Разделы презентаций


Системы массового обслуживания

Содержание

1.Марковские процессы и потоки событий. Теория массового обслуживания в качестве аппарата использует понятия теории случайных величин: = Случайный процесс дискретный непрерывный = Марковский случайный процесс

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 3-4. Системы массового обслуживания.
План.
Марковские процессы и потоки событий.
Системы массового

обслуживания (СМО): структура, классификация, эффективность работы.
Одноканальная СМО с отказами.
Многоканальная СМО

с отказами.
Многоканальная СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди.
Одноканальная СМО с ожиданием и ограниченной очередью.
Многоканальная СМО с ожиданием и неограниченной очередью.
Одноканальная СМО с ожиданием и неограниченной очередью

Лекция 3-4. Системы массового обслуживания.План.Марковские процессы и потоки событий.Системы массового обслуживания (СМО): структура, классификация, эффективность работы.Одноканальная СМО

Слайд 21.Марковские процессы и потоки событий.
Теория массового обслуживания в

качестве аппарата использует понятия теории случайных величин:
=

Случайный процесс
дискретный
непрерывный
= Марковский случайный процесс
1.Марковские процессы и потоки событий.   Теория массового обслуживания в качестве аппарата использует понятия теории случайных

Слайд 31.Марковские процессы и потоки событий.
= Поток
без последействия
регулярный
ординарный
стационарный
пуассоновский
= Интенсивность

потока

1.Марковские процессы и потоки событий.   = Потокбез последействиярегулярныйординарныйстационарныйпуассоновский	= Интенсивность потока

Слайд 41.Марковские процессы и потоки событий.
Теорема. Для простейшего потока

событий с интенсивностью λ случайное число событий x(τ)=m (m=1,2,…), наступающих

за промежуток времени τ , распределено по закону Пуассона

1.Марковские процессы и потоки событий.   Теорема. Для простейшего потока событий с интенсивностью λ случайное число

Слайд 52. Системы массового обслуживания(СМО).

Схема структуры СМО

2. Системы массового обслуживания(СМО).  Схема структуры СМО

Слайд 62. Системы массового обслуживания(СМО).

Основные элементы СМО:
Входной поток

заявок
Очередь
Каналы обслуживания
Выходной поток заявок

2. Системы массового обслуживания(СМО).  Основные элементы СМО: Входной поток заявок Очередь Каналы обслуживания Выходной поток заявок

Слайд 72. Системы массового обслуживания(СМО).

Классификация СМО
СМО

2. Системы массового обслуживания(СМО).  Классификация СМОСМО

Слайд 82. Системы массового обслуживания(СМО).

Классификация СМО (продолжение)

2. Системы массового обслуживания(СМО).  Классификация СМО (продолжение)

Слайд 92. Системы массового обслуживания(СМО).

Показатели эффективности работы СМО:
Абсолютная

пропускная способность (А);
Относительная пропускная способность (Q);
Приведенная интенсивность (

);
Средняя продолжительность периода занятости СМО (время обслуживания заявок);
Коэффициент использования СМО (время обслуживания заявок/время работы системы).
2. Системы массового обслуживания(СМО).  Показатели эффективности работы СМО: Абсолютная пропускная способность (А); Относительная пропускная способность (Q);

Слайд 102. Системы массового обслуживания(СМО).

Показатели качества обслуживания заявок:
Среднее

время ожидания заявки в очереди (Tline);
Среднее время пребывания заявки

в СМО (Tsys );
Вероятность отказа заявки в обслуживании без ожидания;
Вероятность немедленного приема заявки;
Закон распределения времени ожидания заявки в очереди в СМО;
Среднее число заявок в очереди (Nline);
Среднее число заявок, находящихся в СМО (Nsys).

2. Системы массового обслуживания(СМО).  Показатели качества обслуживания заявок: Среднее время ожидания заявки в очереди (Tline); Среднее

Слайд 113. Одноканальная СМО с отказами.

Граф состояний СМО
Система уравнений

Колмогорова

3. Одноканальная СМО с отказами.  Граф состояний СМОСистема уравнений Колмогорова

Слайд 123. Одноканальная СМО с отказами.
Нормировочное условие
Предельные значения вероятностей состояния СМО

3. Одноканальная СМО с отказами.Нормировочное условиеПредельные значения вероятностей состояния СМО

Слайд 133. Одноканальная СМО с отказами.
Основные характеристики работы СМО
Относительная пропускная способность

(Q)
Абсолютная пропускная способность (A)
Вероятность отказа в обслуживании заявки, когда канал

занят:
3. Одноканальная СМО с отказами.	Основные характеристики работы СМООтносительная пропускная способность (Q)Абсолютная пропускная способность (A)Вероятность отказа в обслуживании

Слайд 143. Одноканальная СМО с отказами.
Основные характеристики работы СМО
Среднее время обслуживания

заявки:
Среднее время простоя канала:
Среднее время пребывания заявки в системе:

3. Одноканальная СМО с отказами.	Основные характеристики работы СМОСреднее время обслуживания заявки:Среднее время простоя канала:Среднее время пребывания заявки

Слайд 15Пример: АТС имеет одну линию, на которую в среднем приходит

0.8 вызова в минуту. Среднее время разговора 2 минуты. Вызов,

пришедший во время разговора, не обслуживается. Считая потоки вызовов пуассоновскими найти абсолютную и относительную пропускную способности станции, вероятность отказа абоненту.

Решение:
Интенсивность потока обслуживания
μ = 1/tобс=1/2=0.5 выз./мин.
Интенсивность потока заявок
λ = 0.8 выз./мин.
Пример: АТС имеет одну линию, на которую в среднем приходит 0.8 вызова в минуту. Среднее время разговора

Слайд 16Относительная пропускная способность
Q = p0 = μ /(λ+μ) = 0.5/(0.5+0.8)

=0.385

Абсолютная пропускная способность
А = λ*Q = 0.8*0.385 = 0.308

выз./мин.

Вероятность отказа в обслуживании
p1 = 1 - p0 = 1- 0.385 = 0.615


Относительная пропускная способностьQ = p0 = μ /(λ+μ) = 0.5/(0.5+0.8) =0.385 Абсолютная пропускная способностьА = λ*Q =

Слайд 17Пример: Телефонная станция имеет одну линию, на которую в среднем

приходит 0.9 вызова в минуту. Производительность линии 1.5выз./мин. Вызов, пришедший

во время разговора, не обслуживается. Считая потоки вызовов пуассоновскими найти абсолютную пропускную способности станции, среднее время обслуживания одного вызова, вероятность отказа в обслуживании, среднее время пребывания заявки в системе.

Решение:
Интенсивность потока обслуживания
μ = 1.5 выз./мин.
Интенсивность потока заявок
λ = 0.9 выз./мин.
Пример: Телефонная станция имеет одну линию, на которую в среднем приходит 0.9 вызова в минуту. Производительность линии

Слайд 18Среднее время обслуживания одного вызова
tобс = 1/μ=1/1.5=0.67мин.

Абсолютная пропускная способность
А =

λ *μ/(λ+μ)= 0.9*1.5/(0.9+1.5) = 0.563 выз./мин.

Вероятность отказа в обслуживании
p1 =

λ /(λ+μ)= 0.9/(0.9+1.5) = 0.375

Время пребывания заявки в системе:
Среднее время обслуживания одного вызоваtобс = 1/μ=1/1.5=0.67мин.Абсолютная пропускная способностьА = λ *μ/(λ+μ)= 0.9*1.5/(0.9+1.5) = 0.563 выз./мин.Вероятность отказа

Слайд 194. Граф состояний многоканальной СМО с отказами

4. Граф состояний многоканальной СМО с отказами

Слайд 20Уравнение Колмогорова для многоканальной СМО

Нормировочное условие

Уравнение Колмогорова для многоканальной СМОНормировочное условие

Слайд 21Предельные вероятности системы

Предельный режим работы СМО

Предельные вероятности системыПредельный режим работы СМО

Слайд 22Уравнение нормировки в стационарном виде

Приведенная интенсивность входящего потока (измеряется в

эрлангах):

Уравнение нормировки в стационарном видеПриведенная интенсивность входящего потока (измеряется в эрлангах):

Слайд 23Решение системы уравнений:
Формулы Эрланга

Решение системы уравнений:Формулы Эрланга

Слайд 24Основные характеристики СМО
Отказ в обслуживании заявки

Вероятность обслуживания заявки

Относительная пропускная способность
Q

= ps
Абсолютная пропускная способность
A = λQ = λ(1- pn)

Основные характеристики СМООтказ в обслуживании заявкиВероятность обслуживания заявкиОтносительная пропускная способностьQ = psАбсолютная пропускная способностьA = λQ =

Слайд 25Среднее число занятых каналов



Среднее время пребывания заявки в СМО

Среднее число занятых каналовСреднее время пребывания заявки в СМО

Слайд 26Пример: в отделении банка на обслуживании клиентов работают 3 оператора.

Среднее время обслуживания одного клиента оператором – 12 минут. В

среднем за час в банк обращаются 15 клиентов. Если все операторы заняты, клиенты банком не обслуживаются.
I. Найти основные средние характеристики работы отделения банка, а также вероятность того, что не менее двух операторов простаивают.
II. Рассчитать, как изменятся характеристики работы СМО, если операторы будут тратить на обслуживание клиентов 10 минут.
III. Определить минимальную среднюю производительность операторов, чтобы вероятность обслуживания клиентов банка была бы не ниже 0,9
Пример: в отделении банка на обслуживании клиентов работают 3 оператора. Среднее время обслуживания одного клиента оператором –

Слайд 27Решение:
I. Число каналов: n=3
Интенсивность входного потока заявок: λ = 15

клиентов/час
Интенсивность одного канала обслуживания μ =1/tобс= 1/(12/60) = 5 клиентов/час
Тогда

приведенная интенсивность: ρ = λ/ μ =15/5=3
Вероятность простоя системы:
p0 = 1/(1+3+3^2/2+3^3/6) = 0,077
Вероятность отказа:
pr = p3 = p0*3^3/6 = 0,346
Относительная пропускная способность:
Q = pS = 1 – pr = 1- 0,346 = 0,654
Абсолютная пропускная способность:
A = λ*Q= 9,81 клиент/час
Среднее число занятых каналов Ňsys= A/μ = 1,962
Среднее время пребывания заявки в СМО
Tsys = Nsys/ λ = 0,131 ч = 7,85 мин.
Решение:I. Число каналов: n=3Интенсивность входного потока заявок: λ = 15 клиентов/часИнтенсивность одного канала обслуживания μ =1/tобс= 1/(12/60)

Слайд 28Вероятность того, что не менее 2 операторов простаивают: p0 +

p1 = 0,077*(1+3) = 0,308

II. Интенсивность одного канала обслуживания μ

= 6 клиентов/час
Тогда ρ = λ/ μ =15/6=2,5
p0= 1/(1+2,5+2,5^2/2+2,5^3/6) = 0,108
pr= p3 = p0*2,5^3/6 = 0,28
Q = p3 = 1 – pr = 1- 0,28 = 0,72
A = λ*Q= 10,8 клиент/час
Среднее число занятых каналов Ňsys= A/μ = 1,8
Среднее время пребывания заявки в СМО
Tsys = Nsys/ λ = 0,12 ч = 7,2 мин.
Вероятность того, что не менее 2 операторов простаивают: p0 + p1 = 0,077*(1+3) = 0,308II. Интенсивность одного

Слайд 29III. Из условия следует 1- pn >=0,9 pn

определяем:
Ответ: μ >= 12

III. Из условия следует 1- pn >=0,9  pn= 12

Слайд 30Граф состояний n-канальной СМО с ограничением на длину очереди m
5.

Многоканальная СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди

Граф состояний n-канальной СМО с ограничением на длину очереди m 5. Многоканальная СМО с ожиданием и ограничением

Слайд 31Основные соотношения
Уравнения Колмогорова для многоканальной СМО с ожиданием и ограничением

на длину очереди

Основные соотношенияУравнения Колмогорова для многоканальной СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди

Слайд 32Нормировочное условие:

Показатель нагрузки на один канал

Нормировочное условие:Показатель нагрузки на один канал

Слайд 33Решение системы уравнений:
Упрощенная формула:


Решение системы уравнений:Упрощенная формула:

Слайд 34Остальные предельные вероятности:

Остальные предельные вероятности:

Слайд 35Основные характеристики СМО
Вероятность отказа:

Вероятность приема заявки:

Абсолютная пропускная способность:

Основные характеристики СМОВероятность отказа:Вероятность приема заявки:Абсолютная пропускная способность:

Слайд 36Среднее число занятых каналов

Среднее число заявок в очереди

Среднее число заявок,

находящихся в системе

Среднее число занятых каналовСреднее число заявок в очередиСреднее число заявок, находящихся в системе

Слайд 37Среднее время обслуживания заявки

Среднее время ожидания заявки в очереди

Среднее время

пребывания заявки в СМО

Среднее время обслуживания заявкиСреднее время ожидания заявки в очередиСреднее время пребывания заявки в СМО

Слайд 38Пример. В пункте валютного обмена работают два оператора, каждый из

которых обслуживает клиента в среднем за 2,5 минуты. По условиям

безопасности в помещении пункта может находиться одновременно не более 5 человек, включая обслуживаемых клиентов. Если помещение заполнено, то очередной клиент не становится в очередь, а уходит. В среднем клиенты приходят каждые 2 минуты. Найти основные характеристики работы обменного пункта.
Пример. В пункте валютного обмена работают два оператора, каждый из которых обслуживает клиента в среднем за 2,5

Слайд 39Решение:
Число каналов: n= 2
Длина очереди m =3
Интенсивность входного потока заявок:

λ = 0,5 клиент/мин.
Интенсивность потока обслуживания μ = 1/2.5 =

0,4 клиент/мин.
Нагрузка СМО ρ = λ/ μ = 0,5/0,4 = 1,25
Нагрузка на один канал Ψ = ρ/n = 1,25/2 = 0,625
Вероятность простоя СМО
p0= [1+(2/1!)*0,625+ (2^2/2!)*0,625^2+(2^2/2!)*0,625^3*(1 - 0,625^3)/(1-0,625)] ^(-1)= 0,249
Вероятность отказа
pr = p5 = (2^2/2!)* 0,625^(2+3)*0,249 = 0,048
Относительная пропускная способность
Q = 1 - 0,048= 0,952
Решение:Число каналов: n= 2Длина очереди m =3Интенсивность входного потока заявок: λ = 0,5 клиент/мин.Интенсивность потока обслуживания μ

Слайд 40Абсолютная пропускная способность
A= λ*Q= 0,5*0,952= 0,476 клиент/мин.
Среднее число занятых операторов

Среднее

число клиентов в очереди:

Среднее число клиентов в системе:


Абсолютная пропускная способностьA= λ*Q= 0,5*0,952= 0,476 клиент/мин.Среднее число занятых операторовСреднее число клиентов в очереди:	Среднее число клиентов в

Слайд 41Среднее время обслуживания клиента:

Среднее время пребывания клиента в очереди:

Среднее время

пребывания клиента в пункте обмена:

Среднее время обслуживания клиента:Среднее время пребывания клиента в очереди:Среднее время пребывания клиента в пункте обмена:

Слайд 426.Одноканальная СМО с ожиданием и ограниченной очередью.
n=1 ψ = ρ

Вероятность

отказа в обслуживании

Вероятность принятия заявки

6.Одноканальная СМО с ожиданием и ограниченной очередью.n=1 ψ = ρВероятность отказа в обслуживанииВероятность принятия заявки

Слайд 43Относительная пропускная способность:

Абсолютная пропускная способность:

Предельные вероятности состояний:

Среднее число заявок в

очереди:

Относительная пропускная способность:Абсолютная пропускная способность:Предельные вероятности состояний:Среднее число заявок в очереди:

Слайд 44Среднее число заявок в очереди:

Среднее время ожидания в очереди:

Среднее время

пребывания в системе:

Среднее число заявок в очереди:Среднее время ожидания в очереди:Среднее время пребывания в системе:

Слайд 457. Многоканальная СМО с ожиданием и неограниченной очередью
Решение системы уравнений:
 













Нормировочное

условие:

7. Многоканальная СМО с ожиданием и неограниченной очередьюРешение системы уравнений: Нормировочное условие:

Слайд 46 Вероятность отказа:


Вероятность принятия заявки:


Абсолютная пропускная способность:


Среднее число

занятых каналов:

 
Среднее число заявок
в очереди:


Вероятность отказа:	Вероятность принятия заявки: Абсолютная пропускная способность: Среднее число занятых каналов:  Среднее число заявок в очереди:

Слайд 47Среднее время ожидания в очереди:

Среднее число заявок, находящихся в системе:

Среднее

время пребывания заявок в системе:

Среднее время ожидания в очереди:Среднее число заявок, находящихся в системе:Среднее время пребывания заявок в системе:

Слайд 48Пример. В кассе метрополитена, продающей карточки на проезд, работают два

окна. В среднем один кассир тратит на обслуживание одного пассажира

0,5 минуты. В среднем к кассе подходит 3 чел./мин.
Найти основные характеристики работы кассы.
Пример. В кассе метрополитена, продающей карточки на проезд, работают два окна. В среднем один кассир тратит на

Слайд 49Решение:
Двухканальная СМО с ожиданием и без ограничения на длину очереди.
Число

каналов: n= 2

Интенсивность входного потока заявок: λ = 3 чел./мин.
Интенсивность

потока обслуживания μ = 2 чел./мин.
Нагрузка СМО ρ = λ / μ = 3/2 = 1,5
Нагрузка на один канал Ψ = ρ/n = 1,5/2 = 0,75
Вероятность простоя СМО (оба кассира свободны):
p0=1/ [1+(2/1!)*0,75+ (2^2/2!)*0,75^2+(2^2/2!)*0,75^3/(1-0,75)]= 0,143
Вероятность отказа
pr = 0
Относительная пропускная способность
Q = 1
Решение:Двухканальная СМО с ожиданием и без ограничения на длину очереди.Число каналов: n= 2Интенсивность входного потока заявок: λ

Слайд 50
Среднее число занятых кассиров:
Среднее число пассажиров в очереди:
Среднее число пассажиров

у касс:
Среднее время пребывания пассажиров в очереди:
Среднее время затрачиваемое пассажиром

на покупку карточки:
Среднее число занятых кассиров:Среднее число пассажиров в очереди:Среднее число пассажиров у касс:Среднее время пребывания пассажиров в очереди:Среднее

Слайд 51Граф состояний одноканальной СМО с неограниченной очередью
8.Одноканальная СМО с ожиданием

и неограниченной очередью

Граф состояний одноканальной СМО с неограниченной очередью8.Одноканальная СМО с ожиданием и неограниченной очередью

Слайд 52Приведенная интенсивность нагрузки СМО: при λ < μ
= λ /μ
Вероятность

обслуживания: pобс = 1
Вероятность отказа: pотк = 0
Вероятность простоя системы:

p0 = 1 - ρ
Вероятность занятости системы: p1 = 1 – p0
Вероятность пребывания в очереди k заявок:
pk = ρk(1- ρ )
Приведенная интенсивность нагрузки СМО:  при λ < μ= λ /μВероятность обслуживания: pобс = 1Вероятность отказа: pотк

Слайд 53Относительная пропускная способность :
Q = pобс = 1
Абсолютная пропускная способность:
A

= λ *Q = λ
Среднее число обслуженных заявок:
Lоб = ρ

Среднее число заявок в очереди:

Среднее число заявок в системе:
LСМО = Lоч + Lоб

Относительная пропускная способность :Q = pобс = 1Абсолютная пропускная способность:A = λ *Q = λСреднее число обслуженных

Слайд 54Пример. В магазине работает только один продавец. Интенсивность обслуживания составляет

25 чел./час. Простейший поток покупателей поступает с интенсивностью 20 чел./час.


Найти основные характеристики работы СМО.
Пример. В магазине работает только один продавец. Интенсивность обслуживания составляет 25 чел./час. Простейший поток покупателей поступает с

Слайд 55Интенсивность входного потока:

Интенсивность потока обслуживания:

Приведенная интенсивность нагрузки СМО: при λ

< μ
= λ /μ = 20/25 = 0,8
Вероятность обслуживания: pобс

= 1
Вероятность отказа: pотк = 0

λ = 20 чел./час

μ = 25 чел./час.

Интенсивность входного потока:Интенсивность потока обслуживания:Приведенная интенсивность нагрузки СМО:  при λ < μ= λ /μ = 20/25

Слайд 56Вероятность простоя продавца: p0 = 1 - ρ =
1

– 0,8 = 0,2
Вероятность занятости продавца: p1 = 1 –

p0
= 1- 0,2 = 0,8
Вероятность пребывания в очереди k заявок:
pk = ρk(1- ρ )
Вероятность пребывания в очереди 3 человек:

p3 = ρ3(1- ρ ) = 0,83(1 - 0,8 ) = 0,102

Вероятность простоя продавца: p0 = 1 - ρ = 1 – 0,8 = 0,2Вероятность занятости продавца: p1

Слайд 57Относительная пропускная способность :
Q = pобс = 1
Абсолютная пропускная способность:
A

= λ *Q = λ = 20 чел./час
Среднее число обслуженных

покупателей:
Lоб = ρ = 0,8
Среднее число покупателей в очереди:

Среднее число покупателей в магазине:
LСМО = Lоч + Lоб = 3.2 + 0.8 = 4

Относительная пропускная способность :Q = pобс = 1Абсолютная пропускная способность:A = λ *Q = λ = 20

Слайд 58Среднее время ожидания в очереди:

Среднее время пребывания покупателей в

магазине:
TСМО = Tоч + Tобс = 0,16+ 1/25 = 0.2

час. = 12 мин.

Среднее время ожидания в очереди: Среднее время пребывания покупателей в магазине:TСМО = Tоч + Tобс = 0,16+

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика