Слайд 1Содержательные теории мотивации
Выполнила:
студентка группы УПб 2601-01-00
Кушнаревская Виктория Владиславовна
Теория иерархии А.Маслоу,
двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория приобретенных потребностей Д.Мак-Клелланда
Слайд 2Содержание
Что такое содержательные теории мотивации?
Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Двухфакторная теория
мотивации Ф. Герцберга
Теория приобретенных потребностей
Д. Мак-Клелланда
Слайд 3Что такое содержательные теории мотивации?
Содержательные теории мотивации основное
внимание уделяют человеческим потребностям, как факторам лежащим в основе мотивов
побуждающих человека
к деятельности.
Основные содержательные теории мотивации:
теория иерархии потребностей Маслоу;
теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда;
теория двух факторов Герцберга.
Слайд 4Что такое содержательные теории мотивации?
Содержательные теории мотивации изучают,
какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова
их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение.
Они изучают цели, к которым стремится человек, в отличие от процессуальных теорий мотивации, больше внимания уделяющих самому процессу достижения цели и удовлетворения соответствующей потребности.
Слайд 5Что такое содержательные теории мотивации?
Заслуга содержательных теорий в
определении важной роли потребностей, как фактора мотивации.
Но в
реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток.
Слайд 6Теория иерархии потребностей А.Маслоу
Теория А.Маслоу известна под
названием иерархической теории потребностей, или «пирамиды потребностей». В основе ее лежит
изучение потребностей человека. Сторонники этой теории считают, что поведение человека определяют его потребности. Все потребности человека Маслоу разделил на пять групп в строгой иерархичной последовательности в виде пирамиды.
Слайд 7Иерархия потребностей Маслоу:
Слайд 8 Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными,
здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации
и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
Слайд 9Основные положения теории Маслоу состоят в следующем:
Слайд 10Существует также более подробная классификация
В системе выделяется семь основных
уровней (приоритетов):
(низший) физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т.д.;
потребность
в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
потребность в принадлежности и любви;
потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
(высший) потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Слайд 11 Концепция А. Маслоу оказала большое влияние на
развитие теории и практики современного управления. Однако в ней выявлено
несколько спорных моментов:
Во-первых, теория не учитывает индивидуальных различий между людьми (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).
Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.
В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения.
Слайд 12 Тем не менее, теория А. Маслоу считается основополагающей
и наиболее распространённой, выступившей в качестве базовой основы для формирования
других теорий мотивации, поддерживающих, дополняющих или отрицающих пятиступенчатую пирамиду потребностей.
Слайд 13Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга
Теория Ф.Герцберга известна как
теория двух факторов. Возникла теория в связи с необходимостью выяснить влияние
материальных и нематериальных факторов на мотивацию работников. Основывается она на том, что приятные и неприятные переживания на работе связаны с разными факторами. Опрос нескольких сотен специалистов разных фирм показал, что существует два набора условий (факторов), которые, каждый по-своему, влияют на поведение работников:
Слайд 14Гигиенические факторы
устраняющие неудовлетворенность, связаны с окружением, внутренними потребностями, самовыражением личности
– политика компании, безопасность на рабочем месте, производственные условия (освещенность, шум,
воздух), статус, зарплата, межличностные отношения в коллективе, степень непосредственного контроля со стороны руководителя, отношения с непосредственным начальником
Мотивационные факторы
вызывающие удовлетворенность, связаны непосредственно с характером самой работой – содержание процесса труда (интересная работа, возможность развития, повышения квалификации, творческого и делового роста), высокая степень ответственности, признание успехов и результатов труда, продвижение по службе
Слайд 15 Таким образом, гигиенические факторы формируют среду, в
которой выполняется работа. Если все эти факторы недостаточно выражены или вовсе
отсутствуют, то у работника возникает чувство неудовлетворенности. Но даже если гигиенические факторы и устраняют неудовлетворенность персонала, сами по себе они не могут мотивировать его. Чувство удовлетворенности могут вызвать только мотивационные факторы.
Слайд 16 Гигиенические факторы соответствуют базовым потребностям теории Маслоу, а
мотивационные – потребностям высших уровней. Реализация обеих групп факторов выгодна и
работнику, и руководству: гигиенические факторы улучшают исполнение, а мотивационные необходимы для достижения реальных успехов.
Слайд 17Теория приобретенных потребностей Д.Мак-Клелланда
Теория потребностей Д. Мак-Клелланда
делает основной акцент на потребности высших уровней (приобретенных потребностях). Мак-Клелланд
считал, что людям присущи три основные потребности: власти, успеха и причастности.
Слайд 19Потребность во власти
Потребность власти выражается, как желание воздействовать
на других людей и совсем не обязательно в негативном смысле,
а зачастую, наоборот, с целью улучшения условий их существования. При потребности власти у людей, исходя из этой теории, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния.
Слайд 20Потребность
в успехе
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого
человека, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с
высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать их инициативу, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Слайд 21Потребность
в причастности
Мотивация на основании потребности в причастности
определяет заинтересованность людей в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании
помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей в отдельные группы.
Слайд 22 Необходимо отметить, что потребность успеха и потребность власти
по Д. Мак-Клелланду примерно соответствуют группе потребностей в уважении и
самовыражении по теории А. Маслоу, а потребность причастности – группе социальных потребностей.
Слайд 24Список литературы
Мотивация персонала [Электронный ресурс] // www.audit-it.ru / – Режим
доступа: https://www.audit-it.ru/terms/trud/motivatsiya_personala.html
Использование теории Маслоу в управлении [Электронный ресурс] //
infopedia.su / – Режим доступа: https://infopedia.su/12x507f.html
Использование двухфакторной модели мотивации персонала Ф. Герцберга в современной организации [Электронный ресурс] //publikacia.net / – Режим доступа: https://publikacia.net/archive/2016/4/2/27
Теория мотивации Герцберга: как получать удовлетворение от работы [Электронный ресурс] //lifemotivation.ru / – Режим доступа: https://lifemotivation.ru/motivation/teoriya-motivatsii-gertsberga
Теория потребностей Мак-Клелланда [Электронный ресурс] // poznanie-mira.ru / – Режим доступа: https://poznanie-mira.ru/teoriya-potrebnostey-makklellanda/
Теория мотивации Макклелланда [Электронный ресурс] // www.hr-director.ru / – Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/66793-teoriya-motivatsii-makklellanda-19-m5