Слайд 1Растениеводство
Подготовили ученицы 10 А
Даша Субботина и Настя стешова
Слайд 2Растениеводство
Растениеводство — важнейшая отрасль сельского хозяйства. Его значение заключается в
том, что оно обеспечивает людей продуктами питания, производит сырье для
промышленности, расширяет кормовую базу животноводства. Растениеводство охватывает все природные зоны, за исключением тундры и лесотундры, где выращивать растения можно только в теплицах и парниках.
Слайд 3растениеводство
В большинстве стран мира растениеводство является ведущей отраслью сельского хозяйства,
особенно это относится к развивающимся странам, где лишь в отдельных
из них, ввиду крайне неблагоприятных условий для развития земледелия, преобладает животноводство, но с обширными пастбищными угодьями. В развитых странах, наоборот, основной отраслью стало животноводство, хотя также имеются исключения — Япония, Испания, Португалия, Греция.
Слайд 4Растениеводство
Современная география растениеводства — итог длительного исторического развития и определяется
многими факторами — природными, экономическими, политическими. Развитие и размещение растениеводства
базируется на сельскохозяйственных угодьях, в частности обрабатываемых землях (пашня, многолетние насаждения). На долю пашни приходится лишь около 11% всего мирового земельного фонда, и распределяются они крайне неравномерно. Крупнейшими странами по площади пашни являются США — около 186 млн га, Индия — 166 млн га, Россия — 130 млн га, Китай — 92 млн га, Канада — 45 млн га и Бразилия — 43 млн га. Однако если в Индии степень распаханности территории составляет 56%, то в Канаде — менее 5%.
Слайд 5Растениеводство
Растениеводство характеризуется сложной отраслевой структурой и представлено зерновыми, техническими культурами,
овощеводством, картофелеводством, кормовыми культурами и многолетними насаждениями. Половина обрабатываемых площадей
в мире занята зерновыми культурами.
Слайд 6Растениеводство
Зерновые культуры занимают 750 млн га, или примерно 12% всех
обрабатываемых земель мира. Ареал их распространения фактически совпадает с ареалом
расселения людей. Мировое производство зерновых во второй половине XX в. значительно возросло с 800 млн т в 1950 г. до 1850 млн т в 1995 г. Но в последнее время этот рост замедлился и уровень мирового производства стабилизировался.
Более 3/4 всего мирового производства зерна приходится на 10 ведущих стран:
Китай — 480 млн т,
США — 360 млн т,
Индия — 230 млн т,
Россия — 85 млн т,
Франция — 60 млн т,
Канада — 50 млн т,
Индонезия — 50 млн т,
Бразилия — 50 млн т,
Украина — 35 млн т,
Турция — 30 млн т.
Слайд 7зерновые
Однако об обеспеченности их зерном правильнее судить не по размерам
валового сбора, а по производству из расчета на душу населения.
«Рекордсменом» в мире по данному показателю является Канада — почти 1700 кг. Более 1000 кг зерна на душу населения производят США и Франция, тогда как в Индии и Индонезии этот показатель составляет всего 250 кг, а в Китае в последние годы поднялся до 400 кг.
Слайд 10пшеница
Пшеница — преимущественно продовольственная культура, наибольшее распространение получившая в степных
районах Северного и Южного полушарий. Однако преобладающая часть ее валового
сбора сконцентрирована в небольшом числе государств — Китае, США, Индии, Франции, России, Канаде, Австралии, Казахстане, Аргентине. При этом Россия, Казахстан и Канада выделяются производством яровой пшеницы.
Слайд 11кукуруза
Кукуруза родилась в Мексике, откуда и распространилась после открытия Нового
Света. Ее выращивают не только на зерно, но и как
кормовую культуру. Наибольший сбор — в США, Китае, Бразилии. В Мексике кукуруза, или маис, — обязательный компонент национальной кухни. Кукуруза — тепло- и светолюбивая культура, преимущественно кормовая в США и Западной Европе, и одна из основных продовольственных культур в Латинской Америке, южной Европе, Азии и Африке.
Слайд 12рис
Рис — важнейшая продовольственная культура почти для половины человечества, главный
хлеб особенно для тропических и субтропических стран Азии. Рис начал
возделываться в Китае за 5 тыс. лет до н.э. Сейчас его возделывают более чем в 100 странах, но главные производители — страны Южной и Юго-Восточной Азии. Рис — субтропическая культура, он может давать 2—3 урожая в год. В международном институте риса на Филиппинах в 60-х гг. вывели сорт «чудо-риса», обеспечивающего большой рост урожайности. Характерные особенности возделования риса — большая водо- и трудоемкость. Первое место по сбору занимает Китай — около 200 млн т в год, далее следуют Индия — 120 млн т, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Мьянма и др.
Слайд 13растениеводство
Просо и сорго — это теплолюбивые и наиболее засухоустойчивые культуры
из зерновых, которые являются основными продовольственными культурами в тропических и
субтропических странах Африки и ряде районов Азии. По сбору сорго лидируют Китай, США, Индия.
Очень важную роль играют в растениеводстве технические культуры. Они уступают зерновым и по площади, и по валовому сбору, но они более трудоемки, а значит, дороги. В структуре технических культур выделяют группы волокнистых, сахароносов, масличных, тонизирующих, каучуконосов, для которых характерны высокая трудоемкость и товарность, поэтому в их производстве и экспорте велика роль развивающихся стран.
Слайд 14чай
Тонизирующие культуры возделываются в основном в тропиках и представлены чаем,
кофе и какао. Почти 4/5 сбора чая дают страны Азии,
особенно Индия, Шри-Ланка и Китай. Возделывание кофе сконцентрировано в Латинской Америке (2/3 сбора), особенно в Бразилии и Колумбии и в меньшей степени в Восточной Африке и южной части Азии. Крупнейшим производителем какао являются страны гвинейского побережья Африки.
В России чай начали употреблять в XVII в. В советское время был выведен особый сорт — краснодарский чай.
Слайд 15кофе
Кофе — самый популярный напиток по своему значению во внешней
торговле. Кофе выращивают в 80 тропических и субтропических странах, от
23-й параллели на севере до 25-й параллели на юге. Это так называемый кофейный пояс, где производится кофе такими странами, как Бразилия, Колумбия, Кот-д’Ивуар, Уганда, Эфиопия, Индонезия, Индия, Кения, Гватемала, Коста-Рика, Вьетнам. В географии производства главными районами остаются Южная и Центральная Америка.
Главные потребители — США, которые занимают первое место в импорте кофе, а также страны Европы, Япония. Страны СНГ также удовлетворяют свои потребности в кофе за счет импорта из развивающихся стран.
Несмотря на то что родиной какао является Мексика, главные экспортеры расположены по берегам Гвинейского залива.