Слайд 1Сложноподчинённое
предложение
с несколькими
придаточными
Тренажёр для учащихся 9 класса
Подготовка к ГИА
Слайд 2теория
практические задания
В14 (ГИА)
Подготовка к ГИА
пунктуация
перед выполнением заданий прочитайте руководство
Слайд 3Теория
1. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением?
[
], (потому что… ), (что…
)
почему?
что?
1.
2. (когда… ), [ … сущ. ], (которых… )
когда?
каких?
3. [ ], (когда… ), (когда… )
когда?
когда?
Слайд 4Теория
2. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением?
[
], (потому что… ), (что…
)
почему?
что?
1.
2. (когда… ), [ … сущ. ], (которых… )
когда?
каких?
3. [ ], (когда… ), (когда… )
когда?
когда?
Слайд 5Теория
3. Какой схеме соответствует сложноподчиненное предложение с однородным подчинением?
[
], (потому что… ), (что…
)
почему?
что?
1.
2. (когда… ), [ … сущ. ], (которых… )
когда?
каких?
3. [ ], (когда… ), (когда… )
когда?
когда?
Слайд 6Практические задания
4.В каком предложении подчинение придаточных последовательное?
1) Я хорошо помню,
как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять,
как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
2) Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
4) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу.
Слайд 7Практические задания
5. В каком предложении подчинение придаточных параллельное?
1. В.Некрасов вспоминал,
что «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и
просто».
2. К.С.Станиславский считал, что будущее – в углублённом психологическом реализме, что необходимо решение сверхзадач актёрского перевоплощения.
3. Не надо думать, что хорошо пишет изложения только тот, у кого хорошая память.
4. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.
Слайд 86. В каком предложении подчинение придаточных однородное?
1. Многим покажется странным,
что ещё каких-то сто лет назад в Росси не было
ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
2. Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.
3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
Практические задания
Слайд 9Пунктуация
7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1)Чем выше статус,
тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг
обязанностей на него возлагается.
2)Выступая с первой публичной речью 17 января 1895 года Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как это делал его «незабвенный покойный родитель».
3)Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.
4) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица.
Слайд 108. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
(Знаки
препинания не расставлены.)
1. Самые большие наводнения происходят в нижнем течении
Вай-Фудзина там где река принимает в себя сразу два притока.
2. Подозреваемых могут отпустить если выяснится что они ничего противоправного не совершали.
3. Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость тогда налетел второй селезень.
4. Чтобы помочь машине и наверстать время которое потеряли при затянувшейся погрузке капитан приказал поставить парус.
Пунктуация
Слайд 119. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
(Знаки препинания
не расставлены.)
1) Я не мог не признаться в душе что
поведение моё в Симбирском трактире было глупо и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.
2) Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что много в природе устроено не так как нам хотелось.
3) Вопрос о том почему совершаются преступления и проступки людей изучался издревле.
4) Не поймёшь кто с кем говорит и кто кому отвечает.
Пунктуация
Слайд 1210. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я возражал ей (1)
что (2) если для неё и нет опасности (3) то она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4
Пунктуация
Слайд 1311. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мне стало ясно (1)
что (2) когда я выйду из себя (3) то сдержаться
не смогу.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
Пунктуация
Слайд 1412. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Игорь закрыл глаза и
подумал вдруг(1) что(2) если бы он остался дома(3) то все в его жизни было бы по-другому.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2
Пунктуация
Слайд 15В 14 (ГИА)
13. Среди предложений 8-10 найдите сложноподчинённое предложение с
параллельным подчинением.
Напишите его номер.
(8) Следовательно, «берегиня» хранит всех
нас, а мы обязаны беречь свою «берегиню». (9) Если же рассуждать о женском равноправии, то оно возможно только в том случае, когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины — на пьедестале!
(10) А мы, зазнавшиеся охламоны, проходя мимо, должны снимать шляпы и кланяться ей, вот тогда и будет подлинное женское равноправие...
Слайд 1614. Среди предложений 8-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.
Напишите его номер.
(8) Каждый момент жизни человека, начиная
с младенчества, — момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но не может быть и без образа».
(10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.
(12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным?
В 14 (ГИА)
Слайд 17В 14 (ГИА)
15. Среди предложений 47 - 53 найдите сложноподчиненное
предложение с однородным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(47)Шли месяцы,
годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51) - Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять.
Слайд 18В 14 (ГИА)
16. Среди предложений 39-43 найдите сложноподчиненное предложение с
последовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(39)Взгляд опускался все ниже,
ниже, остановился на маленьком парашюте, и мне показалось, что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
(40)Он наклонился и поднял с земли забрызганный грязью купол, перебросил его через плечо. (41)Этот жест означал, что не все потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может еще пригодиться.
(42) - Пока, — сказал он и быстро зашагал обратно.
(43)У него был такой решительный вид, что я забеспокоился, не заберется ли он на высокую крышу и не сиганет ли вниз, чтобы еще раз испытать парашют, который действует только в бездонном небе?
Слайд 19В 14 (ГИА)
17. Среди предложений 35 - 40 найдите сложноподчиненное
предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(35)Ребята ушли, и
в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тяжело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть.
(38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.
(40)На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабьи, когда вместо лошади впрягались в плуг.
Слайд 20В 14 (ГИА)
18. Среди предложений 1—3 найдите сложноподчиненное предложение с
последовательным соединением придаточных.
(1)Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие, чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу. (2)«Кошелек!» — мелькнуло в голове. (3)Секунды хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили.
Слайд 21В 14 (ГИА)
19. Среди предложений 2 - 5 найдите сложноподчиненное
предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(2)В виртуальном мире
игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.
(3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.
Слайд 22В 14 (ГИА)
20. Среди предложений 1 - 7 найдите сложноподчиненное
предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Когда началась
война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
Слайд 23Использованная литература.
1. Контрольно -измерительные материалы. Русский язык: 9 класс /сост.
Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2009.
2. Е.М.Сергеева. Тесты по прусскому языку: 9
класс. - М.: Экзамен, 2009.
3. Г.Т.Егораева. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания: 9 класс. - М.: Экзамен, 2009.