Слайд 1Экологический аудит
Правовое, нормативно-методическое и метрологическое обеспечение экоаудита
Слайд 2Место в структуре курса
Введение в предмет
Правовое, нормативно-методическое и метрологическое
обеспечение экоаудита
Порядок проведения экоаудита
Виды экоаудита
Международные и национальные стандарты
по ЭА
Правовая база ЭА в России
Направления совершенствования российского законодательства в области ЭА
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области ООС
Слайд 3Международные и национальные стандарты по ЭА
Слайд 4Международные и национальные стандарты по ЭА
Содержание ГОСТ Р ИСО 14010-98
«Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»:
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ АУДИТУ
ЭА должен быть направлен на четко определенный и документально оформленный объект. Сторона, ответственная за этот объект, также должна быть четко идентифицирована и документирована.
Аудит следует проводить только тогда, когда после консультаций с клиентом ведущий аудитор сочтет, что:
- собрана достаточная и надлежащая информация об объекте аудита;
- имеются достаточные ресурсы, чтобы обеспечивать процесс аудита;
- имеет место адекватное сотрудничество со стороны проверяемой организации.
4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Слайд 5Международные и национальные стандарты по ЭА
Содержание ГОСТ Р ИСО 14011-98
«Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем
управления окружающей средой»:
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4 ЦЕЛЬ, РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
4.1 Цели аудита
4.2 Роль, ответственность и деятельность
5 ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА
5.1 Инициирование аудита
5.2 Подготовка аудита
5.3 Проведение аудита
5.4 Аудиторские заключения и сохранение документов
6 ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТА
Слайд 6Международные и национальные стандарты по ЭА
Содержание ГОСТ Р ИСО 14012-98
«Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в
области экологии»:
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4 ОБРАЗОВАНИЕ И ОПЫТ РАБОТЫ
5 ОБУЧЕНИЕ АУДИТОРА
6 ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ОПЫТЕ И ОБУЧЕНИИ
7 ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И НАВЫКИ
8 ВЕДУЩИЙ АУДИТОР
9 ПОДДЕРЖИВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ДОЛЖНОМ УРОВНЕ
10 НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОСТОРОЖНОСТЬ
11 ЯЗЫК
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ОЦЕНИВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ АУДИТОРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ОРГАН РЕГИСТРАЦИИ АУДИТОРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Слайд 7Содержание ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем
менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»:
Рекомендации стандарта можно применять
и к другим видам аудитов при условии, что особое внимание будет уделено определению компетентности членов аудиторской группы.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4 Принципы проведения аудита
5 Управление программой аудита
5.1 Общие положения
5.2 Цели и объем программы аудита
5.3 Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры
5.4 Внедрение программы аудита
5.5 Записи по программе аудита
5.6 Мониторинг и анализ программы аудита
Международные и национальные стандарты по ЭА
Слайд 86 Проведение аудита
6.1 Общие положения
6.2 Организация проведения аудита
6.3 Анализ документов
6.4 Подготовка к проведению аудита на месте
6.5 Проведение аудита на месте
6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту
6.7 Завершение аудита
6.8 Действия по результатам аудита
В ч.6 описываются:
рекомендуемые этапы
роли и обязанности участников проверки
методы сбора данных
содержание заключения по аудиту
Международные и национальные стандарты по ЭА
Слайд 97 Компетентность и оценка аудиторов
7.1 Общие положения
7.2 Личные качества
7.3 Знания и навыки
7.4 Образование, опыт работы, обучение на
аудитора и опыт проведения аудита
7.5 Поддержание и повышение компетентности
7.6 Оценка аудиторов
Международные и национальные стандарты по ЭА
Слайд 10Правовая база экоаудита в России
Экологический аудит – один из видов
(направлений) общего аудита
Вопросы экологического аудирования попадают под действие нормативных
правовых актов в сфере общего (финансового) аудита:
До 2001 г. - УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ» от 22.12.1993 N 2263 (вместе с "ВРЕМЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
2001 – 2009 гг. - ФЗ РФ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 07.08.2001 N 119-ФЗ
После 2009 г. - ФЗ РФ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 30.12.2008 N 307-ФЗ
Слайд 11Правовая база аудита в России
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ,
утв. Указом Президента РФ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ» от
22.12.1993 N 2263 (утратили силу):
определение аудиторской деятельности
цели, типы проверок
последствия уклонения экономического субъекта от проведения проверки
аудиторские фирмы и аудиторы
поручения о проведении проверки от органов дознания и следователей
ограничения в проведении проверки аудиторскими фирмами и аудиторами, необходимые для обеспечения независимости и беспристрастности проверки
права и обязанности аудиторов
проверка качества аудиторского заключения
обязанности проверяемых экономических субъектов
состав аудиторского заключения
аттестация и лицензирование аудиторов и лицензирование услуг
ответственность за нарушение законодательства РФ при осуществлении аудиторской деятельности
Слайд 12Правовая база аудита в России
ФЗ РФ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от
07.08.2001 N 119-ФЗ (утратил силу):
Ст.1. Понятие аудиторской деятельности
Ст.2. Законодательство РФ
и иные акты об аудиторской деятельности
Ст.3. Аудитор
Ст.4. Аудиторская организация
Ст.5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Ст.6. Права и обязанности аудируемых лиц…
Ст.7. Обязательный аудит
Ст.8. Аудиторская тайна
Ст.9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности
Ст.10. Аудиторское заключение
Ст.11. Заведомо ложное аудиторское заключение
Ст.12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Ст.13. Страхование при проведении обязательного аудита
Ст.14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Ст.15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
Ст.16. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
Ст.17. Лицензирование аудиторской деятельности
Ст.18. Уполномоченный федеральный орган гос. регулирования аудиторской деятельности
Ст.19. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе
Ст.20. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения
Ст.21. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите
Ст.22. Порядок вступления в силу настоящего ФЗ
Слайд 13Правовая база аудита в России
ФЗ РФ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от
30.12.2008 N 307-ФЗ (действует):
Ст.1. Аудиторская деятельность (АД)
Ст.2. Законодательство РФ и иные
нормативные правовые акты, которые регулируют АД
Ст.3. Аудиторская организация
Ст.4. Аудитор
Ст.5. Обязательный аудит
Ст.6. Аудиторское заключение
Ст.7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов
Ст.8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов
Ст.9. Аудиторская тайна
Ст.10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
Ст.11. Квалификационный аттестат аудитора
Ст.12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
Ст.13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора
Ст.14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
Ст.15. Государственное регулирование аудиторской деятельности
Ст.16. Совет по аудиторской деятельности
Ст.17. Саморегулируемая организация аудиторов
Ст.18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов
Ст.19. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций
Ст.20. Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов
Ст.21. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
Ст.22. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
Ст.23. Заключительные положения
Ст.24. О внесении изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Ст.25. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений актов) РФ
Ст.26. Вступление в силу настоящего ФЗ
Слайд 14Правовая база аудита в России
В соответствии с ФЗ РФ «О
ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 08.08.2001 N 128-ФЗ:
Аудиторская деятельность относилась
к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия (ст.17).
Лицензирование аудиторской деятельности прекращено с 01.01.2010 (пункт 5.2 ст.18).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" от 16.02.2008 N 80 (утратило силу):
Лицензирование деятельности производится Министерством финансов.
Слайд 15Правовая база аудита в России
ФЗ РФ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Ст.3.
Аудиторская организация
1. Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом
одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
…
Статья 4. Аудитор
1. Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
…
Слайд 16Правовая база аудита в России
Ст.5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит
проводится в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
2) организация
является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
4) в иных случаях, установленных федеральными законами.
2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
…
Слайд 17Правовая база аудита в России
Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов
1. Аудит не может осуществляться:
1) аудиторскими организациями, руководители и иные
должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
...
4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
…
7) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.
Слайд 18Правовая база аудита в России
Статья 9. Аудиторская тайна
1. Аудиторскую тайну
составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской
организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну.
…
4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.
Слайд 19Правовая база аудита в России
Статья 13. Права и обязанности аудиторской
организации, индивидуального аудитора
1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный
аудитор вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Слайд 20Правовая база аудита в России
2. При проведении аудита аудиторская организация,
индивидуальный аудитор обязаны:
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний
и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Слайд 21Правовая база аудита в России
Статья 14. Права и обязанности аудируемого
лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
1. При проведении
аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Слайд 22Правовая база аудита в России
2. При проведении аудита аудируемое лицо,
лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) содействовать аудиторской организации,
индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
4) исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Слайд 23Правовая база экоаудита в России
Регламентация ЭА – «первые ласточки»
РД 152-001-94.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА, утв. Приказом Минтранса России
от 20.05.1994
При выдаче лицензии органами Российской транспортной инспекции на право коммерческой деятельности в ТДК или при продлении срока ее действия, а также продлении срока действия лицензии на комплексное природопользование, выдаваемой органами Минприроды России, предприятие обязано предъявить аудиторское заключение, выданное экологическими аудиторскими организациями в соответствии с Временным положением об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе РФ (Раздел 2.1. Общие требования к предприятиям по организации природоохранной деятельности).
Временное положение об экологическом аудите в транспортно-дорожном комплексе РФ (Минтранс России, 1993 г.)
основные положения по организации экологического аудита, права, обязанности, ответственность аудиторов
Слайд 24Правовая база экоаудита в России
Регламентация ЭА – формально не отмененные,
но фактически утратившие силу акты:
ПРИКАЗ Минприроды России от 11.10.1995
N 412 «Об экологическом аудировании»
ПРИКАЗ Минприроды России от 29.12.1995 N 540 «Об организации экологического аудита»
ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»
ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 N 436 «О ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ВВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИРОВАНИЯ В РФ»
ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 31.05.1999 N 01-22/24-154 «Общие требования к центрам по обучению специалистов в области экологического аудита в системе Госкомэкологии России и порядок их аккредитации»
Слайд 25Правовая база экоаудита в России
1. ПРИКАЗ Минприроды России от 11.10.1995
N 412 «Об экологическом аудировании»
Подготовить пакет нормативно-методических и организационных документов
по лицензированию деятельности по экологическому аудированию и работ (услуг) природоохранного назначения
Образовать рабочую группу по обеспечению развития лицензионной деятельности по экологическому аудированию и работ (услуг) природоохранного назначения
Определить Государственный институт прикладной экологии головным по проведению и координации научных исследований по экологическому аудированию
Предусмотреть соответствующее финансирование научно-исследовательских работ по развитию экологического аудирования в России
Слайд 26Правовая база экоаудита в России
2. ПРИКАЗ Минприроды России от 29.12.1995
N 540 «Об организации экологического аудита»
В целях учета экологического
фактора в процессе приватизации, осуществлении экологического страхования, выполнения требований финансовых организаций при разработке инвестиционных проектов, практической реализации процедуры экологического аудита на территории РФ приказываю:
Закрепить деятельность по экологическому аудиту за Департаментом экономики и финансов.
До 01.01.1996 подготовить перечень нормативно-методических документов и мероприятий по развитию экологического аудита на территории РФ.
Предусмотреть соответствующее финансирование научно-исследовательских работ по экологическому аудиту.
Слайд 27Правовая база экоаудита в России
3. ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998
N 181 «Об экол. аудировании в системе Госкомэкологии России» утвердил
«Вопросы организации экол. аудирования в системе Госкомэкологии России»:
Понятие ЭА
Принципы ЭА
Две формы ЭА - обязательный и инициативный ЭА
Задачи ЭА
Критерии ЭА – НПА РФ, субъектов РФ, акты госорганов по ООС
Требования к аудиторам (аттестация), аудиторским организациям:
Форма – любая, кроме ОАО
Не менее 3 аттестованных аудиторов, систематическое повышение квалификации
Измерения, химические анализы уровня загрязнения ОС проводятся аккредитованными лабораториями
Требования непредвзятости, конфиденциальности ЭА
Состав аудиторского заключения
Задачи Госкомэкологии России в данной сфере
разрабатывает проекты НПА по ЭА, инструктивно-методические и нормативно-технические документы по проведению ЭА
осуществляет выдачу (аннулирование) лицензий на проведение ЭА
организует аттестацию экоаудиторов и аккредитацию центров обучения по ЭА и испытательных (экоаналитических) лабораторий
оказывает методическую помощь организациям по ЭА и экоаудиторам
Слайд 28Правовая база экоаудита в России
4. ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998
N 436 «О ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ВВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИРОВАНИЯ
В РФ»
Приложение 1. ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК аттестации экологических аудиторов
1. Общие положения
2. Требования к экоаудиторам
Законченное высшее образование (в отдельных случаях среднее специальное образование)
Успешно пройти курс специального обучения в области ЭА по программам, утвержденным Госкомэкологией России, две практические стажировки
Опыт работ в области ООС не менее 4 лет, знание специфики отрасли
Раз в три года - повышение квалификации в аккредитованных организациях
3. Порядок проведения аттестации
4. Порядок продления срока действия удостоверения экоаудитора
5. Контроль за деятельностью экоаудитора
6. Аннулирование удостоверения экоаудитора
Слайд 29Правовая база экоаудита в России
Приложение 2. ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о Комиссии
Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов
1. Общие положения
2. Основные
задачи Комиссии
3. Функции Комиссии
3. Организационная структура Комиссии
4. Регламент работы Комиссии
5. Права Комиссии
Слайд 30Правовая база экоаудита в России
5. ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 31.05.1999
N 01-22/24-154 «Общие требования к центрам по обучению специалистов в
области ЭА в системе Госкомэкологии России и порядок их аккредитации»
1. Общие положения:
Аккредитация осуществляется Комиссией Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов.
Повторная аккредитация проводится не более чем через 3 года.
2. Общие требования к центрам по обучению специалистов в области ЭА:
Необходимо иметь лицензию на экологическое образование.
В штате - не менее 2 аттестованных аудиторов-экологов.
Все преподаватели должны пройти специальную подготовку.
Программа обучения должна быть представлена в объеме не менее 144 часов, из них практическая стажировка - 24 часа.
Иметь учебные пособия по ЭА, актуальную базу НПА.
3. Процедура аккредитации
4. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных центров (не реже одного раза в год )
Слайд 31Правовая база экоаудита в России
Регламентация экоаудита – отмененные акты:
ПРИКАЗ
МПР РФ от 31 августа 1999 г. N 169 «ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АУДИТЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТЭК» (вместе с ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, утв. Минтопэнерго РФ 25.06.1999, МПР РФ 11.06.1999)
1. Общие сведения
2. Основные понятия
3. Задачи аудита недропользования
4. Организация и регулирование системы аудита недропользования
5. Права, обязанности и ответственность юридического лица, выполняющего аудит недропользования
6. Права, обязанности и ответственность заказчика аудита недропользования
7. Права, обязанности и ответственность предприятия - недропользователя
8. Финансирование работ по аудиту недропользования
Слайд 32Правовая база экоаудита в России
Регламентация экоаудита – действующие акты:
ФЗ
РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» от 10.01.2002 № 7-ФЗ:
Понятие экологического аудита
(Ст.1).
ФЗ "ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА" от 04.05.1999 N 96-ФЗ:
Право государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности (Ст.27).
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РФ (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р):
Необходимо … содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере ООС и добровольной сертификации (Раздел 5. Пути и средства реализации гос.политики в области экологии).
Слайд 33Правовая база экоаудита в России
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ
ПЕРСПЕКТИВУ (2006 - 2008 ГОДЫ), утв. распоряжением Правительства РФ от
19.01.2006 N 38-р:
Реализация мер государственного регулирования будет осуществляться с участием бизнеса в рамках реализации экологических программ и проведения сертификации по экологическим требованиям, экологического аудита, экологических рейтингов. Внедрение механизмов подтверждения соответствия будет способствовать замещению для некоторых типов предприятий государственного экологического надзора экологическим аудитом … (Ч.6. Повышение эффективности государственного управления и регулирования).
ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утв. постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 860:
Мероприятиями предусматривается: совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы охраны окружающей природной среды, экономического механизма регулирования качества окружающей природной среды, экологического нормирования, экологического аудита и экологической сертификации (Раздел «Регулирование качества окружающей природной среды»)
Слайд 34Правовая база экоаудита в России
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА
ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА, утверждена РАСПОРЯЖЕНИЕМ Правительства РФ от 17.11.2008
N 1662-р л:
Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга. Роль государства состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на ОС и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики (Часть III. Развитие человеческого потенциала, Раздел 11. Экологическая безопасность экономики и экология человека).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА И ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ, утв. РАСПОРЯЖЕНИЕМ Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р:
Предстоит … разработать и внедрить современную систему экологического аудита.
Согласно перечню проектов в 2009 году должны быть разработаны нормативно-правовые акты по созданию современной системы экологического аудита (Раздел 1 «Здоровье человека, улучшение демографической и экологической ситуации»).
Слайд 35Правовая база экоаудита в России
РД 153-34.0-02.109-99. Рекомендации по проведению экологического
аудита в электроэнергетике, утверждены приказом РАО ЕЭС от 05.05.99
РД 153-39.4-056-00.
Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов, утв. зам. Министра энергетики РФ и согласованы с Ростехнадзором (по ОАО «АК «Транснефть»).
Слайд 36Правовая база экоаудита в России
ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 04.07.2006 N
141 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ (ЭНЕРГОАУДИТА)"
I.
Общие положения
II. Организация энергетических обследований (энергоаудита)
III. Виды энергетических обследований (энергоаудита)
IV. Методическое обеспечение проведения энергетических обследований (энергоаудита)
V. Оформление результатов энергетических обследований (энергоаудита)
VI. Требования к обследуемым потребителям топливно-энергетических ресурсов
VII. Прочее
Слайд 37Правовая база экоаудита в России
"ОБЩЕРОССИЙСКОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ -
ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ НИКЕЛЯ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ НА 2008 - 2011 ГОДЫ",
утверждено Общероссийским профсоюзом работников производства никеля, кобальта и платиновых металлов, Общероссийским межотраслевым объединением работодателей - производителей никеля и драгоценных металлов 24.10.2008.
Основными направлениями деятельности работодателей в области экологии являются улучшение управления производственными рисками, связанными с экологией, налаженное взаимодействие предприятий по вопросам экологического менеджмента.
Работодатели берут обязательства по развитию системы внутренних экологических аудитов с привлечением компетентного персонала, прошедшего специальную подготовку (Раздел 2. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА).
Слайд 38Правовая база экоаудита в России
Выводы:
На экоаудит распространяются нормы ФЗ РФ
«ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 30.12.2008 N 307-ФЗ – закона, регламентирующего проведение
общего аудита, как деятельности по независимой проверке финансовой отчетности организаций (упоминания экоаудита в тексте данного закона нет).
Нормативно-правовая база ЭКОЛОГИЧЕСКОГО аудита в РФ не проработана, однако соответствующая работа предусмотрена «ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА…»
Основа нормативной базы экоаудита –
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (ISO 19011:2002).
Слайд 39Направления совершенствования российского законодательства в области ЭА
Для эффективного применения ЭА
необходимо разработать нормативную базу, регулирующие экологическую аудиторскую и непосредственно связанную
с ней деятельность:
понятия и основные принципы ЭА;
сфера применения обязательного и добровольного, внешнего и внутреннего аудита;
требования по организации работ по ЭА и порядок их проведения;
состав и содержание экологических процедур, стандартные схемы ЭА;
требования к экологической аудиторской документации и ее типовые формы (программы ЭА, аудиторские отчеты, протоколы, анкеты, запросы, подтверждения), квалификационные требования к экологическим аудиторам и нормы их профессионального поведения;
порядок подготовки экологов-аудиторов и требования к программе их обучения;
правила аттестации экологов-аудиторов и аккредитации экологических аудиторских фирм;
формы и правила ведения реестров аттестованных аудиторов и аккредитованных аудиторских фирм;
правила выдачи разрешений на проведение ЭА (от саморегулируемых организаций) и осуществления контроля за деятельностью экологов-аудиторов и аудиторских фирм.
обязанности, права и ответственность всех участников этой деятельности.
Слайд 40Нормативно-правовая база Российской Федерации в области ООС
Законодательные требования используются в
качестве критериев аудита при проведении практически всех видов аудита.
Иногда
определение соответствия объекта аудита требованиям законодательства является единственной целью аудита.
Критерии аудита - совокупность политики, процедур или требований, используемая для сопоставления с ними свидетельств аудита.
Слайд 41Источники законодательных требований –
нормативные правовые акты (НПА)
Законы:
законы РФ о
поправках к Конституции РФ,
федеральные (конституционные) законы,
конституции республик, входящих
в состав РФ,
уставы иных субъектов РФ,
законы, принимаемые органами субъектов РФ
Подзаконные акты:
акты Президента РФ - указы и распоряжения,
акты Правительства РФ - постановления и распоряжения,
акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты);
Международные договоры и соглашения (регулируют отношения РФ с иностранным государством или международной организацией)
Внутригосударственные договоры (регулируют отношения между РФ и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес)
Законодательные требования индивидуального характера:
разрешения, лицензии, заключения государственных экспертиз и другие формы санкционирования
решения судов или административных трибуналов
предписания надзорных органов
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области ООС
Слайд 42Нормы экоправа:
1. Комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной
среды в целом;
2. Отраслевые - охрана и использование отдельных
природных объектов комплексов (земли, недр, вод, лесов и т.д.);
3. Экологизированные - нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного и т.д.), отражающие требования охраны среды.
Российская система экологического права
Отрасли экоправа:
1. Природоохранное право
ФЗ РФ«Об охране окружающей среды»
ФЗ РФ «Об экологической экспертизе»
ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях»
2. Природоресурсное право
Водный, Земельный, Лесной кодексы РФ
ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха»
Закон РФ «О недрах»
3. Нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с ООС
Кодекс РФ об административных правонарушениях
ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения»
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области ООС
Слайд 4310 базовых законов, содержащих требования по охране ОС
Федеральный закон РФ
«Об охране окружающей среды»
Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»
Федеральный
закон РФ «Об отходах производства и потребления»
Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях»
Федеральный закон РФ «О животном мире»
Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Закон РФ «О недрах»
Водный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
Лесной кодекс РФ
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области ООС