Слайд 1
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
Доклад
Докладчик:
Курс:
Профиль: химия и биология
Руководитель:
Слайд 2Актуальность темы
Актуальность выбранной темы видится нам в том, что на
современном этапе необходимым условием для развития личности школьника является усвоение
им не суммы знаний, а системы ведущих знаний.
Слайд 3Цель, объект и предмет исследования
Целью исследования является разработка методики систематизации
и обобщения знаний учащихся на уроках химии.
Объект исследования -
процесс обучения химии.
Предмет исследования - методика систематизации и обобщения знаний учащихся на уроках химии.
Слайд 4Гипотеза
Цель, объект и предмет исследования определили гипотезу: использование обобщающих схем
на уроках химии будет способствовать систематизации и обобщению знаний, что
приведет к улучшению качества знаний учащихся.
Слайд 5Задачи и методы исследования
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «систематизация», «обобщение»
на основе анализа литературы.
2. Определить исходные положения систематизации и
обобщения.
3. Разработать и осуществить практическую апробацию методики систематизации и обобщения знаний учащихся на уроках химии.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: анализ литературы по проблеме исследования, проведение эксперимента.
Слайд 6ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И
ОБОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» раскрываются исходные положения систематизации и обобщения,
а также рассматривается системный подход и структуризация школьного курса химии.
Во второй главе «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ» приведены задачи, методика и результаты педагогического эксперимента.
Для подтверждения гипотезы исследования, что использование обобщающих схем на уроках химии будет способствовать систематизации и обобщению знаний и приведет к улучшению качества знаний учащихся было проведено экспериментально-педагогическое исследование.
Слайд 7Исследование проводилось в МБОУ «Элистанжинская СОШ №1» с. Элистанжи. Для
проведения исследования был осуществлен отбор контрольной и экспериментальной группы.
Обучение
экспериментальной группы проходило с использованием обобщающих схем, а обучение контрольной группы – по традиционной методике.
Слайд 8На контрольном этапе эксперимента была проведена контрольная работа. Результаты контрольной
работы отражены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка ответов на
контрольные вопросы
Слайд 9Для наглядности, результаты контрольных работ представлены в виде диаграммы на
рисунке 4.
Рис.4. Результаты контрольных работ
Результаты: знания учеников экспериментальной
группы более качественны, чем знания учеников контрольной группы. Наблюдается тенденция к повышению успеваемости учеников экспериментальной группы, где обучение проводилось с использованием обобщающих схем.
Можно сделать вывод, что использование обобщающих схем на уроках химии способствует улучшению качества знаний учащихся.
Слайд 10Заключение
На современном этапе необходимым условием для развития личности школьника является
усвоение им не суммы знаний, а системы ведущих знаний.
Система
знаний - знания, которые структурируются в сознании учащегося по определенной схеме: основные научные понятия - следствия - приложения. В понимании принципа систематичности в последнее время происходит серьезное изменение.
Слайд 11Заключение
Обобщение в процессе обучения имеет очень важную роль. И не
случайно, ведь обобщение не только завершает этап формирования научных понятий,
но и позволяет ученику создать целостный взгляд на некоторую группу изучаемых объектов.
Теоретический анализ литературы подтвердил, что включение в учебный процесс систематизации и обобщения, будет способствовать улучшению качества знаний учащихся.
Слайд 12Обобщающие схемы помогает более четкому выделению взаимосвязей между свойствами веществ,
связей внутри и между веществами, что имеет большое значение для
формирования мировоззрения школьников.
Основное значение обобщающих схем в процессе обучения химии определяется их тесной связью с логическими и языковыми средствами обучения, а также тем, что они способствуют формированию фундаментальных знаний, обеспечивая вычленение главного, его обзорное восприятие и системное усвоение.