Слайд 1Система восстановительного обучения при афазии
Слайд 2План
Организация и содержание восстановительного обучения при афазии.
Основные методы восстановительного обучения.
Система восстановительного обучения на раннем этапе восстановительного обучения.
Система восстановительного обучения
на резидуальном этапе восстановительного обучения.
Общая организация, формы занятий.
Факторы, влияющие на динамику восстановления речи при афазии.
Слайд 3Организация и содержание восстановительного обучения при афазии
Слайд 4ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ
ОТ 28.12.98 N 383
О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ
БОЛЬНЫМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Слайд 5МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ
ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ОЧАГОВЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО
МОЗГА В
РЕЗУЛЬТАТЕ ИНСУЛЬТА, ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ И ДРУГИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Заместитель Министра здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
Р.А.ХАЛЬФИН
06.02.2006 г. N 504-РХ
Слайд 6Центр патологии
речи и нейрореабилитации
Решение Исполкома Моссовета
от 21.07.1987 N
1817
Центр патологии речи (1992)
Слайд 7восстановительное обучение
осуществляет логопед
проведение индивидуальных и групповых
занятий с учетом специфики
и тяжести дефекта
восстановление двигательных функций верхних и нижних конечностей наряду
с лечебной физкультурой и массажем
выработка у пациентов социальных, бытовых
и трудовых навыков.
психотерапия
Слайд 8Научные основы и задачи восстановительного обучения
Слайд 9Основная задача восстановительного обучения
восстановление коммуникативных способностей больных, т.е. восстановление утраченных
речевых умений и навыков.
Слайд 10Научная основа
восстановительного обучения
принципы восстановительного обучения
Л.С.Цветкова
Слайд 11Психофизиологические принципы
Принцип квалификации дефекта
Принцип использования сохранных анализаторных систем (афферентаций) в
качестве опоры при обучении
Принцип создания новых функциональных систем
Принцип опоры
на разные уровни организации психических функций
Принцип опоры на всю психическую сферу человека в целом
Принцип контроля
Слайд 12Психологические принципы
Принцип учета личности больного
Принцип опоры на деятельность больного
. Принцип
организации деятельности больного
Принцип программированного обучения
Принцип системного воздействия на дефект
Принцип учета
социальной природы человека,
Слайд 13Психолого-педагогические принципы
Принцип «от простого — к сложному»
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип
систематичности
и др.
Слайд 14Формы занятий
индивидуальные, коллективные (групповые).
Групповые занятия.
Задачи: восстановление коммуникативной функции
речи, преодоление речебоязни, умение преодолевать речевые трудности в повседневной жизни
Слайд 15Система восстановительного обучения на раннем этапе восстановительного обучения.
Слайд 16Ранний этап – от одной недели до 6 месяцев после
инсульта (М.К. Шохор-Троцкая)
Невозможно определить конкретную форму афазии
Цель:
Максимальное содействие спонтанному
процессу восстановления, активизация темпа восстановления угнетенных и нарушенных функций;
Предупреждение некоторых симптомов афазий на поздних этапах становления
Слайд 17Задачи:
Стимулирование понимания речи на слух.
Растормаживание экспрессивной речи.
Стимулирование устной речи у
больных.
Предупреждение литеральных парафазий, аграмматизма типа "телеграфного стиля", "речевых эмболов
Используется
прямой растормаживающий метод восстановительной терапии, непосредственно направленный на восстановление нарушенных функций.
Работа ведется при пассивном участии больных в процессе обучения, больные постепенно втягиваются в речевое общение, в беседу
Слайд 18Резидуальный этап –
длительный период восстановления речевых функций спустя год
после инсульта или травмы
Цель :восстановление речи с использованием сохранных сторон
психики, стимулирование деятельности сохранных элементов анализаторов.
.
Слайд 19Задачи:
продолжение работы с больными , прошедшими курс восстановительного обучения
на раннем восстановительном этапе.
восстановление речи больных не прошедших курс восстановительного
обучения.
Слайд 20Дифференциация методик восстановительной терапии при разных формах афазических расстройств,
выбор
методов восстановительной терапии, учитывая стадию восстановления речевых функций.
Слайд 21Особенности логопедической работы
определяется не только форма и степень тяжести афазии,
но и степень сочетания разных форм.
Речевое нарушение приобретает характер
стойкого, сложившегося синдрома (формы)
Восстановительная работа учитывает работу над всеми сторонами речи, независимо от того какая является первично нарушенной.
развитие обобщающей и коммуникативной стороны речи.
На этом этапе требуется сознательное активное участие больного в восстановительном процессе. Развитие способности самоконтроля над собственной речью.
необходимость проведения с больными специальных психотерапевтических бесед
Слайд 22Факторы, влияющие на динамику восстановления речи при афазии
настойчивость
логопеда и больного.
тяжесть заболевания,
Соматическое состояние,
наличие признаков левшества,
преморбидный
уровень,
возможность систематически посещать занятия,
социальное окружение и взаимоотношения с окружающими