Слайд 1ОГЭ
Сочинение о функции повторов
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное
или
многократное, обращает на себя особое внимание читающего».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете с высказывания И.Г.Милославского.
Слайд 3Повтор
Повтор – повторение слов или словосочетаний,
благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем
самым усиливается их роль в тексте.
Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.
Энциклопедический словарь юного литературоведа
Слайд 4Лексический повтор
Лексический повтор - это повторение слова, словосочетания или
предложения в составе одного высказывания (предложения, абзаца, текста).
В художественном
тексте лексические повторы -
это
средство создания выразительности речи: повествование становится эмоционально напряжённым;
способ актуализировать важный с точки зрения автора смысл, выраженный подтекстно;
средство цепной межфразовой связи.
«Повтор сосредоточивает внимание на определенном объекте, мысли, чувстве, придает большую силу и выразительность их передаче».
Г.Л.Абрамович, литературовед
Слайд 5Классификация лексических повторов
1) Дистантный лексический повтор (повторяющиеся слова разделены
в тексте дистанцией);
2) контактный лексический повтор (повторяющиеся слова находятся в
непосредственной близости друг с другом в тексте);
3) частичный лексический повтор
(чаще всего - использование разных словоформ одного слова);
4) составной лексический повтор включают в себя одновременно несколько частей речи: предлог + личное местоимение, прилагательное + существительное, наречие + прилагательное, личное местоимение + глагол, целые предложения или выделительные обороты.
Слайд 6Функции лексического повтора
Для художественной литературы характерно
использование лексического повтора как акцентирующего, экспрессивного средства, заключающего в себе
усилительно-градационный эффект.
Лексический повтор активизирует восприятие читателя и реализует авторский замысел.
Лексические повторы способствуют лучшему пониманию заложенной автором в тексте информации, так как внимание читающего привлекается новой информацией, а уже известное выступает фоном, необходимым для лучшего восприятия новых элементов повествования, деталей обстановки, описания персонажа или новой сюжетной линии.
(1)Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. (2)Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал:
(3)- Ой, змея, змея!..
(4)И все увидели змею. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела, шипела не переставая.
(5)Еще и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил палку и принялся молотить по змее, по подснежникам. (6)Вверх полетели обломки палки, лепестки прострелов. (7)Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте.
(8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! - кричали ребята, но учитель ничего не слышал. (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (11)Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся. (12)Руки его дрожали. (13)Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах.
(14)Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку.
(15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее…
(16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (17)Под горою учитель забрел в речку, попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утерся платком и спросил:
(18)- Почему кричали, чтоб не бить гадюку через плечо?
(19)- Закинуть же на себя змею можно. (20)Она, зараза, обовьется вокруг палки! - объясняли ребята учителю.
(21) - Да вы раньше-то хоть видели змей? - догадался кто-то спросить учителя.
(22) - Нет, - виновато улыбнулся учитель. – (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет.
(25)Вот тебе и на! (26)Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!
(27)Прошли годы, много, ох, много их минуло. (28)А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь.
(По В.Астафьеву)
Слайд 9(3)- Ой, змея, змея!..
(5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и,
разевая зубастую пасгь, злобно шипела, шипела не переставая.
(8) - Не бейте
через плечо! (9)Не бейте через плечо!
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
(15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее…
(16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится.
(24) Там нет таких гор, и тайги нет.
(27)Прошли годы, много, ох, много их минуло.
Найдите в тексте повторы, подчеркните их.
Слайд 10Говорим о функции повтора в тексте
Слайд 11Прокомментируйте художественную функцию повторов
Слайд 12Обратите внимание!
Повтор, который ничего
к содержанию высказывания не добавляет, принято называть тавтологией.
Это речевая ошибка!
Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии.
Повторение однокоренных слов, создающее тавтологию, - очень распространенная ошибка (Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами; Рост преступности вырос; Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!).
Избегайте подобных повторов!
Слайд 14 Если писатель заинтересован в том, чтобы
читатель обратил внимание на особо важные мысли, образы, ситуации, то
он использует в своём произведении такой художественный приём, как повтор.
Читая текст В.Астафьева, нельзя не заметить, что в нём много повторов, и каждый из них выполняет определённую функцию. Например, повторение слова «бил» в предложении 10 не только передаёт многократность и продолжительность этого действия, но и даёт возможность понять, насколько был взволнован учитель, боявшийся, что змея укусит кого-нибудь из учеников.
Ему очень хотелось побыстрее увести ребят из опасного места, и это желание можно увидеть в повторе слова «пойдёмте» в предложении 15.
В самом деле, «любое повторение, двукратное
или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Эта мысль известного лингвиста И.Г. Милославского действительно справедлива..
А я напишу лучше!
Слайд 15Творчества в работе!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва
Слайд 16Литература
Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика, 1987
Розенталь Д. Э. Практическая
стилистика русского языка. М., 1977.
Розенталь Д. Э., Теленкова М.
А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976г.
Никулина С.Д. Функционирование редупликации в художественном тексте: системно-синергетический аспект. Оренбург