Слайд 1Тема 6. Системный анализ в ИСУ
Слайд 2План
Системный анализ: понятие и задачи
Система: ее характеристики
Компоненты системного анализа
Принципы системного
подхода
Методика факторного анализа
Слайд 3Системный анализ
Связан:
С понятием и методом анализа
С понятием системы
Слайд 4Анализ
Процедура мысленного или реального расчленения объекта на части
Метод научного исследования,
предполагающий рассмотрение отдельных сторон и свойств объекта
Всестороннее рассмотрение, разбор
Системный анализ
позволяет изучать объект исследования как систему и на основе результатов аналитической работы обосновывать управленческие решения
Слайд 5Задачи анализа как метода ИСУ
Определение тенденций и показателей, характеризующих динамику
изучаемого объекта
Сравнение численных значений показателей со значением другого периода, нормативным
уровнем;
Формирование выводов, служащих основой для принятия эффективных решений
Слайд 6Система
совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования (объекта) благодаря тому, что
его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов.
С практической
точки зрения понятие системы - реально существующее явление, которое нас интересует, которое мы хотим исследовать и которое лишь условно, лишь в первом приближении можно назвать системой.
С точки зрения метода изучения, система - это комплекс подходов, принципов и методов выделения, оценки и исследования этого явления.
Слайд 7Характеристики системы
наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть:
системообразующий,
связи и
взаимодействия элементов,
целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда),
сочетание
и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.
Слайд 8Показатели системы управления
состав и структура функций управления,
звенья и
их распределение по ступеням иерархии,
структура системы управления,
величины звеньев,
распределение полномочий (централизация управления),
информационное обеспечение,
квалификационные требования,
использование технических средств,
равномерность нагрузки
Слайд 9
в качестве объекта исследования предстают перечисленные ранее характеристики системы
системное представление
объекта исследования должно быть дополнено системным подходом к самому исследованию
Слайд 10Компоненты системного анализа
Цели и их установление
Внутренняя и внешняя среда анализируемого
объекта
Факторы взаимного влияния внутренней и внешней среды
Слайд 11
По результатам системного анализа разрабатываются практические рекомендации по эффективному управлению
системой
Одним из распространенных инструментов системного анализа является метод «дерева целей»
Слайд 12Принципы системного подхода
Системный подход в исследовании управления можно представить в
совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание,
так и особенность системного подхода
Принцип целостности заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды
Слайд 13Принцип совместимости элементов целого - целое только тогда может существовать
в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы
Системный
подход требует оценить все элементы целого.
Системообразущим элементом для социально-экономической системы является человек.
Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т. д.) и характеризуют и связи в социально-экономической системе и ее целостность.
Слайд 14Принцип функционально-структурного строения целого
при ИСУ необходимо анализировать и определять функциональное
строение системы, т. е. видеть не только элементы и их
связи, но и функциональное содержание каждого из элементов.
В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и их одинаковым строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям.
Это часто и оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, функции прогнозирования и планирования, функции связей с общественностью.
Слайд 15Принцип развития
Любая система управления, которая является объектом исследования, находится на
определенном уровне и этапе развития.
Все ее характеристики определяются особенностями
уровня и этапа развития.
это надо учитывать в проведении исследования посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего.
здесь возникают трудности информационного характера, а именно: наличие, достаточность и ценность информации.
эти трудности можно уменьшить при систематическом ИСУ, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее
Слайд 16
Принцип итеративности (повторяемости)
Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций,
использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных.
Это характеризует
итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать.
Слайд 17
Принцип вероятностных оценок
В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно
проследить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, представить объект
исследования в детерминированном виде.
Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно.
Исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки.
Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.
Слайд 18Принцип вариантности
проявляется в разработке не единственной, а нескольких рабочих гипотез
или разнообразных концепций на первом этапе исследования.
Вариантность может проявляться и
в выборе аспектов и методов исследования, различных способов.
Принципы системности надо использовать тоже системно
Слайд 19Методика факторного анализа
Комплексное системное изучение и измерение и измерение воздействия
факторов на величину результативных показателей
Задача:
Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели
Определение
формы зависимости между факторами и результатами
Работа с факторной моделью. Факторный анализ
Слайд 20Типы факторного анализа
Детерминированный – исследование влияния факторов, связь которых с
результативными показателями носит функциональный характер
Стохастический – исследование факторов, связь которых
с результативными показателями является вероятной
Методика прямого факторного анализа – от общего к частному (дедуктивный способ)
Методика обратного ФА – от частного к общему (индуктивный способ)
Слайд 21Типы факторного анализа
Одноступенчатый факторный анализ – исследуются факторы одного уровня
(ступени) подчиненности
Многоступенчатый ФА – исследование проводится с детализацией факторов, т.е.
на разных уровнях соподчиненности
Статический ФА – используется при анализе на соответствующую дату
Динамический ФА – исследование причинно-следственных связей в динамике
Ретроспективный ФА – изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периода
Перспективный ФА – исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе
Слайд 22Факторы
Это причины, формирующие результаты хозяйственно-финансовой деятельности
Влияние факторов по-разному отражается на
изменении результативных показателей хозяйственной деятельности