Слайд 1Сказки К.И.Чуковского
Заповеди детским поэтам
Слайд 2 Рождение сказочного мира Чуковского произошло в 1915
году, когда были сложены первые строфы поэмы «Крокодил». Стихотворная сказка
Чуковского «Крокодил» ознаменовала начало энергичной, сосредоточенной и целенаправленной работы автора в области детской литературы. Сказки 20-30-х годов – борьба добра и зла, светлого и темного.
Слайд 3Ехали медведи
На велосипеде (первый рисунок),
А за ними кот
Задом наперед (второй
рисунок),
А за ним комарики
На воздушном шарике (третий рисунок) и т.д.
Первая
заповедь:
детские стихотворения «должны быть графичны», то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, т.к. мышлению младших детей свойственна абсолютная образность.
Слайд 4Вторая заповедь
гласит о наибыстрейшей смене образов. Чуковский объясняет важность этих
заповедей тем, что «мышлению младших детей свойственна абсолютная образность.
Мы живем
на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре…
Слайд 5третьей заповеди
Чуковский говорит о лиричности словесной живописи
нужно , чтобы в
этих стихах были песня и пляска
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И
танцуют и смеются:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля…
Слайд 6Четвертая:
«подвижность и переменчивость ритма».
Множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного
движения
И пришла к Айболиту лиса …
И пришел к Айболиту барбос
…
Но вот, поглядите, какая-то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит…
Слайд 7Пятая заповедь: повышенная музыкальность поэтической речи. Стихи-сказки Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей»,
«Муха-Цокотуха» воспринимаются детьми как песенки
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом-бом-бом-бом!
Пляшет Муха с
Комаром!
Слайд 8Шестая заповедь – рифмы в стихах для детей должны быть поставлены
на
самом близком расстоянии друг от друга. Детям трудно воспринимать несмежные
рифмы
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Слайд 9Седьмая заповедь: рифмующиеся слова должны быть главными носителями смысла.
А вот,
высший пилотаж, когда рифмуются подряд четыре слова:
Скок, скок, скок, скок!
За
кусток,
Под мосток
И молчок!
Слайд 10Восьмая заповедь: «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной
жизнью»
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом
позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
Слайд 11Девятая заповедь :
«не загромождать… стихов прилагательными»
маленького ребенка по-настоящему волнует в
литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка., как
лягушка,
Ускакала от меня
Слайд 12десятая заповедь
«преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей».
Приходите, тараканы,
Я
вас чаем угощу!».
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки –
По три чашки
Слайд 14Одиннадцатая заповедь
стихи должны быть игровыми.
В сказках Чуковского есть сюжетно-ролевые игры:
в поезд («Тараканище»), телефон («Телефон»), больницу («Доктор Айболит»)
Слайд 15Двенадцатая заповедь требует высокого качества детских стихов.
Поэзия для детей – поэзия
для взрослых.
Слайд 16Состояние счастья –
главнейшая заповедь для детских писателей.
Цель же сказочника
–
воспитать человечность.