Слайд 1Содержание понятия
«Профессиональная этика»
Слайд 2План
1. Общая характеристика этики как науки
2. Основные категории этики
3. Профессиональная
этика. Понятие и подходы к изучению
Слайд 3Общая характеристика этики как науки
Этика - древнейшая наука, возникла на
рубеже 5-4 в. до н.э. Родоначальником её является Аристотель. Ему
принадлежит формулировка понятия «этический» (он понимал под «этическим» – добродеятельный). От термина «этический» произошло название науки – этика (древнегр. этос - «дом, очаг», позднее «нрав, обычай, характер»).
Слайд 4Общая характеристика этики как науки
Этика-это наука о поведении людей, нравах
и обычаях в поведении.
Явления, изучаемые этикой – это мораль.
Родоначальником понятия морали был Гай Юлий Цезарь. В большинстве языков мира понятие мораль и этика вошли в первоначальном виде: этика–наука о морали.
Слайд 5Общая характеристика этики как науки
В русском языке есть понятие нравственности.
Впервые это понятие встречается в 1789 г. в словаре Российской
Академии Наук, но образованно оно не от слова «нрав», а от выражения «по нраву», т.е. «то, что по сердцу»
Слайд 6Общая характеристика этики как науки
Многие ученые считают «отцом» этики Демокрита.
Потому что в своих трактатах он предпринял попытку дать критерий
разделения добра и зла, а добро и зло являются основными категориями этики на сегодняшний день.
Слайд 7Предмет этики
-природа нравственности и нравственной деятельности;
-сущность морали как особого
социального явления и формы общественного сознания, закономерности ее изменения;
-роль
нравственности и морали в жизни общества;
-социальные механизмы формирования и трансформации моральных ценностей, моральных отношений, морального сознания, моральной ответственности;
-нравственная культура поведения людей
и т.д.
Слайд 8Историческое изменение предмета этики
Слайд 9В чем выразились перые представления о добре и зле?
Слайд 10 Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и
формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления
о добре и зле.
Эти первые представления были выражены в древних эпосах, в ранних литературных произведениях, в принятых в древнем обществе законах, в пословицах и поговорках, в развитых мифологических системах.
Слайд 11Основная изучаемая проблема в эпосе о Гильгамеше (древний Шумер) –
вопрос смерти и бессмертия. Вывод – бессмертие человека в делах,
которые он оставил после себя.
Слайд 12 В 6 в. до н.э. царь Солон издал указ, в
котором ограничил количество флейтистов и плакальщиков на похоронах.
Он объяснил
свой поступок так: хоронили на заре, все люди слышат музыку, и у всех появляется плохое настроение
Слайд 13Предэтика
Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но
очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в.
н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.
Слайд 14Складывание этики
Он относится к периоду средневековья. События побудившие к развитию
этики:
Как Вы думаете, какие это события?
Слайд 20итог
Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные
механизмы частных, специфических, особенных этических систем.
К ним относятся:
Слайд 21- Осмысление профессиональной этики;
Этика замкнутых идеологизированных систем (рыцарские, масонские, монашеские
ордена);
Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д. (например, до
15-го века детей не выделяли)
Слайд 223 этап
Осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений.
Это
мы рассмотрим на семинарах
Слайд 234. Раздел моральной прогностики
Суть – какой завтра должен быть человек.
Особую роль он начал играть в новом времени и в
ХХ веке. Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться.
Однако сначала этот раздел не занимал существенного места в науке. Это было связано с усилением социального бремени и с изменением динамики социальных процессов.
Слайд 24 Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за
цивилизационными изменениями.
Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на
нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.
Также рассматривал основные категории этики.
Слайд 27 Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и
одна из важнейших категорий этики. Является наиболее обобщенной формой разграничения
нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им.
В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и др.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – благодеяния, добродетели, справедливости и др.
Слайд 29Зло – нормативно-оценочная категория нравственного сознания, противоположная понятию добра, обобщённо
обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей и
в явлениях действительности.
Слайд 31
Долг – поступок, который надлежит совершить в силу взятого на
себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве
авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь).
Слайд 33 Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная
и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает
отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличии от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.
Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно, честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.
Слайд 35
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль,
самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их
выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Слайд 37 Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого
человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает
особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.
С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе.
Слайд 38 Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных
поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства).
С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.
Слайд 40
Равенство – формальный принцип нравственности, согласно которому моральные требования в равной
мере должны распространяться на всех людей, независимо от их общественного
положения и условий жизни. В личном плане этот принцип предполагает, что при оценке поступков других людей человек должен исходить из тех же требований, которые он предъявляет к самому себе.