Слайд 1Содействие как тактика педагогической поддержки
Шишкина Кристина
Шишкина Диана
Шарыгина Кадрия
Яковлева Валерия
Радостева Алиса
Слайд 2Определение
Содействие- это тактика педагогической поддержки, предполагающая совместную деятельность педагога и ребенка. Данная
деятельность направлена на решение проблем ребенка, на решение задач и на социализацию личности ребенка.
Тактика
содействия определяется как поддержка педагогом деятельности ребёнка, которую ребёнок осуществляет в ходе поиска собственных целей, ведущих к возникновению и развитию его позиции.
Слайд 3Когда ребенок нуждается в тактике содействия?
Если у ребенка есть некоторые
затруднения, вызывающие у него негативные эмоции, напряжение и угрозу;
Если есть предпосылки,
которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельства, реально представляющие угрозу для ребёнка;
Если в жизни ребенка имеется реальная ситуация, которая носит проблематичный характер.
Слайд 4С каким ребенком можно использовать тактику содействия:
С открытым, морально свободным
ребенком;
Если у ребенка стабильное эмоциональное состояние;
Если у ребенка нет проблем
с самооценкой;
Если ребенок способен мыслить реалистично;
Если ребенок готов к изменениям в своей жизни;
Если ребенок в меру самостоятельный;
Если ребенок желает сам меняться и менять мир вокруг себя.
Слайд 5Цель и задачи, стоящие перед педагогом:
Цель тактики содействия- овладение педагогом деятельностью
по созданию условий, способствующих выращиванию субъектной позиции ребёнка, а также становление
в сознании ребёнка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.
Задачи:
Создание условий, в которых ребенок может себя реализовать;
Развить критические, аналитические способности у обучающегося;
Научить ребенка искать выход из любой ситцации;
Создание ситуаций, в которых ребенок будет учиться самостоятельно находить верное решение.
Слайд 6Действия педагога при содействии:
Педагог создает условия, ситуации для самореализации ребнка;
Педагог слушает
ребенка, его мнение и принимает его позицию;
Педагог открыто не советует ребенку, т.к.
тот сам должен найти решение;
Педагог подталкивает к действиям ребенка, задавая ему вопросы;
Педагог беседует с ребенком, то есть воспринимает ребенка как субъекта образовательного процесса;
Педагог постоянно интересуется ребенком и его действиями;
Педагог выступает "рефлексивным зеркалом".
Слайд 7Педагог как "рефлексивное зеркало":
Педагог подобно эху, воспроизводит формулировки ребёнка, тем самым
обеспечивая ему возможность услышать самого себя «со стороны»;
Педагог использует инверсию
(перестановку, преобразование) как средство возвращения ребёнку противоречий, содержащихся в его намерениях, которые ребёнок или не заметил, или не захотел принимать во внимание;
Педагог организуетобратную связь, используя визуальную фиксацию положений, которые высказывает ребёнок, например, с помощью простых схем «изображает» логику высказывания.
Слайд 8Позиции педагога при тактике содействия:
Позиция опекуна-защитника;
Позиция помощника-реабилитатора;
Позиция доверительного лица-партнера.
Слайд 9Таким образом, образовательная суть тактики содействия заключается в:
Ребёнок имеет возможность
расширить свои представления о вариантах выбора;
Ребенок погружается в ситуацию конструирования,
анализа и оценки возможного выбора;
Он осознаёт, аргументирует основания собственного выбора;
Ребенок рефлексирует и фиксирует своё отношение к данным основаниям при учёте иного мнения по этому поводу;
Он пробует действовать в соответствии со своим выбором, добиваясь результата;
Слайд 10Суть тактики содействия (продолжение):
Ребенок анализирует полученный результат, соотнося его с предшествовавшими
усилиями и событиями;
Ребенок фиксирует собственную ответственность за результат;
Он получает конкретный
опыт развёрнутой деятельности по построению выбора, своего поведения в ситуации выбора, своих действий по его реализации, своих отношений с людьми, которые были до выбора, возникали во время выбора, остались после выбора;
Ребенок получает опыт самопознания, самоанализа и проектной деятельности в условиях выбора.