;
o цены на товары, снятые с производства – выше аналогов(запчасти к старым маркам а\м).
Слайд 111.6. По способу получения информации об уровне цены:
o публикуемые;
o расчетные.
1.7. По степени
обоснованности:
o базисные цены – база при установлении цены аналогичных изделий;
o справочные цены;
o прейскурантные
– вид справочной цены, публикуемые фирмами-продавцами или производителями;
o фактические цены сделок – учитывают применение различных видов скидок или надбавок к базисной цене;
o цены потребления – определяют все затраты покупателя, связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации.
Слайд 121.8. По способу фиксации:
o контрактные цены;
o трансфертные (внутрифирменные) цены;
o биржевые котировки;
o цены торгов;
o монопольные цены.
2. Планово-учетные цены:
o цены плановых расчетов;
o цены статистического учета;
o цены проектных расчетов.
3. Цены, обслуживающие внешнеторговый
оборот:
o внешнеторговые цены;
o внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары.
Слайд 13
В-3. Методы расчета средней цены
Слайд 14Уровень цен – это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную ил относительную
величину цены конкретных товаров, отражающую уровень общественных затрат и доходов
в конкретный период времени, на конкретной территории и предприятии.
Для анализа уровня цен в практике ценообразования используют данные о средних ценах по однородным товарным группам. Средняя цена товарной группы отражает не только показатели изменения цен товаров, но и реальное потребление продукции улучшенного качества по более высоким ценам.
Средняя хронологическая цена
Цср.хрон=((Ц1/2+Ц2+Ц3+Ц4+⋯+Цt/2))/(t-1)
Где Ц1 , Ц2 ,Ц3 - цены определенного периода (на начало или конец каждого месяца); t - число месяцев в определенном периоде
Как правило, эта формула применяется при расчете средней цены в целом за год (полугодие).
Слайд 15Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в случаях, когда даты регистрации
цен расположены неравномерно:
Цср.хрон.взв=(∑(Цсрi*ti))/(∑ti)
Цсрi - средняя цена за конкретный период;
ti - число месяцев в определенном периоде.
Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или % соотношения объемов проданных товаров)
Цср.арифм.взв=(∑(Ц*О))/(∑О)
Ц – среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара;
О – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, литрах и т.д.)
Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении, соответствующие разным уровням их цен.