Слайд 1НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова
Семинарское занятие №
3
Культура Китая как результат диалога этносов
Магнитогорск, 2017
Слайд 2ПЛАН:
1. Основные этапы развития культуры Древнего Китая
2. Духовная культура
и религия Китая
3. Искусство Древнего Китая
4. Китайская культура
эпохи Средневековья
Слайд 3
1. Основные этапы развития культуры Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация прошла
особый путь развития с начала II тыс. до н. э. до III в.
н. э.
Ее характер во многом был обусловлен географическим положением Китая, изолированностью от других очагов цивилизации (Месопотамии, Индии), с которым Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.
Слайд 4Сами китайцы называли свою страну по-разному:
– Чжун Го («Срединное
царство»),
– Чжун Хуа («Срединная цветущая»),
– Поднебесная,
– или
по названию тех или иных династий.
Слайд 5В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы.
Лишь
с конца III тыс. до н. э. определилась ведущая роль в этом
синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Слайд 6Самоназвание «ханьцы», или «ханьжень» (так китайцы называют себя), произошло от
названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г.
до н. э.)
Слайд 7А по названию ее предшественницы – империи Цинь со времен
античности были образованы европейские названия Китая: лат. – sinae, фр. – chine,
англ. – china.
Слайд 8Скульптура императоров Янь и Хуань, Китай, Хэнань
Начало культурной истории Китая
восходит к рубежу III – II тыс. до н. э.
Именно к
этому времени относят период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели.
Слайд 9Это было время основания первой в китайской традиции династии Ся,
когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть.
Слайд 10Становление древнекитайской культуры было также непосредственно связано с преодолением этнической
раздробленности.
Слайд 11По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и
китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе
как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной периферией варваров.
Слайд 12Во многом это связано с тем, что до сих пор
в Китае живет несколько народностей, и самые большие различия существуют
между северными и южными китайцами.
Слайд 13Они не сняты и сегодня, а в эпоху Древнего мира
они были двумя культурными полюсами страны, которые то объединялись в
рамках великих империй, то разделялись границами множества мелких раздробленных княжеств.
Слайд 14В истории Древнего Китая принято выделять несколько больших периодов:
эпоха
Шань (Инь) – XVI – XII вв. до н. э.;
эпоха Чжоу
– XII – III вв. до н. э.;
эпоха династий Цинь и Хань – III в. до н. э. – III в. н. э.
Слайд 15Китайские историки утверждают, что в XVII в. до н. э. в долине
реки Хуанхэ было основано государство Шан (по названию наиболее сильного
тогда племени).
Соседние племена называли это государство Инь.
Слайд 16До нас дошло большое количество памятников материальной культуры этого периода,
свидетельствующих о переходе китайцев к оседлости и скотоводству.
Для изготовления
различных орудий труда использовались медь и бронза.
Археологические данные свидетельствуют, что племенные вожди (ваны) превратились в царей и основали династии.
Слайд 17Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно не смогло
противостоять нападению соседнего племена Чжоу.
Последний царь этого царства покончил
жизнь самоубийством после поражения от соседей.
В результате на смену государству Шан пришло государство Чжоу.
Слайд 18Время правления династии Чжоу в свою очередь делится на три
периода:
– время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.);
–
время Восточного Чжоу (VIII – V вв. до н. э.);
– время Чжаньго (V – II вв. до н. э.).
Слайд 19Для периода Западного Чжоу характерно было усиление родовой знати.
Земля
находилась в собственности общин, и существовала так называемая «колодезная система».
Слайд 20Суть ее заключалась в том, что вся территория, являвшаяся собственностью
данного селения, разделялась на девять частей.
Свое название эта система
получила потому, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец».
Слайд 21Из девяти наделов восемь отдавались семьям, а центральный девятый участок
обрабатывался всей общиной: урожай с него шел на нужды всей
общины.
Слайд 22В этот период неоднократно предпринимались попытки создания централизованного государственного правления.
Однако все они заканчивались провалом, поскольку сталкивались с сепаратизмом местных
правителей, не желавших уступать свою власть.
Слайд 23Стремление к централизации ослаблялось также натиском и набегами кочевых племен.
Слайд 24В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабли, но среди
борющихся между собой мелких государственных стали выделяться сильнейшие.
В эпоху
Чжаньго, т. е. «Враждующих государств», таких сильнейших образований насчитывалось семь.
Слайд 25Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в вопросе
интеграции Китая, что сразу положительно отразилось на развитии хозяйственной жизни.
В частности, тогда появились железные орудия труда и новые виды ремесел.
Слайд 26В то же время необходимость интеграции усиливалась потребностью противостоять набегам
кочевников.
Решающую роль в этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в
западных районах Китая.
Слайд 27В IV в. до н. э. чиновник по имени Шан Ян провел
в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие
денежные средства для реорганизации устоев сельской общины.
Слайд 28В результате этих реформ государство Цинь смогло победить всех своих
соперников и низложить династию Чжоу.
Окончательное объединение Китая произошло во
время правления Ин Чжена, который смог распространить свою власть на все царства, существовавшие на территории Китая.
Слайд 29В 221 г. до н. э. он принял титул императора (хуанди) и
вошел в историю под именем Цинь Шихунди (первый император Цинь).
Именно в период его правления была построена Великая китайская стена, ставшая как пирамиды для Египта, символом китайской культуры.
Слайд 30Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и деспотичностью. Император заботился
о создании и поддержании своего культа.
Для этого в честь
императора стали сооружать храмы и дворцы.
Слайд 31Но после смерти императора в Китае вспыхнуло восстание и в
207 г. до н. э. один из вождей восстания Лю Бан сверг
последнего представителя династии Цинь и стал основателем новой династии, которая получила название Хань.
Представители династии Хань правили Китаем вплоть до 220 г. н. э.
Слайд 322. Духовная культура и религия Китая
2.1. Иероглифическая письменность и мышление
Одним
из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий
совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство.
Слайд 33Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно
произнесено, отсюда одно и то же сочетание звуков, произнесенное разным
тоном, имеет разное значение.
Так, например, сочетание «ма», произнесенное первым тоном, означает «мама», вторым – «конопля», третьим – «лошадь», четвертым – «ругать».
Слайд 34Поэтому одно слово может означать совершенно разные вещи. Эти слова
записываются с помощью иероглифов, которые возникли из пиктографического (рисуночного) письма
после его упрощения.
Слайд 35Каждый иероглиф передает самую общую идею обозначаемого им предмета, явления,
понятия.
При этом современные иероглифы типологически ничем не отличаются от
тех, которые использовались в иньские времена.
Слайд 36В основном все китайские слова состояли из двух иероглифов (некоторые
– из трех-четырех).
Постепенно шла унификация знаков и к концу
I тыс. до н.э. возникает современная письменность.
Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч.
Слайд 37Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков
существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранялись
только в их произведениях.
Слайд 38Так что целый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно
не употребляется.
Знания трех тысяч иероглифов достаточно, чтобы понимать современную
бытовую лексику и общественно-политические тексты.
Слайд 39Для чтения классических текстов нужно знать не менее 7 тысяч
иероглифов.
Поэтому даже высокообразованные китайцы при чтении пользуются словарем.
Слайд 40Именно поэтому Китай всегда по преимуществу был неграмотной страной.
Но
отсюда и уважение к письменному слову в китайской культуре, которое
всегда было очень велико.
Считалось, что знание его открывает человеку глаза на мироздание, делает человека мудрым и даже святым.
Слайд 452.2. Холизм: инь и янь
Важной чертой китайской духовной культуры также
является холизм – представление о целостности и гармоничности мира, складывающейся
из составляющих этот мир частей.
Слайд 46Мир в представлении китайцев – это мир абсолютного тождества противоположностей.
В каждом явлении природы, будь то цветок, животное или водопад,
просвечивает богатство всего мира.
Слайд 47Основой этой дуалистической картины мира служат сложившиеся в давние времена
и зафиксированные в завершенной форме в классической китайской «Книге перемен»
представления о двух началах мира – инь и янь.
Слайд 48Янь – это светлые, легкие частицы первоначального хаоса, из них
образовалось небо.
Инь – тяжелые, темные частицы, из них образовалась
земля.
Слайд 49Все предметы и явления мира (и даже человек) произошли от
взаимосвязи светлого начала янь и темного начала инь.
Эта взаимосвязь
порождает в природе и в жизни движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло.
Слайд 50Не следует рассуждать о том, что лучше, что хуже –
и то и другое необходимо.
А вместе обе космические силы образуют
дао – всеобщий закон Вселенной.
Слайд 522.3. Конфуцианство
К более глубокому осмыслению проблем бытия, человека и его
места в мире китайская культура пришла в середине I тыс. до
н. э. в философских школах конфуцианства и даосизма.
Слайд 53Конфуцианство возникло на рубеже VI – V вв. до н. э.
Его
основоположником считается Учитель Кун (Кун-Фу-Цзы, в латинской транскрипции – Конфуций,
551–479 до н. э.).
Слайд 54Для него главным вопросом является отношение людей друг к другу
и к прошлому.
Именно в прошлом Конфуций усматривает то состояние общества
и культуры, которое оказалось утраченным и к которому должны вернуться люди.
Слайд 55Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении
им строгих норм и правил отношений между равными и неравными,
старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми (Ли – правила этикета).
Слайд 56Выступив с критикой своего века и высоко оценив века минувшие,
Конфуций на основе этого противопоставления составил идеал совершенного человека, или
«благородного мужа» (цзюнь-цзы), которого противопоставлял низкому, неблагородному человеку (сяо-жень).
Слайд 57Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:
– люди привычки, которые
живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не
пытающиеся что-либо изменить (сяожэнь);
– люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями;
– люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование;
– люди, живущие по законам добродетели;
– люди, совершенные во всех отношениях (цзюнь-цзы).
Слайд 58Главными качествами цзюнь-цзы являются человечность (жэнь), справедливость (и), мудрость (чжи),
добропорядочность (ли), искренность (синь).
Слайд 59Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и
выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась священной, дарованной свыше, небом,
ведь «управлять – значит исправлять».
Слайд 60В своих поступках благородный муж руководствовался золотым правилом нравственности («не
делать другим того, чего не желаешь себе»).
Слайд 61Приблизиться к желанному идеалу можно было лишь в зрелом возрасте,
так как лишь старость освобождала человека от страстей, давала ему
мудрость.
Поэтому идеалом мужской красоты в Китае считается зрелый или даже пожилой мужчина, да еще и с избыточным весом.
Слайд 62С течением времени конфуцианский идеал благородного мужа становился обязательным эталоном
для подражания, приблизиться к которому было делом чести и социального
престижа.
Слайд 63Основные принципы конфуцианства следующие.
1. Принцип «жэнь», т.е. гуманность и человеколюбие.
«Чего не желаешь себе, того не делай другим».
2. Принцип «ли»,
т.е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
Слайд 643. Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут
порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести
в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
Слайд 654. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди
способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся
умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
Слайд 665. Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании
с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за
советами к нижестоящим людям.
Слайд 676. Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и
возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек
правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
Слайд 687. Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства.
Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения.
«Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».
Слайд 69Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке
составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской
стороной превалировала этико-политическая.
Слайд 70Отталкиваясь от своего социального идеала, Конфуций сформулировал основы социального порядка
в Китае.
За образец он взял отношения в китайской семье,
ее строгую социальную иерархию и беспрекословное подчинение младших старшим.
Слайд 71По мнению Конфуция, государство должно стать такой же семьей, где
император будет для всех отцом, чиновники – старшими братьями, а
простолюдины – детьми и другими младшими членами семьи.
Слайд 72Критерием разделения общества на верхи и низы, на старших и
младших, должны были служить не знатность и богатство, а знание
и добродетель, приближенность к идеалу благородного мужа.
Именно эта конфуцианская идея послужила обоснованием формальной открытости чиновничьего сословия, членом которого мог стать любой образованный человек.
Слайд 732.4. Даосизм
Основателем этого учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком
тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти, стал Лао-Цзы, полулегендарная
личность, старший современник Конфуция.
Слайд 74Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование
естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы.
Отсюда
и название учения – даосизм («дао» можно перевести как «путь»).
Слайд 75Центральным понятием даосизма, как видно из его названия, является «дао».
Оно является подлинным началом мира, сущность которого небытие.
Так даосизм
приходит к идее мимолетности бытия всех вещей и явлений мира, которые материализуются лишь ненадолго, чтобы затем вновь обрести свой покой в небытии.
Слайд 76Отсюда драматизм человеческого существования, на миг восстающего из тьмы небытия,
чтобы устремиться потом к неизбежному концу.
Поэтому нет смысла дорожить
знатностью, богатством, славой.
Слайд 77Все это не имеет подлинной ценности перед лицом жизни и
смерти.
Поэтому совершенно мудрый человек (идеал даосизма) должен освободиться от сковывающей
его привязанности к единичному и обрести ту подлинную гармонию бытия, которая не нуждается в искусственных ритуалах.
Слайд 78Эта гармония содержится в дао – пути единой жизни, пронизывающем
все сущее, принимающем различные формы и выражающемся в бесконечной череде
преходящих вещей и состояний.
Слайд 79Ради слияния с дао мудрец отказывается от всего, что привязывает
его к привычным формам, в том числе к собственной индивидуальности.
Конечной целью для приверженцев даосизма является достижение бессмертия.
Слайд 80Способом жизни, методом слияния с великим дао является недеяние (у-вэй).
Это отнюдь не пассивная созерцательность, а столь полное слияние с
естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной целенаправленной активности.
Слайд 81Мудрый человек не противопоставляет себя ситуации, а спокойно влияет на
нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных.
Слайд 82Но бесстрастие даосского мудреца вовсе не равнозначно эмоциональной тупости, а
даосский идеал «пустоты сердца» не имеет ничего общего с душевной
пустотой.
«Пустота сердца» означает, что сердце становится подобным чистому зеркалу, незамутненному страстями и отражающему гармонию дао.
Слайд 83Во II – III вв. н. э. в даосизме выделился религиозный даосизм,
также оказавший большое влияние на духовную культуру Китая.
В нем тождество
с вечным дао все чаще интерпретировали как магическое телесное бессмертие, которого можно достичь с помощью дарующих вечную жизнь эликсиров.
Слайд 84Это привело к развитию в Китае мощной алхимической практики.
В
китайской алхимии в ходе бесчисленных экспериментов совершались и действительно ценные
открытия, в том числе был изобретен порох.
Слайд 853. Искусство Древнего Китая
3.1. Гончарные изделия и бронзовое литье
В ранние
периоды истории и культуры Китая особое значение имели различные предметы
повседневного обихода – блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан (Инь) – из бронзы.
Слайд 86Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях,
а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По
рисункам на них люди читали, как по книгам.
Слайд 87В отличие от узоров на гончарных изделиях, важнейшими составными частями
орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю
дожди; цикада, предвещающая урожай; бык и баран, несущие людям сытость и богатство.
Слайд 88Зачастую изображенные звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших
животных – защитников и охранителей.
Слайд 89Иногда сосуды сами принимали форму зверей и птиц, оберегающих человека, –
совы, тапира, тигра, но и в этом случае вся их
поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест.
Все эти формы и узоры отразили новые представления об упорядоченности мира.
Слайд 90Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в
верхней и нижней своих частях включали в себя изображения важнейших
стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира – воду, землю, дерево, огонь и металл.
Слайд 913.2. Градостроительство
Важнейшим этапом на пути становления китайской культуры стало регулярное
градостроительство, которое достигло своего наивысшего подъема в III в. до н. э. –
III в. н. э.
Слайд 92Самое крупное сооружение Китая конца IV – III вв. до н. э. –
Великая китайская стена – олицетворяла собой мощь централизованной державы.
Слайд 93Достигающая в высоту 10 м и в ширину 5-8 м, она представляла
собой одновременно и суровую глинобитную крепость со множеством сигнальных башен,
и дорогу, протянувшуюся по уступам труднопроходимых горных хребтов.
Слайд 94На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км,
а позднее превысила 3000 км.
Слайд 95Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами, обведенные
рвами, имеющие ряд ворот и дозорных башен.
Слайд 96Планировка городов отличалась прямоугольной точностью и прямыми магистралями, на которых
размещались дворцовые комплексы.
Слайд 97Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были
дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ)…
Слайд 98и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), состоявший
из 43 зданий.
Слайд 99Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати
– их погребальные склепы.
Слайд 100Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник и
после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и
теми же оберегающими его предметами, что и при жизни.
Слайд 101Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света,
благоприятное расположение ветров и небесных светил.
Слайд 102К подземным сооружениям подводила наземная «аллея духов» – охранителей могилы,
обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами,
обозначающими вход в могилу.
Слайд 103Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища – цытаны.
Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа
сторон света:
тигр – запада,
феникс – юга,
дракон – востока,
черепаха – севера.
Слайд 104В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо
прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и
Новейшего времени.
Слайд 105
4. Китайская культура эпохи Средневековья
4.1. Символизм и достоверность
Периодом высшего расцвета
китайской культуры стало Средневековье.
Слайд 106Склонность к символизации – одна из типичнейших черт китайского искусства.
Слайд 107Каждый элемент древнекитайской живописи символичен:
сосна – символ долголетия;
бамбук – стойкости,
мужества;
аист – одиночества и святости.
Слайд 108Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя символические
образы в единую эстетическую картину.
Слайд 109Но при всем своем символизме китайское искусство очень достоверно, ибо
отражает мир, не как видится художнику, а как он есть.
Слайд 110В знаменитой гробнице императора Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) в
1974 г. примерно на расстоянии километра от основного комплекса были обнаружены
глиняные статуи (в натуральную величину) шести тысяч воинов с оружием и боевыми доспехами, а некоторые из них – на колесницах и лошадях.
Слайд 111Отлично сохранившиеся фигуры воинов имеют правильные очертания и пропорции, при
этом каждая статуя обладает индивидуальными чертами лица.
Слайд 112Оружие, доспехи и обувь также были выполнены с большой тщательностью.
Слайд 113Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего правителя.
Слайд 1144.2. Каллиграфия
Особое значение в культуре Китая имела каллиграфия, часто ценившаяся
даже выше живописи.
Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и
живописцами.
Их рукописи ценились наравне с самыми лучшими картинами, изучались, копировались.
Слайд 115Очень важным понятием китайской культуры является ци – интегральная функция
всего человеческого организма, его энергии, тонуса жизненности.
Слайд 116Ци проявляется в своеобразии каллиграфического рисунка иероглифа, в его нервности
или благостности, что позволяет определить душевное состояние автора, структуру его
личности.
Слайд 117Поэтому, занимаясь каллиграфией, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего
Я, вступает в общение со Вселенной.
Таким образом, добиться успеха
в каллиграфии можно только в зрелом возрасте, накопив определенный духовный опыт, что становится возможным только после сорока лет.
Слайд 118В китайском языке существовало даже выражение «четыре драгоценности»: библиотека, тушь,
бумага и кисточка с тушечницей.
Слайд 1194.3. Картины-свитки
Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий
в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие
ее законы.
Слайд 120В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин –
свитки.
Этот вид живописи получил свое развитие в IV –
VI вв.
Слайд 121Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной
или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки обязательно обрамляли
тканями нескольких цветов.
Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе.
Слайд 122Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину
достигали 10-15 м.
Их смотрели постепенно разворачивая, как любой рукописный текст
– сверху вниз и справа налево.
Слайд 123Созерцание свитка было целым ритуалом.
Поскольку их нельзя держать все время
натянутыми (они от этого портятся), свитки не были постоянным украшением
помещений.
Слайд 124Они хранились в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались
только в торжественных случаях несколько раз в год.
Подобные свитки-повести
содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.
Слайд 125Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального
или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь.
Но уже в
VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь.
Слайд 126Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура
и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность.
Слайд 127Определенного впечатления глубины и передачи пространства в картине художники добивались
посредством особого изображения воздушной среды, или дымки тумана, а также
членением композиции на ряд планов.
Слайд 128Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная,
фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины,
другая – свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.
Слайд 1294.4. Живописное искусство и нравственное совершенство
Главной темой китайской живописи и,
особенно пейзажа, становится изображение природы как величественного образа вселенной.
В
этом видно влияние даосизма на изобразительное искусство.
Слайд 130Очень часто пейзажи дополнялись стихотворными строками.
Именно так поступал знаменитый
поэт, музыкант и художник Ван Вэй (699-759).
Он впервые сумел
найти адекватную зримую форму эмоциям, воплощенным в его стихах.
Слайд 131Поэтому пейзаж – это не только изображение реальных картин природы,
но и отражение состояния души человека.
Слайд 132Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры.
Они
создавались по памяти и вбирали в себя самые характерные черты
природы, самые верные ее приметы.
Отсюда и название, данное пейзажу в Средние века – «горы-воды».
Слайд 133Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы
– ян, а вода связывалась с темным, мягким и пассивным
женским началом – инь.
Так в самом названии пейзажа воплотились важнейшие понятия древней натурфилософии.
Слайд 134Также в пейзаже осознается необходимость отражения главной эстетической позиции –
единства и взаимопроникновения естественного и искусственного, рукотворного и нерукотворного, достоверного
и условного.
Слайд 135Большинство пейзажистов Китая прекрасно осознает, что искусство пейзажа – это
высокая миссия создания микромира, адекватного всему мирозданию.
Слайд 136Объекты, принадлежащие земле и небу: дерево, камень, вода (а также
их инварианты – облако, туман, дымка) – выступают как архетипы культуры.
Но они же и ипостаси абсолютного дао.
Слайд 137Очень популярны были в Китае жанры «цветы и птицы», «травы
и насекомые», которые зародились в IX в.
В них соединились эстетика
и символ.
Слайд 138Так, например, разные сорта пиона и виды птиц (феникс и
зимородок) символизируют богатство и благородство, а сосна, бамбук, хризантемы, гуси
воплощают уединение и праздность.
Слайд 139Чтобы овладеть этим жанром, надо не только изучать живописную манеру
предшественников-классиков, но и научиться различать в природе удивительное, прекрасное, загадочное.
Слайд 140Из «благородных цветов» излюбленными объектами изображения были пион, лотос, мэйхуа
(цветок дикой сливы).
Из обычных цветов – вьюнок, бегония, петушиный
гребень.
Слайд 141В картинах-свитках этого времени летают бабочки и пчелы, богомолы и
стрекозы, цикады и мухи.
Слайд 142Здесь также представители водной фауны: рыбешки, головастики, лягушки, крабы и
креветки.
Слайд 143Разнообразен и мир птиц, отраженный в этой живописи: гуси, уточки-мандаринки,
райские птицы, орлы, сороки, воробьи.
Слайд 144Как и в пейзаже, в живописи «цветов и птиц» отражаются
основные космологические принципы даосизма.
Единое – мир – реализуется через
единственное – дерево, цветок.
Слайд 145Сквозь причудливое переплетение прожилок лепестка цветка просвечивают грандиозные контуры мироздания.
Слайд 146Цветоножка символизирует абсолютное начало мира.
Слайд 147Цветы олицетворяют солнечное «янное» начало; дерево, ствол и ветви полны
соками земли, выражают ее таинственную силу «инь».
Слайд 148Чашечка, поддерживающая цветок, воплощает три силы – небо, землю и
человека.
Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается
с пятью лепестками.
Слайд 149Пагода Даянь Та (Пагода Диких гусей), город Сиань в провинции
Шэньси
4.5. Зодчество – отражение единства и гармонии мира
В эпоху раннего
Средневековья вместе с буддизмом в Китай пришли новые образцы монументального зодчества, скульптуры и храмовых росписей.
Слайд 150Пагода Сяояньта, малая пагода диких гусей
По примеру соседних стран
началось сооружение огромных пещерных монастырей, а также строительство пагод в
честь буддийских святых.
Ранние китайские пагоды (храмы в виде многоярусной башни) округлостью линий силуэта напоминали индийские башнеобразные сооружения.
Слайд 151Пагода Люхэ, пагода шести гармоний
Требование отражения единства и гармонии
мира, взаимопроникновения искусственного и естественного ярко проявилось в китайской архитектуре.
Слайд 152Пагода Цзиньганбаоцзо, пагода алмазного трона храма Чжэньцзюе в Пекине
В
ней отчетливо обнаруживается соединение архитектурных форм с природой – любое
сооружение становится лишь частью архитектурного ансамбля, в котором природа активно используется как компонент художественного образа, террасы, галереи и мосты связывали здания в единый ансамбль с парками.
Слайд 153Пагоды Шуанта (пагоды-близнецы)
Многоярусные крыши с огромными выносными кровлями, плавно
изогнутыми кверху углами не только защищали здания от непогоды, но
и придавали им своеобразные очертания, гармонирующие с очертаниями окружающих холмов и деревьев.
Слайд 154Архитекторы, скульпторы и художники свои основные усилия направляли на создание
идеального сочетания прелести природы с красотой искусственных сооружений.
Слайд 155Так возникают комплексы ландшафтных садов, воплощавших в себе все наиболее
типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой
природе.
Слайд 156Эти сады породили новую, довольно продолжительную традицию не только в
китайском, но и в японском искусстве.
Слайд 157Они по существу явились синтезирующим видом искусства, где проявлялись одновременно
и замысел зодчего, и рука скульптора, и художественный вкус живописца,
компонующих по своей воле строения, пластику, элементы природного ландшафта и т.п.
Слайд 158Как следует жить. Сцена из нравоучительной повести. IV в. н.
э.
4.6. «Пятикнижие» и «Четырехкнижие»
Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли
до нас в «Книге песен» («Ши-цзин»).
Они относятся к XI – VI вв. до н. э.
Слайд 159В них был закреплен исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный
опыт китайской культуры, приобретенный за предшествующие тысячелетия ее развития.
Эта
книга, наряду с другими, в совокупности составившими «Пятикнижие» и «Четырехкнижие», стала канонической и была обязательней для изучения вплоть до начала XX в.
Слайд 160В «Пятикнижие» входят:
– «Книга песен» («Ши-цзин»);
– «Книга ритуала» («Ли-цзи»), составившая
основу «китайских церемоний»;
– «Книга истории» («Шу-цзин»), в которой ритмической
прозой излагается история Китая от легендарного правителя Яо до первых правителей эпохи Чжоу, а также приводятся беседы мудрецов о сущности государственного управления;
Слайд 161– «Книга перемен» («И-цзин»), которая содержит знаменитые гадательные триграммы, необходимые
оракулам и предсказателям судьбы человека;
– «Книга весны и осени»
(Чунь-цю»), содержащая летопись событий на родине Конфуция с VIII по V. вв. до н. э.
Слайд 162«Четырехкнижие» содержит канонические книги:
– «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы»), в
которой изложены взгляды Конфуция по вопросам этики, морали и управления
государством;
– «Да-сюэ» («Великое учение»), в ней сформулированы идеи Конфуция о самоусовершенствовании человека, необходимом для правильных взаимоотношений в государстве и семье;
Слайд 163– «Чжун-юн» («Соблюдение середины») излагает учение Конфуция о золотой середине;
– «Мэн- цзы» (название дано по имени философа, последователя Конфуция,
жившего в IV–III вв. до н. э.) содержит дальнейшее развитие конфуцианства и приводит его в систему, которая и стала официальной идеологией Китая.
Слайд 1644.7. Золотой век китайской поэзии
Индивидуальная поэзия, описывающая мир человеческих чувств,
появляется в IV–III вв. до н. э. Постепенно складываются основные литературные жанры:
цы – стихи песенного типа, которые первоначально создавались как тексты песен на определенную мелодию;
фу – стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой и без нее;
Слайд 165сунн – ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом;
сюй
– предисловие к стихам и одам;
цзацзуань – вид художественной
литературы, метко, образно и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях, о поступках человека, его привычках, слабостях, достоинствах и недостатках, пороках и т.п.
Слайд 166Золотым веком китайской поэзии стал танский период, в который творили
такие замечательные поэты, как Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фуи
другие.
Ван Вэй, известный так же как знаменитый художник-пейзажист, и в стихах продолжал описывать красоту и совершенство природы.
Слайд 167В его лирике человек составляет единое целое с природой, отражает
все многообразие мира и настроений человека.
День уходит за днем, чтобы
радости год приближать.
Год за годом идет, но весна возвратится опять.
Насладимся вдвоем - есть вино в наших поднятых
чашах,
А цветов не жалей: им опять предстоит расцветать!
Слайд 168К числу самых почитаемых поэтов принадлежит Ли Бо, известный как
Бессмертный поэт.
Смысл жизни поэт видел в освобождении от оков
бренного мира, ради чего он восходил на горы, ближе к небу, проникался чувством единения с окружающей природой и размышлял о мимолетности мирской славы.
Слайд 1774.8. Культура позднего Средневековья
Монгольское нашествие в конце XIII в. принесло китайской
культуре огромные бедствия и разрушения. Сгорели многие прекрасные дворцы и
храмы, были разграблены и уничтожены художественные ценности.
Слайд 178Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях.
Особое значение приобрели каллиграфические надписи, таящие в себе намек, скрытый
подтекст.
Слайд 179Сами изображения были тоже символичны.
Чаще всего изображался бамбук, гнущийся
под напором ветра.
Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного
выдержать натиск судьбы.
Слайд 180После изгнания монголов в XV–XVI вв. Китай вновь переживает пору экономического
и духовного расцвета.
Слайд 181Но этот период оказался кратковременным, так как уже к XVII в.
страна приходит в упадок, а в 1644 г. страну захватили маньчжуры,
правившие Китаем до 1911 г.
В связи с этими историческими событиями развитие культуры в позднее Средневековье носило сложный и противоречивый характер.
Слайд 182На протяжении всей эпохи Средневековья в китайской культуре были разработаны
различные виды и технические приемы ремесел.
Мировую славу китайской культуре
принесли изделия из китайского фарфора, резного камня, лака, дерева и кости.
Слайд 183Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор.
Слайд 184Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались
растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции.
Слайд 185Ремесленники изобрели и новые красители.
Слайд 186Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного под глазурью кобальтом,
богатых оттенками цветных свинцовых глазурей, трехцветных и шестицветных.
Слайд 187С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надглазурными
красками – зеленой, желтой, красной, что дало название особой росписи
– «доу-цай» («борьба цветов»).
Слайд 188Потрясающая глубина, тонкость и изящество китайской культуры, основные черты которой
сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей
в азиатско-тихоокеанском регионе.
Слайд 189Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными учениками.
Новое время
познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую как философские идеи,
так и всю культуру Китая в целом.