Разделы презентаций


НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Магнитогорский государственный технический университет им

Содержание

ПЛАН:1. Основные этапы развития культуры Древнего Китая 2. Духовная культура и религия Китая 3. Искусство Древнего Китая 4. Китайская культура эпохи Средневековья

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова
Семинарское занятие №

3
Культура Китая как результат диалога этносов

Магнитогорск, 2017

НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИМагнитогорский государственный технический университет им. Г.И. НосоваСеминарское занятие № 3Культура Китая как результат диалога этносовМагнитогорск, 2017

Слайд 2ПЛАН:
1. Основные этапы развития культуры Древнего Китая
2. Духовная культура

и религия Китая
3. Искусство Древнего Китая
4. Китайская культура

эпохи Средневековья

ПЛАН:1. Основные этапы развития культуры Древнего Китая 2. Духовная культура и религия Китая 3. Искусство Древнего Китая

Слайд 3 1. Основные этапы развития культуры Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация прошла

особый путь развития с начала II тыс. до н. э. до III в.

н. э.
Ее характер во многом был обусловлен географическим положением Китая, изолированностью от других очагов цивилизации (Месопотамии, Индии), с которым Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.

1. Основные этапы развития культуры Древнего Китая  Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала

Слайд 4Сами китайцы называли свою страну по-разному:
– Чжун Го («Срединное

царство»),
– Чжун Хуа («Срединная цветущая»),
– Поднебесная,
– или

по названию тех или иных династий.

Сами китайцы называли свою страну по-разному: – Чжун Го («Срединное царство»), – Чжун Хуа («Срединная цветущая»), –

Слайд 5В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы.
Лишь

с конца III тыс. до н. э. определилась ведущая роль в этом

синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы. Лишь с конца III тыс. до н. э. определилась ведущая

Слайд 6Самоназвание «ханьцы», или «ханьжень» (так китайцы называют себя), произошло от

названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г.

до н. э.)
Самоназвание «ханьцы», или «ханьжень» (так китайцы называют себя), произошло от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности

Слайд 7А по названию ее предшественницы – империи Цинь со времен

античности были образованы европейские названия Китая: лат. – sinae, фр. – chine,

англ. – china.

А по названию ее предшественницы – империи Цинь со времен античности были образованы европейские названия Китая: лат. –

Слайд 8Скульптура императоров Янь и Хуань, Китай, Хэнань
Начало культурной истории Китая

восходит к рубежу III – II тыс. до н. э.
Именно к

этому времени относят период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели.
Скульптура императоров Янь и Хуань, Китай, ХэнаньНачало культурной истории Китая восходит к рубежу III – II тыс. до

Слайд 9Это было время основания первой в китайской традиции династии Ся,

когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть.

Это было время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная

Слайд 10Становление древнекитайской культуры было также непосредственно связано с преодолением этнической

раздробленности.

Становление древнекитайской культуры было также непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности.

Слайд 11По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и

китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе

как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной периферией варваров.

По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало

Слайд 12Во многом это связано с тем, что до сих пор

в Китае живет несколько народностей, и самые большие различия существуют

между северными и южными китайцами.

Во многом это связано с тем, что до сих пор в Китае живет несколько народностей, и самые

Слайд 13Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего мира

они были двумя культурными полюсами страны, которые то объединялись в

рамках великих империй, то разделялись границами множества мелких раздробленных княжеств.

Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего мира они были двумя культурными полюсами страны, которые

Слайд 14В истории Древнего Китая принято выделять несколько больших периодов:
эпоха

Шань (Инь) – XVI – XII вв. до н. э.;
эпоха Чжоу

– XII – III вв. до н. э.;
эпоха династий Цинь и Хань – III в. до н. э. – III в. н. э.

В истории Древнего Китая принято выделять несколько больших периодов: эпоха Шань (Инь) – XVI – XII вв. до

Слайд 15Китайские историки утверждают, что в XVII в. до н. э. в долине

реки Хуанхэ было основано государство Шан (по названию наиболее сильного

тогда племени).
Соседние племена называли это государство Инь.

Китайские историки утверждают, что в XVII в. до н. э. в долине реки Хуанхэ было основано государство Шан (по

Слайд 16До нас дошло большое количество памятников материальной культуры этого периода,

свидетельствующих о переходе китайцев к оседлости и скотоводству.
Для изготовления

различных орудий труда использовались медь и бронза.
Археологические данные свидетельствуют, что племенные вожди (ваны) превратились в царей и основали династии.

До нас дошло большое количество памятников материальной культуры этого периода, свидетельствующих о переходе китайцев к оседлости и

Слайд 17Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно не смогло

противостоять нападению соседнего племена Чжоу.
Последний царь этого царства покончил

жизнь самоубийством после поражения от соседей.
В результате на смену государству Шан пришло государство Чжоу.

Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно не смогло противостоять нападению соседнего племена Чжоу. Последний царь

Слайд 18Время правления династии Чжоу в свою очередь делится на три

периода:
– время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.);

время Восточного Чжоу (VIII – V вв. до н. э.);
– время Чжаньго (V – II вв. до н. э.).

Время правления династии Чжоу в свою очередь делится на три периода:– время Западного Чжоу (XII – VIII вв.

Слайд 19Для периода Западного Чжоу характерно было усиление родовой знати.
Земля

находилась в собственности общин, и существовала так называемая «колодезная система».


Для периода Западного Чжоу характерно было усиление родовой знати. Земля находилась в собственности общин, и существовала так

Слайд 20Суть ее заключалась в том, что вся территория, являвшаяся собственностью

данного селения, разделялась на девять частей.
Свое название эта система

получила потому, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец».


Суть ее заключалась в том, что вся территория, являвшаяся собственностью данного селения, разделялась на девять частей. Свое

Слайд 21Из девяти наделов восемь отдавались семьям, а центральный девятый участок

обрабатывался всей общиной: урожай с него шел на нужды всей

общины.

Из девяти наделов восемь отдавались семьям, а центральный девятый участок обрабатывался всей общиной: урожай с него шел

Слайд 22В этот период неоднократно предпринимались попытки создания централизованного государственного правления.


Однако все они заканчивались провалом, поскольку сталкивались с сепаратизмом местных

правителей, не желавших уступать свою власть.

В этот период неоднократно предпринимались попытки создания централизованного государственного правления. Однако все они заканчивались провалом, поскольку сталкивались

Слайд 23Стремление к централизации ослаблялось также натиском и набегами кочевых племен.

Стремление к централизации ослаблялось также натиском и набегами кочевых племен.

Слайд 24В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабли, но среди

борющихся между собой мелких государственных стали выделяться сильнейшие.
В эпоху

Чжаньго, т. е. «Враждующих государств», таких сильнейших образований насчитывалось семь.

В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабли, но среди борющихся между собой мелких государственных стали выделяться

Слайд 25Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в вопросе

интеграции Китая, что сразу положительно отразилось на развитии хозяйственной жизни.


В частности, тогда появились железные орудия труда и новые виды ремесел.

Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в вопросе интеграции Китая, что сразу положительно отразилось на

Слайд 26В то же время необходимость интеграции усиливалась потребностью противостоять набегам

кочевников.
Решающую роль в этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в

западных районах Китая.

В то же время необходимость интеграции усиливалась потребностью противостоять набегам кочевников. Решающую роль в этом сыграло государство

Слайд 27В IV в. до н. э. чиновник по имени Шан Ян провел

в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие

денежные средства для реорганизации устоев сельской общины.

В IV в. до н. э. чиновник по имени Шан Ян провел в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие

Слайд 28В результате этих реформ государство Цинь смогло победить всех своих

соперников и низложить династию Чжоу.
Окончательное объединение Китая произошло во

время правления Ин Чжена, который смог распространить свою власть на все царства, существовавшие на территории Китая.

В результате этих реформ государство Цинь смогло победить всех своих соперников и низложить династию Чжоу. Окончательное объединение

Слайд 29В 221 г. до н. э. он принял титул императора (хуанди) и

вошел в историю под именем Цинь Шихунди (первый император Цинь).


Именно в период его правления была построена Великая китайская стена, ставшая как пирамиды для Египта, символом китайской культуры.
В 221 г. до н. э. он принял титул императора (хуанди) и вошел в историю под именем Цинь Шихунди

Слайд 30Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и деспотичностью. Император заботился

о создании и поддержании своего культа.
Для этого в честь

императора стали сооружать храмы и дворцы.

Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и деспотичностью. Император заботился о создании и поддержании своего культа. Для

Слайд 31Но после смерти императора в Китае вспыхнуло восстание и в

207 г. до н. э. один из вождей восстания Лю Бан сверг

последнего представителя династии Цинь и стал основателем новой династии, которая получила название Хань.
Представители династии Хань правили Китаем вплоть до 220 г. н. э.

Но после смерти императора в Китае вспыхнуло восстание и в 207 г. до н. э. один из вождей восстания

Слайд 322. Духовная культура и религия Китая
2.1. Иероглифическая письменность и мышление
Одним

из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий

совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство.

2. Духовная культура и религия Китая2.1. Иероглифическая письменность и мышлениеОдним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является

Слайд 33Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно

произнесено, отсюда одно и то же сочетание звуков, произнесенное разным

тоном, имеет разное значение.
Так, например, сочетание «ма», произнесенное первым тоном, означает «мама», вторым – «конопля», третьим – «лошадь», четвертым – «ругать».
Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено, отсюда одно и то же сочетание

Слайд 34Поэтому одно слово может означать совершенно разные вещи. Эти слова

записываются с помощью иероглифов, которые возникли из пиктографического (рисуночного) письма

после его упрощения.


Поэтому одно слово может означать совершенно разные вещи. Эти слова записываются с помощью иероглифов, которые возникли из

Слайд 35Каждый иероглиф передает самую общую идею обозначаемого им предмета, явления,

понятия.
При этом современные иероглифы типологически ничем не отличаются от

тех, которые использовались в иньские времена.
Каждый иероглиф передает самую общую идею обозначаемого им предмета, явления, понятия. При этом современные иероглифы типологически ничем

Слайд 36В основном все китайские слова состояли из двух иероглифов (некоторые

– из трех-четырех).
Постепенно шла унификация знаков и к концу

I тыс. до н.э. возникает современная письменность.
Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч.
В основном все китайские слова состояли из двух иероглифов (некоторые – из трех-четырех). Постепенно шла унификация знаков

Слайд 37Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков

существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранялись

только в их произведениях.

Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые

Слайд 38Так что целый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно

не употребляется.
Знания трех тысяч иероглифов достаточно, чтобы понимать современную

бытовую лексику и общественно-политические тексты.

Так что целый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно не употребляется. Знания трех тысяч иероглифов достаточно,

Слайд 39Для чтения классических текстов нужно знать не менее 7 тысяч

иероглифов.
Поэтому даже высокообразованные китайцы при чтении пользуются словарем.

Для чтения классических текстов нужно знать не менее 7 тысяч иероглифов. Поэтому даже высокообразованные китайцы при чтении

Слайд 40Именно поэтому Китай всегда по преимуществу был неграмотной страной.
Но

отсюда и уважение к письменному слову в китайской культуре, которое

всегда было очень велико.
Считалось, что знание его открывает человеку глаза на мироздание, делает человека мудрым и даже святым.

Именно поэтому Китай всегда по преимуществу был неграмотной страной. Но отсюда и уважение к письменному слову в

Слайд 452.2. Холизм: инь и янь
Важной чертой китайской духовной культуры также

является холизм – представление о целостности и гармоничности мира, складывающейся

из составляющих этот мир частей.



2.2. Холизм: инь и яньВажной чертой китайской духовной культуры также является холизм – представление о целостности и

Слайд 46Мир в представлении китайцев – это мир абсолютного тождества противоположностей.


В каждом явлении природы, будь то цветок, животное или водопад,

просвечивает богатство всего мира.
Мир в представлении китайцев – это мир абсолютного тождества противоположностей. В каждом явлении природы, будь то цветок,

Слайд 47Основой этой дуалистической картины мира служат сложившиеся в давние времена

и зафиксированные в завершенной форме в классической китайской «Книге перемен»

представления о двух началах мира – инь и янь.

Основой этой дуалистической картины мира служат сложившиеся в давние времена и зафиксированные в завершенной форме в классической

Слайд 48Янь – это светлые, легкие частицы первоначального хаоса, из них

образовалось небо.
Инь – тяжелые, темные частицы, из них образовалась

земля.

Янь – это светлые, легкие частицы первоначального хаоса, из них образовалось небо. Инь – тяжелые, темные частицы,

Слайд 49Все предметы и явления мира (и даже человек) произошли от

взаимосвязи светлого начала янь и темного начала инь.
Эта взаимосвязь

порождает в природе и в жизни движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло.

Все предметы и явления мира (и даже человек) произошли от взаимосвязи светлого начала янь и темного начала

Слайд 50Не следует рассуждать о том, что лучше, что хуже –

и то и другое необходимо.
А вместе обе космические силы образуют

дао – всеобщий закон Вселенной.


Не следует рассуждать о том, что лучше, что хуже – и то и другое необходимо.А вместе обе

Слайд 522.3. Конфуцианство
К более глубокому осмыслению проблем бытия, человека и его

места в мире китайская культура пришла в середине I тыс. до

н. э. в философских школах конфуцианства и даосизма.

2.3. КонфуцианствоК более глубокому осмыслению проблем бытия, человека и его места в мире китайская культура пришла в

Слайд 53Конфуцианство возникло на рубеже VI – V вв. до н. э.
Его

основоположником считается Учитель Кун (Кун-Фу-Цзы, в латинской транскрипции – Конфуций,

551–479 до н. э.).

Конфуцианство возникло на рубеже VI – V вв. до н. э. Его основоположником считается Учитель Кун (Кун-Фу-Цзы, в латинской

Слайд 54Для него главным вопросом является отношение людей друг к другу

и к прошлому.
Именно в прошлом Конфуций усматривает то состояние общества

и культуры, которое оказалось утраченным и к которому должны вернуться люди.

Для него главным вопросом является отношение людей друг к другу и к прошлому.Именно в прошлом Конфуций усматривает

Слайд 55Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении

им строгих норм и правил отношений между равными и неравными,

старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми (Ли – правила этикета).

Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении им строгих норм и правил отношений между

Слайд 56Выступив с критикой своего века и высоко оценив века минувшие,

Конфуций на основе этого противопоставления составил идеал совершенного человека, или

«благородного мужа» (цзюнь-цзы), которого противопоставлял низкому, неблагородному человеку (сяо-жень).
Выступив с критикой своего века и высоко оценив века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления составил идеал

Слайд 57Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:
– люди привычки, которые

живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не

пытающиеся что-либо изменить (сяожэнь);
– люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями;
– люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование;
– люди, живущие по законам добродетели;
– люди, совершенные во всех отношениях (цзюнь-цзы).

Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:– люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые

Слайд 58Главными качествами цзюнь-цзы являются человечность (жэнь), справедливость (и), мудрость (чжи),

добропорядочность (ли), искренность (синь).

Главными качествами цзюнь-цзы являются человечность (жэнь), справедливость (и), мудрость (чжи), добропорядочность (ли), искренность (синь).

Слайд 59Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и

выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась священной, дарованной свыше, небом,

ведь «управлять – значит исправлять».

Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась священной,

Слайд 60В своих поступках благородный муж руководствовался золотым правилом нравственности («не

делать другим того, чего не желаешь себе»).

В своих поступках благородный муж руководствовался золотым правилом нравственности («не делать другим того, чего не желаешь себе»).

Слайд 61Приблизиться к желанному идеалу можно было лишь в зрелом возрасте,

так как лишь старость освобождала человека от страстей, давала ему

мудрость.
Поэтому идеалом мужской красоты в Китае считается зрелый или даже пожилой мужчина, да еще и с избыточным весом.

Приблизиться к желанному идеалу можно было лишь в зрелом возрасте, так как лишь старость освобождала человека от

Слайд 62С течением времени конфуцианский идеал благородного мужа становился обязательным эталоном

для подражания, приблизиться к которому было делом чести и социального

престижа.

С течением времени конфуцианский идеал благородного мужа становился обязательным эталоном для подражания, приблизиться к которому было делом

Слайд 63Основные принципы конфуцианства следующие.
1. Принцип «жэнь», т.е. гуманность и человеколюбие.

«Чего не желаешь себе, того не делай другим».
2. Принцип «ли»,

т.е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
Основные принципы конфуцианства следующие.1. Принцип «жэнь», т.е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай

Слайд 643. Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут

порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести

в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

3. Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый

Слайд 654. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди

способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся

умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего,

Слайд 665. Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании

с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за

советами к нижестоящим людям.

5. Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью

Слайд 676. Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и

возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек

правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

6. Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не

Слайд 687. Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства.

Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения.

«Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».


7. Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с

Слайд 69Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке

составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской

стороной превалировала этико-политическая.
Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании

Слайд 70Отталкиваясь от своего социального идеала, Конфуций сформулировал основы социального порядка

в Китае.
За образец он взял отношения в китайской семье,

ее строгую социальную иерархию и беспрекословное подчинение младших старшим.
Отталкиваясь от своего социального идеала, Конфуций сформулировал основы социального порядка в Китае. За образец он взял отношения

Слайд 71По мнению Конфуция, государство должно стать такой же семьей, где

император будет для всех отцом, чиновники – старшими братьями, а

простолюдины – детьми и другими младшими членами семьи.

По мнению Конфуция, государство должно стать такой же семьей, где император будет для всех отцом, чиновники –

Слайд 72Критерием разделения общества на верхи и низы, на старших и

младших, должны были служить не знатность и богатство, а знание

и добродетель, приближенность к идеалу благородного мужа.
Именно эта конфуцианская идея послужила обоснованием формальной открытости чиновничьего сословия, членом которого мог стать любой образованный человек.

Критерием разделения общества на верхи и низы, на старших и младших, должны были служить не знатность и

Слайд 732.4. Даосизм
Основателем этого учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком

тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти, стал Лао-Цзы, полулегендарная

личность, старший современник Конфуция.

2.4. ДаосизмОснователем этого учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти,

Слайд 74Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование

естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы.
Отсюда

и название учения – даосизм («дао» можно перевести как «путь»).
Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой

Слайд 75Центральным понятием даосизма, как видно из его названия, является «дао».


Оно является подлинным началом мира, сущность которого небытие.
Так даосизм

приходит к идее мимолетности бытия всех вещей и явлений мира, которые материализуются лишь ненадолго, чтобы затем вновь обрести свой покой в небытии.

Центральным понятием даосизма, как видно из его названия, является «дао». Оно является подлинным началом мира, сущность которого

Слайд 76Отсюда драматизм человеческого существования, на миг восстающего из тьмы небытия,

чтобы устремиться потом к неизбежному концу.
Поэтому нет смысла дорожить

знатностью, богатством, славой.
Отсюда драматизм человеческого существования, на миг восстающего из тьмы небытия, чтобы устремиться потом к неизбежному концу. Поэтому

Слайд 77Все это не имеет подлинной ценности перед лицом жизни и

смерти.
Поэтому совершенно мудрый человек (идеал даосизма) должен освободиться от сковывающей

его привязанности к единичному и обрести ту подлинную гармонию бытия, которая не нуждается в искусственных ритуалах.
Все это не имеет подлинной ценности перед лицом жизни и смерти.Поэтому совершенно мудрый человек (идеал даосизма) должен

Слайд 78Эта гармония содержится в дао – пути единой жизни, пронизывающем

все сущее, принимающем различные формы и выражающемся в бесконечной череде

преходящих вещей и состояний.
Эта гармония содержится в дао – пути единой жизни, пронизывающем все сущее, принимающем различные формы и выражающемся

Слайд 79Ради слияния с дао мудрец отказывается от всего, что привязывает

его к привычным формам, в том числе к собственной индивидуальности.


Конечной целью для приверженцев даосизма является достижение бессмертия.

Ради слияния с дао мудрец отказывается от всего, что привязывает его к привычным формам, в том числе

Слайд 80Способом жизни, методом слияния с великим дао является недеяние (у-вэй).


Это отнюдь не пассивная созерцательность, а столь полное слияние с

естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной целенаправленной активности.

Способом жизни, методом слияния с великим дао является недеяние (у-вэй). Это отнюдь не пассивная созерцательность, а столь

Слайд 81Мудрый человек не противопоставляет себя ситуации, а спокойно влияет на

нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных.

Мудрый человек не противопоставляет себя ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые

Слайд 82Но бесстрастие даосского мудреца вовсе не равнозначно эмоциональной тупости, а

даосский идеал «пустоты сердца» не имеет ничего общего с душевной

пустотой.
«Пустота сердца» означает, что сердце становится подобным чистому зеркалу, незамутненному страстями и отражающему гармонию дао.
Но бесстрастие даосского мудреца вовсе не равнозначно эмоциональной тупости, а даосский идеал «пустоты сердца» не имеет ничего

Слайд 83Во II – III вв. н. э. в даосизме выделился религиозный даосизм,

также оказавший большое влияние на духовную культуру Китая.
В нем тождество

с вечным дао все чаще интерпретировали как магическое телесное бессмертие, которого можно достичь с помощью дарующих вечную жизнь эликсиров.
Во II – III вв. н. э. в даосизме выделился религиозный даосизм, также оказавший большое влияние на духовную культуру

Слайд 84Это привело к развитию в Китае мощной алхимической практики.
В

китайской алхимии в ходе бесчисленных экспериментов совершались и действительно ценные

открытия, в том числе был изобретен порох.

Это привело к развитию в Китае мощной алхимической практики. В китайской алхимии в ходе бесчисленных экспериментов совершались

Слайд 853. Искусство Древнего Китая
3.1. Гончарные изделия и бронзовое литье
В ранние

периоды истории и культуры Китая особое значение имели различные предметы

повседневного обихода – блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан (Инь) – из бронзы.
3. Искусство Древнего Китая3.1. Гончарные изделия и бронзовое литьеВ ранние периоды истории и культуры Китая особое значение

Слайд 86Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях,

а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По

рисункам на них люди читали, как по книгам.

Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились средствами культурного общения, своеобразными

Слайд 87В отличие от узоров на гончарных изделиях, важнейшими составными частями

орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю

дожди; цикада, предвещающая урожай; бык и баран, несущие людям сытость и богатство.


В отличие от узоров на гончарных изделиях, важнейшими составными частями орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон,

Слайд 88Зачастую изображенные звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших

животных – защитников и охранителей.

Зачастую изображенные звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших животных – защитников и охранителей.

Слайд 89Иногда сосуды сами принимали форму зверей и птиц, оберегающих человека, –

совы, тапира, тигра, но и в этом случае вся их

поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест.
Все эти формы и узоры отразили новые представления об упорядоченности мира.
Иногда сосуды сами принимали форму зверей и птиц, оберегающих человека, – совы, тапира, тигра, но и в этом

Слайд 90Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в

верхней и нижней своих частях включали в себя изображения важнейших

стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира – воду, землю, дерево, огонь и металл.

Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в верхней и нижней своих частях включали в

Слайд 913.2. Градостроительство
Важнейшим этапом на пути становления китайской культуры стало регулярное

градостроительство, которое достигло своего наивысшего подъема в III в. до н. э. –

III в. н. э.


3.2. ГрадостроительствоВажнейшим этапом на пути становления китайской культуры стало регулярное градостроительство, которое достигло своего наивысшего подъема в

Слайд 92Самое крупное сооружение Китая конца IV – III вв. до н. э. –

Великая китайская стена – олицетворяла собой мощь централизованной державы.

Самое крупное сооружение Китая конца IV – III вв. до н. э. – Великая китайская стена – олицетворяла собой мощь

Слайд 93Достигающая в высоту 10 м и в ширину 5-8 м, она представляла

собой одновременно и суровую глинобитную крепость со множеством сигнальных башен,

и дорогу, протянувшуюся по уступам труднопроходимых горных хребтов.

Достигающая в высоту 10 м и в ширину 5-8 м, она представляла собой одновременно и суровую глинобитную крепость со

Слайд 94На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км,

а позднее превысила 3000 км.

На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км, а позднее превысила 3000 км.

Слайд 95Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами, обведенные

рвами, имеющие ряд ворот и дозорных башен.

Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами, обведенные рвами, имеющие ряд ворот и дозорных башен.

Слайд 96Планировка городов отличалась прямоугольной точностью и прямыми магистралями, на которых

размещались дворцовые комплексы.

Планировка городов отличалась прямоугольной точностью и прямыми магистралями, на которых размещались дворцовые комплексы.

Слайд 97Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были

дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ)…

Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км

Слайд 98и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), состоявший

из 43 зданий.

и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), состоявший из 43 зданий.

Слайд 99Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати

– их погребальные склепы.

Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати – их погребальные склепы.

Слайд 100Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник и

после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и

теми же оберегающими его предметами, что и при жизни.

Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми

Слайд 101Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света,

благоприятное расположение ветров и небесных светил.

Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, благоприятное расположение ветров и небесных светил.

Слайд 102К подземным сооружениям подводила наземная «аллея духов» – охранителей могилы,

обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами,

обозначающими вход в могилу.
К подземным сооружениям подводила наземная «аллея духов» – охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов

Слайд 103Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища – цытаны.


Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа

сторон света:
тигр – запада,
феникс – юга,
дракон – востока,
черепаха – севера.



Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища – цытаны. Внутрь погребения вели каменные двери, на которых

Слайд 104В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо

прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и

Новейшего времени.

В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть

Слайд 105 4. Китайская культура эпохи Средневековья
4.1. Символизм и достоверность
Периодом высшего расцвета

китайской культуры стало Средневековье.

4. Китайская культура эпохи Средневековья 4.1. Символизм и достоверностьПериодом высшего расцвета китайской культуры стало Средневековье.

Слайд 106Склонность к символизации – одна из типичнейших черт китайского искусства.



Склонность к символизации – одна из типичнейших черт китайского искусства.

Слайд 107Каждый элемент древнекитайской живописи символичен:
сосна – символ долголетия;
бамбук – стойкости,

мужества;
аист – одиночества и святости.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен:сосна – символ долголетия;бамбук – стойкости, мужества;аист – одиночества и святости.

Слайд 108Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя символические

образы в единую эстетическую картину.

Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя символические образы в единую эстетическую картину.

Слайд 109Но при всем своем символизме китайское искусство очень достоверно, ибо

отражает мир, не как видится художнику, а как он есть.


Но при всем своем символизме китайское искусство очень достоверно, ибо отражает мир, не как видится художнику, а

Слайд 110В знаменитой гробнице императора Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) в

1974 г. примерно на расстоянии километра от основного комплекса были обнаружены

глиняные статуи (в натуральную величину) шести тысяч воинов с оружием и боевыми доспехами, а некоторые из них – на колесницах и лошадях.

В знаменитой гробнице императора Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) в 1974 г. примерно на расстоянии километра от основного

Слайд 111Отлично сохранившиеся фигуры воинов имеют правильные очертания и пропорции, при

этом каждая статуя обладает индивидуальными чертами лица.

Отлично сохранившиеся фигуры воинов имеют правильные очертания и пропорции, при этом каждая статуя обладает индивидуальными чертами лица.

Слайд 112Оружие, доспехи и обувь также были выполнены с большой тщательностью.



Оружие, доспехи и обувь также были выполнены с большой тщательностью.

Слайд 113Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего правителя.

Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего правителя.

Слайд 1144.2. Каллиграфия
Особое значение в культуре Китая имела каллиграфия, часто ценившаяся

даже выше живописи.
Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и

живописцами.
Их рукописи ценились наравне с самыми лучшими картинами, изучались, копировались.

4.2. КаллиграфияОсобое значение в культуре Китая имела каллиграфия, часто ценившаяся даже выше живописи.Знаменитые каллиграфы, как правило, были

Слайд 115Очень важным понятием китайской культуры является ци – интегральная функция

всего человеческого организма, его энергии, тонуса жизненности.

Очень важным понятием китайской культуры является ци – интегральная функция всего человеческого организма, его энергии, тонуса жизненности.

Слайд 116Ци проявляется в своеобразии каллиграфического рисунка иероглифа, в его нервности

или благостности, что позволяет определить душевное состояние автора, структуру его

личности.

Ци проявляется в своеобразии каллиграфического рисунка иероглифа, в его нервности или благостности, что позволяет определить душевное состояние

Слайд 117Поэтому, занимаясь каллиграфией, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего

Я, вступает в общение со Вселенной.
Таким образом, добиться успеха

в каллиграфии можно только в зрелом возрасте, накопив определенный духовный опыт, что становится возможным только после сорока лет.
Поэтому, занимаясь каллиграфией, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной. Таким

Слайд 118В китайском языке существовало даже выражение «четыре драгоценности»: библиотека, тушь,

бумага и кисточка с тушечницей.

В китайском языке существовало даже выражение «четыре драгоценности»: библиотека, тушь, бумага и кисточка с тушечницей.

Слайд 1194.3. Картины-свитки
Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий

в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие

ее законы.
4.3. Картины-свиткиТонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать

Слайд 120В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин –

свитки.
Этот вид живописи получил свое развитие в IV –

VI вв.

В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин – свитки. Этот вид живописи получил свое развитие

Слайд 121Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной

или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки обязательно обрамляли

тканями нескольких цветов.
Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе.
Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные

Слайд 122Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину

достигали 10-15 м.
Их смотрели постепенно разворачивая, как любой рукописный текст

– сверху вниз и справа налево.

Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину достигали 10-15 м. Их смотрели постепенно разворачивая, как

Слайд 123Созерцание свитка было целым ритуалом.
Поскольку их нельзя держать все время

натянутыми (они от этого портятся), свитки не были постоянным украшением

помещений.
Созерцание свитка было целым ритуалом.Поскольку их нельзя держать все время натянутыми (они от этого портятся), свитки не

Слайд 124Они хранились в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались

только в торжественных случаях несколько раз в год.
Подобные свитки-повести

содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.

Они хранились в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в

Слайд 125Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального

или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь.
Но уже в

VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь.
Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь.

Слайд 126Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура

и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность.

Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине

Слайд 127Определенного впечатления глубины и передачи пространства в картине художники добивались

посредством особого изображения воздушной среды, или дымки тумана, а также

членением композиции на ряд планов.
Определенного впечатления глубины и передачи пространства в картине художники добивались посредством особого изображения воздушной среды, или дымки

Слайд 128Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная,

фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины,

другая – свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.

Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все

Слайд 1294.4. Живописное искусство и нравственное совершенство
Главной темой китайской живописи и,

особенно пейзажа, становится изображение природы как величественного образа вселенной.
В

этом видно влияние даосизма на изобразительное искусство.
4.4. Живописное искусство и нравственное совершенствоГлавной темой китайской живописи и, особенно пейзажа, становится изображение природы как величественного

Слайд 130Очень часто пейзажи дополнялись стихотворными строками.
Именно так поступал знаменитый

поэт, музыкант и художник Ван Вэй (699-759).
Он впервые сумел

найти адекватную зримую форму эмоциям, воплощенным в его стихах.
Очень часто пейзажи дополнялись стихотворными строками. Именно так поступал знаменитый поэт, музыкант и художник Ван Вэй (699-759).

Слайд 131Поэтому пейзаж – это не только изображение реальных картин природы,

но и отражение состояния души человека.

Поэтому пейзаж – это не только изображение реальных картин природы, но и отражение состояния души человека.

Слайд 132Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры.
Они

создавались по памяти и вбирали в себя самые характерные черты

природы, самые верные ее приметы.
Отсюда и название, данное пейзажу в Средние века – «горы-воды».

Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя

Слайд 133Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы

– ян, а вода связывалась с темным, мягким и пассивным

женским началом – инь.
Так в самом названии пейзажа воплотились важнейшие понятия древней натурфилософии.
Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы – ян, а вода связывалась с темным,

Слайд 134Также в пейзаже осознается необходимость отражения главной эстетической позиции –

единства и взаимопроникновения естественного и искусственного, рукотворного и нерукотворного, достоверного

и условного.

Также в пейзаже осознается необходимость отражения главной эстетической позиции – единства и взаимопроникновения естественного и искусственного, рукотворного

Слайд 135Большинство пейзажистов Китая прекрасно осознает, что искусство пейзажа – это

высокая миссия создания микромира, адекватного всему мирозданию.

Большинство пейзажистов Китая прекрасно осознает, что искусство пейзажа – это высокая миссия создания микромира, адекватного всему мирозданию.

Слайд 136Объекты, принадлежащие земле и небу: дерево, камень, вода (а также

их инварианты – облако, туман, дымка) – выступают как архетипы культуры.


Но они же и ипостаси абсолютного дао.

Объекты, принадлежащие земле и небу: дерево, камень, вода (а также их инварианты – облако, туман, дымка) – выступают

Слайд 137Очень популярны были в Китае жанры «цветы и птицы», «травы

и насекомые», которые зародились в IX в.
В них соединились эстетика

и символ.
Очень популярны были в Китае жанры «цветы и птицы», «травы и насекомые», которые зародились в IX в. В

Слайд 138Так, например, разные сорта пиона и виды птиц (феникс и

зимородок) символизируют богатство и благородство, а сосна, бамбук, хризантемы, гуси

воплощают уединение и праздность.


Так, например, разные сорта пиона и виды птиц (феникс и зимородок) символизируют богатство и благородство, а сосна,

Слайд 139Чтобы овладеть этим жанром, надо не только изучать живописную манеру

предшественников-классиков, но и научиться различать в природе удивительное, прекрасное, загадочное.


Чтобы овладеть этим жанром, надо не только изучать живописную манеру предшественников-классиков, но и научиться различать в природе

Слайд 140Из «благородных цветов» излюбленными объектами изображения были пион, лотос, мэйхуа

(цветок дикой сливы).
Из обычных цветов – вьюнок, бегония, петушиный

гребень.

Из «благородных цветов» излюбленными объектами изображения были пион, лотос, мэйхуа (цветок дикой сливы). Из обычных цветов –

Слайд 141В картинах-свитках этого времени летают бабочки и пчелы, богомолы и

стрекозы, цикады и мухи.

В картинах-свитках этого времени летают бабочки и пчелы, богомолы и стрекозы, цикады и мухи.

Слайд 142Здесь также представители водной фауны: рыбешки, головастики, лягушки, крабы и

креветки.

Здесь также представители водной фауны: рыбешки, головастики, лягушки, крабы и креветки.

Слайд 143Разнообразен и мир птиц, отраженный в этой живописи: гуси, уточки-мандаринки,

райские птицы, орлы, сороки, воробьи.

Разнообразен и мир птиц, отраженный в этой живописи: гуси, уточки-мандаринки, райские птицы, орлы, сороки, воробьи.

Слайд 144Как и в пейзаже, в живописи «цветов и птиц» отражаются

основные космологические принципы даосизма.
Единое – мир – реализуется через

единственное – дерево, цветок.

Как и в пейзаже, в живописи «цветов и птиц» отражаются основные космологические принципы даосизма. Единое – мир

Слайд 145Сквозь причудливое переплетение прожилок лепестка цветка просвечивают грандиозные контуры мироздания.

Сквозь причудливое переплетение прожилок лепестка цветка просвечивают грандиозные контуры мироздания.

Слайд 146Цветоножка символизирует абсолютное начало мира.

Цветоножка символизирует абсолютное начало мира.

Слайд 147Цветы олицетворяют солнечное «янное» начало; дерево, ствол и ветви полны

соками земли, выражают ее таинственную силу «инь».

Цветы олицетворяют солнечное «янное» начало; дерево, ствол и ветви полны соками земли, выражают ее таинственную силу «инь».

Слайд 148Чашечка, поддерживающая цветок, воплощает три силы – небо, землю и

человека.
Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается

с пятью лепестками.

Чашечка, поддерживающая цветок, воплощает три силы – небо, землю и человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов

Слайд 149Пагода Даянь Та (Пагода Диких гусей), город Сиань в провинции

Шэньси
4.5. Зодчество – отражение единства и гармонии мира
В эпоху раннего

Средневековья вместе с буддизмом в Китай пришли новые образцы монументального зодчества, скульптуры и  храмовых росписей.


Пагода Даянь Та (Пагода Диких гусей), город Сиань в провинции Шэньси4.5. Зодчество – отражение единства и гармонии

Слайд 150Пагода Сяояньта, малая пагода диких гусей
По примеру соседних стран

началось сооружение огромных пещерных монастырей, а также строительство пагод в

честь буддийских святых.
Ранние китайские пагоды (храмы в виде многоярусной башни) округлостью линий силуэта напоминали индийские башнеобразные сооружения.

Пагода Сяояньта, малая пагода диких гусей По примеру соседних стран началось сооружение огромных пещерных монастырей, а также

Слайд 151Пагода Люхэ, пагода шести гармоний
Требование отражения единства и гармонии

мира, взаимопроникновения искусственного и естественного ярко проявилось в китайской архитектуре.


Пагода Люхэ, пагода шести гармоний Требование отражения единства и гармонии мира, взаимопроникновения искусственного и естественного ярко проявилось

Слайд 152Пагода Цзиньганбаоцзо, пагода алмазного трона храма Чжэньцзюе в Пекине
В

ней отчетливо обнаруживается соединение архитектурных форм с природой – любое

сооружение становится лишь частью архитектурного ансамбля, в котором природа активно используется как компонент художественного образа, террасы, галереи и мосты связывали здания в единый ансамбль с парками.

Пагода Цзиньганбаоцзо, пагода алмазного трона храма Чжэньцзюе в Пекине В ней отчетливо обнаруживается соединение архитектурных форм с

Слайд 153Пагоды Шуанта (пагоды-близнецы)
Многоярусные крыши с огромными выносными кровлями, плавно

изогнутыми кверху углами не только защищали здания от непогоды, но

и придавали им своеобразные очертания, гармонирующие с очертаниями окружающих холмов и деревьев.
Пагоды Шуанта (пагоды-близнецы) Многоярусные крыши с огромными выносными кровлями, плавно изогнутыми кверху углами не только защищали здания

Слайд 154Архитекторы, скульпторы и художники свои основные усилия направляли на создание

идеального сочетания прелести природы с красотой искусственных сооружений.

Архитекторы, скульпторы и художники свои основные усилия направляли на создание идеального сочетания прелести природы с красотой искусственных

Слайд 155Так возникают комплексы ландшафтных садов, воплощавших в себе все наиболее

типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой

природе.


Так возникают комплексы ландшафтных садов, воплощавших в себе все наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть

Слайд 156Эти сады породили новую, довольно продолжительную традицию не только в

китайском, но и в японском искусстве.

Эти сады породили новую, довольно продолжительную традицию не только в китайском, но и в японском искусстве.

Слайд 157Они по существу явились синтезирующим видом искусства, где проявлялись одновременно

и замысел зодчего, и рука скульптора, и художественный вкус живописца,

компонующих по своей воле строения, пластику, элементы природного ландшафта и т.п.


Они по существу явились синтезирующим видом искусства, где проявлялись одновременно и замысел зодчего, и рука скульптора, и

Слайд 158Как следует жить. Сцена из нравоучительной повести. IV в. н.

э.
4.6. «Пятикнижие» и «Четырехкнижие»
Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли

до нас в «Книге песен» («Ши-цзин»).
Они относятся к XI – VI вв. до н. э.

Как следует жить. Сцена из нравоучительной повести. IV в. н. э. 4.6. «Пятикнижие» и «Четырехкнижие»Наиболее древние образцы

Слайд 159В них был закреплен исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный

опыт китайской культуры, приобретенный за предшествующие тысячелетия ее развития.
Эта

книга, наряду с другими, в совокупности составившими «Пятикнижие» и «Четырехкнижие», стала канонической и была обязательней для изучения вплоть до начала XX в.

В них был закреплен исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт китайской культуры, приобретенный за предшествующие тысячелетия

Слайд 160В «Пятикнижие» входят:
– «Книга песен» («Ши-цзин»);
– «Книга ритуала» («Ли-цзи»), составившая

основу «китайских церемоний»;
– «Книга истории» («Шу-цзин»), в которой ритмической

прозой излагается история Китая от легендарного правителя Яо до первых правителей эпохи Чжоу, а также приводятся беседы мудрецов о сущности государственного управления;


В «Пятикнижие» входят:– «Книга песен» («Ши-цзин»);– «Книга ритуала» («Ли-цзи»), составившая основу «китайских церемоний»; – «Книга истории» («Шу-цзин»),

Слайд 161– «Книга перемен» («И-цзин»), которая содержит знаменитые гадательные триграммы, необходимые

оракулам и предсказателям судьбы человека;
– «Книга весны и осени»

(Чунь-цю»), содержащая летопись событий на родине Конфуция с VIII по V. вв. до н. э.

– «Книга перемен» («И-цзин»), которая содержит знаменитые гадательные триграммы, необходимые оракулам и предсказателям судьбы человека; – «Книга

Слайд 162«Четырехкнижие» содержит канонические книги:
– «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы»), в

которой изложены взгляды Конфуция по вопросам этики, морали и управления

государством;
– «Да-сюэ» («Великое учение»), в ней сформулированы идеи Конфуция о самоусовершенствовании человека, необходимом для правильных взаимоотношений в государстве и семье;


«Четырехкнижие» содержит канонические книги: – «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы»), в которой изложены взгляды Конфуция по вопросам этики,

Слайд 163– «Чжун-юн» («Соблюдение середины») излагает учение Конфуция о золотой середине;


– «Мэн- цзы» (название дано по имени философа, последователя Конфуция,

жившего в IV–III вв. до н. э.) содержит дальнейшее развитие конфуцианства и приводит его в систему, которая и стала официальной идеологией Китая.

– «Чжун-юн» («Соблюдение середины») излагает учение Конфуция о золотой середине; – «Мэн- цзы» (название дано по имени

Слайд 1644.7. Золотой век китайской поэзии
Индивидуальная поэзия, описывающая мир человеческих чувств,

появляется в IV–III вв. до н. э. Постепенно складываются основные литературные жанры:


цы – стихи песенного типа, которые первоначально создавались как тексты песен на определенную мелодию;
фу – стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой и без нее;
4.7. Золотой век китайской поэзииИндивидуальная поэзия, описывающая мир человеческих чувств, появляется в IV–III вв. до н. э. Постепенно складываются

Слайд 165сунн – ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом;
сюй

– предисловие к стихам и одам;
цзацзуань – вид художественной

литературы, метко, образно и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях, о поступках человека, его привычках, слабостях, достоинствах и недостатках, пороках и т.п.


сунн – ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом; сюй – предисловие к стихам и одам; цзацзуань

Слайд 166Золотым веком китайской поэзии стал танский период, в который творили

такие замечательные поэты, как Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фуи

другие.
Ван Вэй, известный так же как знаменитый художник-пейзажист, и в стихах продолжал описывать красоту и совершенство природы.
Золотым веком китайской поэзии стал танский период, в который творили такие замечательные поэты, как Ван Вэй, Ли

Слайд 167В его лирике человек составляет единое целое с природой, отражает

все многообразие мира и настроений человека.
День уходит за днем, чтобы

радости год приближать.
Год за годом идет, но весна возвратится опять.
Насладимся вдвоем - есть вино в наших поднятых
чашах,
А цветов не жалей: им опять предстоит расцветать!


В его лирике человек составляет единое целое с природой, отражает все многообразие мира и настроений человека.День уходит

Слайд 168К числу самых почитаемых поэтов принадлежит Ли Бо, известный как

Бессмертный поэт.
Смысл жизни поэт видел в освобождении от оков

бренного мира, ради чего он восходил на горы, ближе к небу, проникался чувством единения с окружающей природой и размышлял о мимолетности мирской славы.

К числу самых почитаемых поэтов принадлежит Ли Бо, известный как Бессмертный поэт. Смысл жизни поэт видел в

Слайд 1774.8. Культура позднего Средневековья
Монгольское нашествие в конце XIII в. принесло китайской

культуре огромные бедствия и разрушения. Сгорели многие прекрасные дворцы и

храмы, были разграблены и уничтожены художественные ценности.

4.8. Культура позднего СредневековьяМонгольское нашествие в конце XIII в. принесло китайской культуре огромные бедствия и разрушения. Сгорели многие

Слайд 178Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях.

Особое значение приобрели каллиграфические надписи, таящие в себе намек, скрытый

подтекст.
Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, таящие в

Слайд 179Сами изображения были тоже символичны.
Чаще всего изображался бамбук, гнущийся

под напором ветра.
Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного

выдержать натиск судьбы.

Сами изображения были тоже символичны. Чаще всего изображался бамбук, гнущийся под напором ветра. Он олицетворял стойкого духом,

Слайд 180После изгнания монголов в XV–XVI вв. Китай вновь переживает пору экономического

и духовного расцвета.


После изгнания монголов в XV–XVI вв. Китай вновь переживает пору экономического и духовного расцвета.

Слайд 181Но этот период оказался кратковременным, так как уже к XVII в.

страна приходит в упадок, а в 1644 г. страну захватили маньчжуры,

правившие Китаем до 1911 г.
В связи с этими историческими событиями развитие культуры в позднее Средневековье носило сложный и противоречивый характер.

Но этот период оказался кратковременным, так как уже к XVII в. страна приходит в упадок, а в 1644 г.

Слайд 182На протяжении всей эпохи Средневековья в китайской культуре были разработаны

различные виды и технические приемы ремесел.
Мировую славу китайской культуре

принесли изделия из китайского фарфора, резного камня, лака, дерева и кости.
На протяжении всей эпохи Средневековья в китайской культуре были разработаны различные виды и технические приемы ремесел. Мировую

Слайд 183Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор.

Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор.

Слайд 184Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались

растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции.

Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции.

Слайд 185Ремесленники изобрели и новые красители.

Ремесленники изобрели и новые красители.

Слайд 186Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного под глазурью кобальтом,

богатых оттенками цветных свинцовых глазурей, трехцветных и шестицветных.

Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного под глазурью кобальтом, богатых оттенками цветных свинцовых глазурей, трехцветных и

Слайд 187С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надглазурными

красками – зеленой, желтой, красной, что дало название особой росписи

– «доу-цай» («борьба цветов»).

С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надглазурными красками – зеленой, желтой, красной, что дало

Слайд 188Потрясающая глубина, тонкость и изящество китайской культуры, основные черты которой

сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей

в азиатско-тихоокеанском регионе.

Потрясающая глубина, тонкость и изящество китайской культуры, основные черты которой сохранились без особых изменений до наших дней,

Слайд 189Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными учениками.
Новое время

познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую как философские идеи,

так и всю культуру Китая в целом.

Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными учениками. Новое время познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика