Слайд 1 РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Институт иностранных
языков
Кафедра социальной педагогики
Дипломная работа
на тему:
«Роль семейных традиций и праздников
в становлении личности ребенка»
Слайд 2Актуальность исследования:
На современном этапе
развития общества наблюдается упадок морально-нравственного уровня общества, что является следствием
уменьшения ценности традиционного брака и изменения внутрисемейной иерархии и взаимоотношений в семье. Также необходимо обозначить важность влияния образовательной системы, которая в условиях упадка института семьи заимствует во многом ее функции на себя. Эти обстоятельства выступают основополагающими факторами для обоснования актуальности данного исследования, а именно изучение влияния семейных традиций на формирование личности ребенка, а также проведение сравнительного анализа влияния семейных традиций в различных этнических группах. Данное обстоятельство вызывает интерес из-за различных культурных традиций общества и как следствие различные подходы к воспитанию и взаимодействию в семейной среде.
Слайд 3Проблема исследования:
какова специфика влияния семейных традиций и праздников, характера внутрисемейных
отношений на формирование личности ребенка, какие социально-психологические факторы семейного коллектива
оказываются наиболее действенными?
Цель исследования:
изучение влияния семейных традиций на формирование личностных особенностей ребенка с учетом этнического аспекта.
Объект исследования:
семейные традиции как социально-психологическое условие формирования личности ребенка.
Предмет исследования:
влияние внутрисемейных взаимоотношений и семейных традиций на личностные особенности детей из русских и узбекских семей.
Слайд 4Теоретически изучить научные отечественные и зарубежные исследования по обозначенной проблематике;
Определить взаимосвязь семейных конфликтов и ориентацию воспитания детей на традиционной
или альтернативной модели; Исследовать и проанализировать предпочтения соискателей при трудоустройстве.
Провести эмпирическое исследование роли традиций в жизни детей из русских и узбекских семей и особенностей внутрисемейных отношений в указанных этнических коллективах;
Изучить специфику проявления тревожности и акцентуаций характера детей с учетом этнических факторов, дать их описание;
Провести сравнительный анализ и интерпретацию обозначенных характеристик;
Разработка рекомендаций педагогам и родителям по результатам исследования.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 5Гипотеза исследования:
семейные традиции выступают существенным фактором в формировании личности ребенка,
влияя на его не только личностное развитие, но и характерных
межличностных отношений, минимизацию внутриличностных конфликтов, тревожности. Наиболее действенными факторами в личностном становлении детей выступают: семейный микроклимат, характер взаимоотношений между детьми и родителями, между сиблингами и другими членами семейного коллектива; взаимоотношение семьи с другими социальными институтами, в частности, со школой; национальный колорит и место проживания семьи.
Слайд 6Методы исследования
В анкетировании и тестировании были задействованы следующие методики:
Контент-анализ эссе
детей на тему: «Семейные традиции в моей жизни»;
Кинетический рисунок семьи
(Р.Бернс, С.Кауфман);
Методика Рене Жиля;
Опросник школьной тревожности Филипса;
Методика определений акцентуации характера К. Леонгарда.
Слайд 7Практическая ценность исследования:
данное исследование может быть использовано как базис для
дальнейших научных разработок как междисциплинарного, так и конкретно-психологических направлений. Результаты
работы могут быть применены с целью формирования методических рекомендаций педагогическим работникам, в семейном консультировании и профориентационной работе. Также ценность данного исследования заключается в возможности проведения психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий с обучающимися с использованием народных и семейных традиций.
Слайд 8Традиции (лат. tradition – передача, предание) – это опыт, обычай,
взгляды, вкусы, нормы поведения, сложившиеся исторически и передающиеся из поколения
в поколение – это:
1) элементы социального и культурного наследия;
2) формы деятельности и поведения, а также обычаи, правила, ценности, представления, которые имеют крепкие исторические корни и передаются из поколения в поколение;
3) результат духовной деятельности, которая передается потомкам путем наследования;
4) важный фактор регуляции жизнедеятельности человека.
Слайд 9
Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в
жизни человека. Самая главная роль в семейном воспитании отводится культурным
ценностям семьи. Именно от семьи зависит, каким вырастет ребенок, как он будет воспринимать окружающий мир и людей. И следует не забывать, что «пороки ребенка не рождаются, а воспитываются». Только соблюдение всех правил и норм поведения дадут возможность родителям воспитать всесторонне развитую личность.
Слайд 10Обычаи и традиции имеют существенное влияние на формирование личности ребенка,
так как преимущественно закладывают морально-этические основы личности. В то же
время на сегодняшний день можно говорить о том. что существуют некоторые деструктивные элементы в формировании личности ребенка, а именно конфликты в семье, отход от радиционного воспитания и всеобщее падения нравственности в социуме. Данные аспекты, выделенные в теоретической части дипломного исследования следует рассмотреть в опытно-экспериментальной главе выпускной квалификационной работы.
Слайд 11 Целью дипломного исследования является изучение личностных особенностей детей
и выявление влияния семейных традиций на формирование его личности с
учетом этнического аспекта.
Задачами эмпирического исследования выступают:
Установление характерологических особенностей детей-выходцев из России и Узбекистана;
Выявление уровня тревожности в группах выборки;
Выявление внутрисемейных взаимоотношений детей и родителей, и место традиций в воспитательном процессе;
Проведение сравнительного анализа указанных составляющих исходя из этнического аспекта, их анализ, интерпретация и систематизация.
Слайд 12Эмпирическое исследование проведено в 3 этапа, а именно:
Первый этап
– констатирующий. На данном этапе устанавливаются показатели уровня тревожности детей,
выявляются наличия акцентуаций характера. При помощи психодиагностического инструментария устанавливаются особенности взаимоотношений в семье, результаты контент-анализа позволили выявить место семейных традиций в жизни подрастающего поколения.
Второй этап – сравнительный. На этом этапе практически-ориентированного исследования проводится сравнительный анализ изученных компонентов личности детей из России и Узбекистана.
На третьем этапе исследования, на основе полученных результатов разрабатываются практические рекомендации для родителей и учителей по оптимизации личностного становления детей при использовании традиций, как в семье, так и в образовательной среде, обосновываются формирование их дедуктивного взаимодействия.
Слайд 13Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что существуют существенные отличия по
этническому признаку в данной детской выборке, а именно:
Дети из русских
семей в меньшей степени подвержены переживанию социального стресса. Исходя из этого, можно говорить о том, что русские респонденты имеют больше социальных контактов и как следствие значительно лучше своих сверстников из Узбекистана адаптированы к социуму и различным социальным взаимодействием. В то же время более консервативное и традиционное узбекское общество в данном случае негативно влияет на адаптивные возможности подрастающего поколения.
Школьники из русских семей имеют уровень притязаний на порядок выше, чем дети из узбекских семей, как следствие у русских детей значительно выше показатели фрустрации достижения успеха. Данный факт можно интерпретировать следующим образом: российское общество на данный момент развивается очень стремительно, как следствие возрастает уровень притязаний индивида, желание достичь успеха в начинаниях рассматривается как необходимое условие в жизни, как следствие опасения не добиться желаемого результата очень сильно влияет на психоэмоциональное состояние детей.
Выходцы из узбекских семей в большей степени способны противостоять стрессу, имея более высокую степень сопротивляемости. Это может быть следствием того, что представители традиционных и консервативных обществ реже и менее интенсивно подвергаются стрессам, так как стремятся к сохранению традиционного уклада и отказываются от инноваций. В следствии этого, складывается психоэмоциональная стойкость к стрессовым ситуациям.
Слайд 14 В ходе исследования были установлены основные личностные
характеристики детей и степень влияния на них семейных традиций в
различных этнических группах. Проведено теоретическое изучение состояния научных исследований касательно влияния традиционной среды на развитие личности ребенка. В ходе проведения исследования была установлена роль традиций на жизнь детей из различных этнических групп. Можно утверждать, что узбекское общество в силу своей большей традиционности оказывает несоизмеримо большее влияние на ребенка. Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что семейные традиции могут оказывать влияние на формирование личностных и характерологических черт личности ребенка, а также влиять на уровень тревожности и особенности выстраивания межличностных отношений. Таким образом, задачи исследования достигнуты. Гипотеза, заявленная во введении о том, что семейные традиции выступают существенным фактором в формировании личности ребенка, влияя на его не только личностное развитие, но и характерных межличностных отношений, минимизацию внутриличностных конфликтов, тревожности. Наиболее действенными факторами в личностном становлении детей выступают: семейный микроклимат, характер взаимоотношений между детьми и родителями, между сиблингами и другими членами семейного коллектива; взаимоотношение семьи с другими социальными институтами, в частности, со школой; национальный колорит и место проживания семьи, полностью подтвердилась.
Слайд 15 Так же можно констатировать, что основные научные
положения, выносимые на защиту, окончательно были доказаны в ходе реализации
запланированных этапов работы и выявили соответствия между поставленными целями, задачами и результатами, полученными в ходе опытно-экспериментального исследования. Было доказано, что семейные традиции имеют значительный потенциал влияния на формирование личности ребенка; в различных этнических группах влияние традиций на личностное развитие детей специфично в силу особенностей, как национальных обычаев, так и отношения респондентов к ним; семейная сакраментальность оказывают существенное влияние на межличностное общение детей не только в семье, но и за ее пределами.