Слайд 2Нормативно-правовая база
Международный уровень:
Всемирная декларация об образовании для всех. (Рамки
действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей). Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990г.
Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982г.
Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.Саламанка, Испания от 10.06.1994
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Принята резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993г
Слайд 3Федеральный уровень:
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до
2020 года» - Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662
– р.
«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.
«О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.99 г. № 3.
Слайд 4Федеральный уровень:
«О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон РФ
от 03.95.2012 г. № 46-ФЗ.
«О социальной защите инвалидов в
РФ» - Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.
Слайд 5Федеральный уровень:
«О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки
РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.01.2016 г. № ВК15/07 «О направлении методических рекомендаций».
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы от 30 июня 2016 года № МОН-пр-4154.
Слайд 6Региональный уровень:
Инструктивно-методические письма
О совершенствовании деятельности Психолого-медико-педагогических комиссий Письмо
Минобрнауки РФ с методическими рекомендациями, подготовленными МГППУ от 23.05.2016 №
ВК-1074/07.
О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР535/07.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами»
Слайд 7Региональный уровень:
Межведомственный комплексный план по вопросам организации ранней помощи,
реабилитации, инклюзивного дошкольного, общего, профессионального образования, развития системы профессиональной ориентации
и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Иркутской области, на 2017-2019 годы (проект).
Слайд 8Организация работы службы ранней помощи (СРП)
Ранняя помощь – это целостная, сложная, многомерная, открытая,
социально ориентированная и социально- адаптивная система, обладающая комплексом философских, содержательных, структурных, процессуальных и динамических характеристик, нацеленная на профилактику и предотвращение возможных проблем в развитии ребенка, на коррекцию и компенсацию имеющегося у него неблагополучия, на сопровождение и поддержку его семьи
Слайд 9Цель службы ранней помощи
осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей младенческого
и раннего возраста, для оптимального развития ребенка, социализации и адаптации
его в обществе; обеспечение перехода ребенка и семьи в другие образовательные программы после завершения программы индивидуального сопровождения в СРП, для повышения компетентности родителей и образования детей
Слайд 10Задачи службы ранней помощи
междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательная,
социально-эмоциональная, двигательная, коммуникативная и речевая, самообслуживание);
выявление основных потребностей ребенка и
семьи;
оказание коррекционно-педагогической помощи ребенку;
осуществление социально-психологического и консультативного сопровождения родителей;
обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте;
содействие развитию инклюзивного дошкольного образования;
профилактика социального сиротства
Слайд 11
Результат работы СРП – предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку
СРП
является первичным звеном в районной/региональной системе комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей
младенческого и раннего возраста для выявления особенностей в физическом, психическом развитии и отклонениях в поведении
Слайд 12Основные принципы организации работы СРП
Семейно-центрировнная деятельность
Междисциплинарный подход
Партнерство
Добровольность
Открытость
Конфиденциальность
Уважение к личности
Сетевое взаимодействие
Слайд 13Основные направления деятельности СРП
Диагностическое:
междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательная,
социально-эмоциональная, двигательная, коммуникативная и речевая, самообслуживание);
психолого-медико-педагогическое обследование семьи, ближайшего окружения
(или законных представителей);
выявление основных потребностей ребенка и семьи
Слайд 14Основные направления деятельности СРП
Оказание психолого-медико-педагогической помощи ребенку и его семье
разработка
индивидуальной адаптивной программы «Ранней помощи»;
междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в
соответствии с разработанной программой;
оценка эффективности ранней помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу;
содействие переводу ребенка и его семьи в другие программы
Слайд 15Основные направления деятельности СРП
Консультирование
родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями
ребенка и условиями его оптимального развития;
предоставление информации о законодательных актах,
защищающих права ребенка и его семьи;
консультирование специалистов из других организаций по вопросам оказания ранней помощи детям младенческого и раннего возраста, по вопросам преемственности помощи в раннем возрасте и помощи в дошкольном возрасте
Слайд 16Основные направления деятельности СРП
Организационно-методическое:
информирование родительской и профессиональной общественности о деятельности
СРП;
проведение информационных мероприятий для родителей и профессионалов;
сотрудничество с родительскими и
профессиональными организациями (поликлиника, детский сад, центр реабилитации и т.д.);
создание банка данных о детям для ПМПК (территориальной/региональной) – кандидатах в дошкольные образовательные учреждения
Слайд 17Основные этапы процесса сопровождения
Слайд 18СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ КАК МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
И ИХ СЕМЕЙ
Слайд 19 Форма обучения: очная/ очно-заочная
Режим функционирования: Полный
режим функционирования (в соответствии с режимом работы ДОО)
Формы организации ранней помощи: группы кратковременного пребывания, группы «Особый ребенок» (Плаксина Л.И., Стребелева Е.А., Шматко Н.Д. и др.), лекотека (Казьмин А.М и др.), служба ранней помощи на базе психолого-медико-социальных центров сопровождения и специальных дошкольных учреждений (Мухамедрахимов Р.Ж., Ю.А. Разенкова и др.). В наше время, действуют различные модели СРП в более чем 60 регионах России
Слайд 20
Формы работы с семьей: Индивидуальные занятия, групповые занятия,
тренинги, междисциплинарные и индивидуальные консультации, домашние визиты, дистанционное сопровождение
Контингент:
Дети
младенческого и раннего возраста от рождения до 3-х лет, нормативно развивающиеся, дети группы риска и дети с ОВЗ, как не посещающие ДОО, так и посещающие их
Слайд 21Порядок комплектования: Порядок комплектования осуществляется в течение года и регламентируется:
прямым обращением родителей в порядке очередности; результатами междисциплинарной оценки развития
ребенка ПМПк (консилиума) СРП, в состав которого на основе механизма сетевого взаимодействия, входит (входят) представители ПМПК (комиссии).
Содержание работы определяется реализуемыми образовательными программами: Образовательная программа дошкольного образования; адаптивная образовательная программа для детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ («Программы ранней помощи»).
Слайд 22Необходимые специалисты:
Руководитель структурного подразделения
Администратор
Учитель – дефектолог
Учитель – логопед
Педагог- психолог
Музыкальный
руководитель
Руководитель физического воспитания (инструктор по адаптивной физической культуре)
Врач неонатолог
Врач психоневролог
Социальный
работник (в рамках сетевого взаимодействия)
Уборщик производственных помещений
Слайд 23Перечень
рекомендуемого
оборудования
Техническое оснащение
Игровые средства (мячи, музыкальные игрушки, вкладыши, транспорт,
игровые средства для формирования представлений об окружающем мире и сюжетных
игр)
Дидактические материалы
Электронные игрушки и приборы
Наборы (канцелярские наборы)
Крупное оборудование для
организации деятельности
Слайд 25Особенности психологического сопровождения в Службе ранней помощи
Цель психологического сопровождения младенцев
и детей раннего возраста – сопровождение семьи или одного из
родителей и ребенка.
Психологическое сопровождение включает в себя:
- выявление признаков нарушения психического здоровья у ребенка и его родителей
- разработка и реализация программы сопровождения семьи.
Слайд 27Дети с выявленными отклонениями в развитии и их родители
с нарушениями
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, «интеллекта» (условно)
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой
сферы и поведения,
с выраженной задержкой психического развития,
со сложными и множественными нарушениями развития,
с генетическими нарушениями,
с тяжелыми соматическими нарушениями
Слайд 28Дети группы биологического риска
недоношенные и переношенные дети
маловесные дети
дети, чьи матери
переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп,
цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.)
дети матерей страдавших токсикозом беременности
дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму
младенцы с гемолитической болезнью новорожденного
малыши, перенесшие детские инфекции в первые месяцы жизни (грипп, паратит, скарлатина, корь и др.)
дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации
дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи и интеллекта
дети с высокой вероятностью формирования выраженных задержек в развитии
Слайд 29Дети группы социального риска
детей из малообеспеченных семей;
детей, подвергшихся насилию или
переживших стресс;
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
детей, находящихся под
опекой, или усыновленных;
детей, чьи родители страдают психическими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией;
детей малолетних родителей;
бездомных детей
Слайд 30Психологическая готовность педагога к образовательной деятельности с детьми раннего возраста
Готовность
педагогов к развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста –
сложное многоаспектное явление, включающее в себя мотивационную, психофизиологическую и эмоционально-волевую, установочно-поведенческую, оценочную готовность к осуществлению образовательной деятельности, которая выражается в направленности на организацию развивающего взаимодействия с воспитанниками и развитие личности ребенка раннего возраста педагогическими средствами
Слайд 31Профессиональная компетентность специалиста включает:
навыки наблюдения за младенцами и детьми раннего
возраста
способность использовать результаты наблюдения для формулирования конкретных, объективных гипотез
относительно функционирования младенца и семьи
специалисту необходимо знать особенности развития детей (включающими в себя знания нормального и патологического развития), но и иметь обширные представления о различных психологических нарушениях, которые могут наблюдаться у взрослых людей
психолог должен обладать навыками индивидуального и семейного консультирования
психолог должен уметь определять приоритетные и наиболее подходящие в конкретный момент формы работы
Слайд 32ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Слайд 33«КРОХА»
Программа воспитания и развития ребенка раннего развития в условиях ДОУ,
направленная на комплексное воспитание и развитие детей в возрасте до
3 лет
В программе дается краткая характеристика особенностей развития ребенка в каждый возрастной период, общие задачи воспитания и развития детей, содержание основных направлений развития: физиологического, познавательного, социально-личностного, художественного-эстетического
Слайд 34Разделы программы «КРОХА»
Развитие ребенка в общении: возможные достижения в развитии
ребенка в общении
Предпосылки предметной деятельности в условиях общения: возможные достижения
в развитии ребенка при усвоении предметных действий
Физическое развитие и здоровье детей: организация жизни ребенка, бодрствования и сна, процесса кормления, оздоровительная работа, виды закаливания, развитие движений детей, игры-занятия, возможные достижения в развитии двигательных умений ребенка
Развитие речи: возможные достижения в развитии речи ребенка
Развитие ребенка в музыкальной деятельности: возможные достижения ребенка в музыкальном развитии
Возможные достижения в общем развитии ребенка
Слайд 35Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и
дошкольного возраста (ред. Л.А.Парамоновой – 2004)
Цель программы – обеспечить разностороннее
и полноценное развитие детей до 7 лет и сохранить их физическое и психическое здоровье
В младенческом возрасте в качестве основных целей выделяется удовлетворение всех физических потребностей ребенка; обеспечение эмоционально положительного развивающего общения
В раннем детстве – организация предметной деятельности, обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития, формирование речи
Слайд 36Разделы программы:
Здоровье (примерный режим дня, гигиенические условия, особенности проведения закаливания,
формирование движений, культурно-гигиенических навыков и безопасности жизнедеятельности)
Социальное развитие
Познавательное развитие (с
подразделениями предметной деятельности, сюжетно-отобразительной игры и знакомства с окружающим миром)
Развития речи (речевого общения, словаря и грамматического строя речи, звуковой культуры речи),
Конструирование
Эстетическое развитие (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театрализованная игра)
Слайд 37Программа воспитания и обучения в детском саду (ред. М.А. Васильевой)
Цель
- всестороннее развитие психических качеств детей от 0 до 7
В
описании задач программы преобладают педагогические акценты:
сохранять и укреплять здоровье детей,
способствовать своевременному формированию движений руки,
овладению ползанием и ходьбой,
формировать зрительные и слуховые ориентировки,
обогащать сенсорный опыт детей,
развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью,
поощрять попытки детей включаться в процессе самообслуживания,
пробуждать интерес к игрушкам
Слайд 38Разделы обучения и воспитания детей младенческого возраста
Возрастные особенности психического развития
детей
Организация жизни детей: примерный режим дня, проведение режимных процессов
Задачи воспитания
и обучения
Воспитание в играх – занятиях: развитие восприятия, речи, движений, развитие действий с предметами, музыкальное воспитанием, игры – развлечения
Слайд 39Разделы обучения и воспитания детей раннего возраста
Возрастные особенности психического развития
детей
Организация жизни детей: примерный режим дня
Задачи воспитания и обучения
Перечень основных
занятий на месяц
Физическое воспитание: физкультурно –оздоровительная работа, воспитание культурно-гигиенических навыков, физическая культура.
Умственное воспитание: сенсорное воспитание, ребенок и окружающий мир, развитие речи, формирование элементарных математических представлений
Нравственное и трудовое воспитание
Художественная литература
Художественно-эстетическое воспитание: знакомство с искусством, эстетическая развивающая среда, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное воспитание, культурно – досуговая деятельность
Игровая деятельность
Слайд 40От рождения до школы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, 2010)
Программа рассчитана на возрастной период детей
от рождения до 7 лет.
Ранний возраст включает в себя три периода:
От 0 до одного года
От года до двух лет
От двух лет до трех лет
Слайд 41«От рождения до года»
возрастные особенности детей
организация их жизни (примерный режим
дня)
содержание психолого-педагогической работы (задачи воспитания и обучения, воспитание при проведении
режимных моментов – укладывание ко сну, сон и подъем, бодрствование, кормление, проведение гигиенических процедур и др.)
воспитание в играх-занятиях: совершенствование восприятия, развитие речи, развитие действий с предметами, музыкальное воспитание, игры – развлечения
Слайд 42«От года до двух лет»
возрастные особенности детей
организация жизни детей
(примерный режим дня в теплый и холодный периоды года, оздоровительно
– закаливающие процедуры)
содержание психолого-педагогической работы: задачи воспитания и обучения, воспитание при проведении режимных моментов, воспитание в играх – занятиях (перечень основных игр-занятий на неделю, развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, подвижные игры, игры-занятия с дидактически материалом, музыкальное воспитание, праздники и развлечения)
Слайд 43«От двух лет
до трех лет»
возрастные особенности детей
организация жизни детей
(примерный режим дня в теплый и холодный периоды года, примерный
перечень основных видов организованной образовательной деятельности)
примерное комплексно-тематическое планирование
культурно-досуговая деятельность
содержание психолого-педагогической работы (по направлениям «Физическое развитие», «Социально – личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и соответствующим образовательным областям)
промежуточные результаты освоения программы
Слайд 44Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3
лет)
Задачи:
развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной
деятельности детей
социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагается развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения
речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым.
формирование игровой деятельности, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников
художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие
физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни
Слайд 45Направления работы по программе
Развитие ребенка в раннем возрасте:
развитие предметной
деятельности и познавательных способностей
развитие речи
развитие игровой деятельности
развитие общения со сверстниками
приобщение
детей к художестенно-эстетической деятельности
физическое развитие
Слайд 46«ТЕРЕМОК» (А.И. Лыкова, 2017)
Структура программы «Теремок» аналогична программе «Первые шаги»
Современные
программы допускают возможность своего комплексирования с программой коррекционно – развивающей
направленности
Например, группа детей с ЗПР раннего возраста будет идти по общеразвивающей вариативной и комплексной коррекционно-развивающей программе «Ступеньки развития»
Слайд 47Разделы программы «Ступеньки развития» (Н.Ю. Борякова – дети с ЗПР)
Развитие
общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков
Сенсорное воспитание
Формирование предметной
деятельности
Формирование коммуникативных навыков
Развитие речи
Слайд 48От рождения до школы» с комплексной коррекционно-развивающей программой
« Маленькие
ступеньки» (Питерси М., Трилор Р. – дети с нар. Интеллекта
и РАС)
Коррекционные разделы программы:
формирование навыков общения,
общей и тонкой моторики,
развитие восприятия речи,
формирование навыков общения,
развитие восприятии речи,
формирование навыков самообслуживания и социальных навыков у детей с тяжелыми отклонениями в развитии
Слайд 49Примерными адаптированными образовательными программами дошкольного образования
Размещены АООП на сайте
Реестра образовательных программ Министерства образования и науки
Программы для детей:
с косоглазием
и амблиопией
для слабовидящих и слепых детей
для слабослышащих и глухих детей
детей с ЗПР и УО,
детей с НОДА и тяжелыми нарушениями речи
Слайд 50Проектирование индивидуальной образовательной программы для работы с ребенком раннего возраста,
имеющим нарушения в развитии
Индивидуальная программа для ребенка раннего возраста планируется
на небольшой период – на два или три месяца
Слайд 51Содержательный компонент программы
Часть 1. - коррекционно – развивающее обучение ребенка
В
программе определяются:
условия и правила проведения коррекционно –педагогической работы с
ребенком в семье
конкретные задачи по формированию определенных умений и навыков у ребенка на ближайшее время по основным линиям развития (социальное, физическое, познавательное, предметно – игровые действия, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности)
- виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми
указываются конкретные методы, приемы и упражнения для работы с ребенком в целях достижения поставленных коррекцинно –педагогических задач.
Слайд 52Содержательный компонент программы
Часть 2. - работа специалистов (педагога – дефектолога,
педагога-психолога, музыкального педагога, врача – невропатолога или детского психиатра) с
родителями.
Указываются формы работы с родителями:
консультации
обучение матери путем наблюдения за работой педагога – дефектолога с ребенком
лекции с указанием тем, места и времени их проведения,
участие в коллективном обсуждении проблем воспитания детей в семье
Слайд 53Макеты ИОП (для детей с ЗПР и нар. Интеллекта –
Е.А. Стребелева)
1. Здоровье и условия воспитания
2. Содержание и формы реализации
ИОМ
2.1. Навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки
2.2. Социальное развитие
2.3. Физическое воспитание
2.4. Развитие познавательной деятельности
- Сенсорное воспитание
- Формирование наглядно – действенного мышления
- Ознакомление с окружающим
- Формирование количественных представлений
2.5. Развитие речи
2.6. Формирование игровой деятельности
2.7. Формирование продуктивных видов деятельности
Педагогическая работа с родителями
- Список литературы
1
2