Слайд 1С2
Пишем сочинение о роли оценочных слов
ОГЭ
2015
Лингвистическое
сочинение
Слайд 2 Кроме номинации отдельных предметов, явлений и
обозначения понятий, слово может выражать также отношение говорящего к названному
объекту: положительную или отрицательную оценку, разнообразные оттенки эмоций.
Экспрессивно-эмоциональная окраска у слова возникает в результате того, что само его значение содержит элемент оценки. Функция чисто номинативная осложняется здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению.
Это нужно знать!
Слайд 3Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего
внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Г. Милославского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 4Эмоции как первопричина внутренней формы слова
1. Эмоции, связанные с «плохими
вещами».
2. Эмоции, связанные с «хорошими вещами».
3. Эмоции, связанные с людьми,
совершившими плохие поступки, и вызывающими негативную реакцию.
4. Эмоции, связанные с размышлениями о самом себе, самооценкой.
5. Эмоции, связанные с отношением к другим людям.
Лингвист Вежбицкая А.
Слайд 5Оценочная лексика
Оценка как лингвистическое понятие определяется как закрепленное в семантической
структуре слова оценочное значение, которое реализует отношение говорящего к соотнесенному
со словом понятию или предмету по типу хорошо-плохо, одобрение-неодобрение и т.д.
Слово обладает оценочным компонентом значения, если оно выражает положительное или отрицательное суждение о том, что оно называет.
Слайд 6Типы оценочных слов
Общеоценочная лексика типа «нравится
/ не нравится, одобрение / неодобрение»;
частнооценочные слова типа «любовь»,
«презрение».
Оценочность выражается на всех уровнях языка словообразовательными, синтаксическими, лексическими средствами, включая фразеологию.
Слайд 7Функции оценочной лексики
- создание психологического портрета образа персонажей;
- эмоциональная
интерпретация мира, изображенного в тексте, и его оценка;
- обнаружение внутреннего
эмоционального мира образа автора;
- воздействие на читателя.
Слайд 8Разряды эмоционально-экспрессивной окраски слов
Слайд 10 (1)Светку Сергееву мы
не любили за то, что она рыжая, что голос у
неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…
(10)Выла Рыжуха час-полтора.
(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.
(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…
(15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.
(16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:
(17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку!
(19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.
(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
(22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего…
(24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.
(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
Слайд 11(27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на
допотопную сумку.
(28)— Моя, — ответила Светка.
(29)—
Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!
(32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
(35)Женька Светке рукой машет и орёт:
(36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…
(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…
(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
Слайд 12(47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица
с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести
от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились!
(51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда!
(53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.
(54)— Светлана Сергеева.
(55)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.
(56)После спектакля Наташа предложила:
(57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.
(59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.
(60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла».
(64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился!
(63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.
(По Е. Габовой)
Слайд 13 Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс
рыжий.
- Найдите в этих предложениях оценочные слова.
Назовите лексическое явление, использованное
автором в данных оценочных словах.
(Контекстные антонимы)
В каком словаре можно уточнить лексическое значение этих оценочных слов?
(В толковом словаре)
РЫЖИЕ…
Слайд 14Словарь Ожегова
РЫ́ЖИЙ
Цвета меди, красно-жёлтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик.
2.
С волосами такого цвета, рыжеволосый.
3. То же, что клоун, первонач.
всегда выступавший в парике рыжего цвета (разг.).
4. Что я - рыжий? (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других.
ЗОЛОТОЙ
1. см. золото.
2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец.
3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень).
4.(Перен) счастливый, благоприятный. золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук).
5. перен. прекрасный, замечательный. 3. работник. золотые руки (умелые; разг.).
6. перен. дорогой, любимый.
Вариант 4: рыжий - дурак
Вариант 5: прекрасный, замечательный
Слайд 15 …Я думал о том, что не Светка дура. Светка
оказалась замечательной. А дураки мы. Весь класс - дураки.
Почему рассказчик
делает такой вывод?
(Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).
Слайд 16Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает
выть.
Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла
Рыжуха час-полтора.
Какие оценочные слова использует
автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки?
(«пела» – «выла»; контекстные синонимы)
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла»».
Почему рассказчик умолчал о прежнем отношении к Светке?
первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с
белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(Найдите оценочные слова, укажите их функцию))
не любили
презирали
оскорбляли
унижали
отвергали
Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.
Слайд 18 - Какова роль оценочных слов в данном тексте?
уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее;
б) дать более полную характеристику
какого-либо явления;
в) выразить предельное различие между предметами, явлениями, качествами;
г) выразить авторскую оценку обозначаемого.
Слайд 19Задания
Самостоятельно найдите в тексте оценочные слова, объясните их функцию.
Чем обусловлено
появление в данном тексте оценочных слов?
От чего может видоизменяться характер
окраски оценочных слов?
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент».
Слайд 20
Вдохновения в работе!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва
Слайд 21Литература
Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика.-
М.: Флинта; Наука, 2003.
Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание –
М.: Русские словари, 1996.
Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 2004.
Выготский, Л.С. Учение об эмоциях – М.: Педагогика, 2006.
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М.: Высш. шк., 2000.
Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник– 3-е изд., испр. доп. – М.: Высшая школа, 2002.
Харченко, В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова [Текст] /В.К. Харченко // Русский язык в школе. – М.: Наука, 2006. - № 3.
Словари и справочники:
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.
Словарь лингвистических терминов / Под ред. О.С. Ахмановой. М, 1999.
Словарь русского языка / Составитель С.И. Ожегов. М., 2004.