Слайд 1Создание предметной игровой среды для детей раннего возраста
Слайд 2Роль предметной среды в развитии детей раннего возраста
Среда для маленького
ребенка является носителем информации. От того, какая среда окружает ребенка
зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие.
Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей (куклы – основа для формирования сюжетно-ролевой игры, книги с иллюстрациями – представления о животном, растительном мире, человеке, динамические и звуковые –детское экспериментирование, в котором формируется познавательная активность.
Слайд 3Требования ФГОС к пространственной среде ДОУ
Предметно-пространственная среда группы должна быть:
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной
Слайд 4Эстетика оформления групповых помещений
Наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения
его назначению.
Декоративные украшения не всегда уместны и имеют отношение к
детям. Лучше украшать группу детскими работами, фотографиями детей, выставкой хороших игрушек.
Правильное освещение (особенно для занятий)
Важно наличие свободного пространства для передвижения по группе, комфортного ощущения в помещении и эстетики.
Слайд 5Зонирование групповых помещений
Пространство должно давать возможность одновременно свободно
заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
зоны для разных
форм активности:
Приема пищи и занятий (столы со стульчиками)
Развития движений
Сюжетных игр
Игр со строительным материалом
Игр с машинками
Изобразительной деятельности
Музыкальных занятий
Чтения и рассматривания
иллюстраций
Игр с песком и водой
Отдыха (уголок уединения)
Уголок природы (аквариум, цветы)
Слайд 6Динамичность предметной среды
Принцип зонирования не означает, что среда
остается неизменной. Зоны могут меняться объединяться, дополняться.
В группе должны быть
легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны, уголки, комнаты, дома, лабиринты, пещеры (большие легкие модули, маты, скамейки, ширмы)
Необходимо использование неоформленного материала (картонные коробки, куски ткани разных размеров, цветов и фактур)
Слайд 7Обеспечение безопасности среды
Предметная среда должна быть организована таким
образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев, и в то же
время не ограничивать свободу детей.
Мебель устойчивая, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья без острых углов, цветы в горшках подальше от края.
Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли самостоятельно свободно их брать, без риска
Электрические розетки и хозяйственные принадлежности должны быть недоступны для малышей
Размер помещений должен соответствовать определенным нормативам строительным и санитарным (например, соответствие размера помещения с числом детей)
Слайд 8Рекомендации по подбору игрушек для разных видов деятельности
Игрушки для
исследовательской деятельности:
Игрушки для предметной деятельности
Игрушки для экспериментирования
Составные игрушки (пирамидки, вкладыши,
коробки форм)
Игрушки-каталки (малыш осваивает связь собственного движения и движения предмета)
Игрушки-тренажеры , где отрабатывается навык (шнурование, забивание, застегивание, наматывание)
Подручные материалы (разнофактурная бумага, природные материалы,
глина, плоды)
Динамические игрушки, которые отображают различные виды движения – качение, вращение, кувыркание (кугельбаны, волчки, юлы)
Звучащие игрушки (свистульки, барабанчики, треугольники, ксилофоны)
Наборы для песка и воды (стаканчики, совочки, мельницы)
Игрушки с сюрпризом (движение ребенка вызывает яркий воспринимаемый эффект)
Слайд 10Материалы для игровой деятельности
Игрушки для ролевых игр:
Маркеры пространства – предметы,
обозначающие то или иное место действия (прилавок магазина, кухонная плита,
ширма, обозначающая кабинет врача, куски тканей для обозначения ландшафта)
Слайд 11Игрушки для ролевых игр
Атрибуты роли – то, что ребенок надевает
на себя, чтобы перевоплотиться (белый халат, повязка врача, красная шапочка)
Слайд 12Игрушки для ролевых игр
Предметы ролевых действий – вещи, с которыми
ребенок действует (игрушечный шприц, руль от машины, игрушечная плита). Они
должны быть условными, чтобы не перетягивать внимание ребенка и включать воображение.
Слайд 13Игрушки для ролевых игр
Образная игрушка – главный персонаж игр. Важно
какой у нее образ и характер, т.к. она является объектом
идентификации ребенка.
Открытость образа (возможность взять на себя различные переживания и эмоции).
Сочетание условности и реалистичности образа и характера.
Не должно быть механизмов (звуки, самостоятельное хождение), т.к. уводят от воображаемой ситуации.
Открытость по образу и по действию является важнейшим требованием к образной игрушке.
Слайд 14Игрушки для режиссерских игр
2-3 набора маленьких куколок высотой 8-15 см,
включающих мужские, женские и детские образы. Хорошо, если они составляют
семью. Они должны быть устойчивы, пропорциональны и не слишком детализированы для развития фантазии ребенка.
Слайд 15Игрушки для режиссерских игр
Кукольные дома и другие игрушечные здания. Они
выполняют 2 функции:
Задают сюжет игры и влияют на его содержание
(сюжеты бытовые – парикмахерская, магазин, почта и волшебные – замки, дворцы, сказочные избушки)
Организуют игровое пространство.
Для разыгрывания кукольной жизни нужна посуда, мебель и т.д.
Слайд 16Игрушки для режиссерских игр
Транспорт и ландшафт.
Транспорт подбирают подходящим по
размеру и сюжету. Для него важны простота и незавершенность. Нужны
2-3 машины с кузовом или пространством для персонажей. Также хорошо иметь пароход, поезд и самолет, это позволяет разнообразить сюжет и содержание игр.
Ландшафт можно создавать самому из подручного материала (тканей, веточек, камушков) или купить наборы.
Слайд 17Игрушки для режиссерских игр
Предметы-заместители. Неотъемлемая часть кукольного хозяйства. Они могут
выполнять разнообразные функции в любой игре (продукты- каштаны, шишки, листья,
детали конструктора; деньги – листики, фантики, бумажки). Действия «понарошку» развивают фантазию и воображение детей. Условность – прямой путь абстрактно мыслить.