Слайд 2
Актуальность данной темы
объясняется тем, что от построения
системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, а
обеспечение прав и свобод законопослушного человека
Слайд 3Цель лекции
всесторонне рассмотреть понятие правотворчества, а так же попытаться объективно
обобщить изученный материал
В процессе достижения определенной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Рассмотреть соотношение категорий «система права» и «система законодательства»;
2. Охарактеризовать понятие и виды систематизации законодательства;
3. Определить значение систематизации законодательства.
Слайд 4Учебные вопросы
1. Соотношение системы права и системы законодательства
2. Понятие,
значение и виды систематизации законодательства.
Слайд 5
Соотношение системы права и системы законодательства
Слайд 6 Законодательство — форма существования правовых норм, средство придания
им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные
правовые акты.
Система законодательства — не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов.
Слайд 7 Взаимосвязь между системой права и системой законодательства обеспечивается
за счет различных факторов, главными из которых являются предмет правового
регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Слайд 8Отраслевая обособленность венчает систему законодательства.
Подобное обособление возможно при условии,
если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве
можно только то, что обособляется в действительности.
Слайд 9Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является
внешним выражением объективно существующей структуры права:
1. Структура права для законодателя
выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм
2. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
Слайд 10Система права и система законодательства не тождественны.
Между ними имеются
существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
Слайд 11Во - первых, это выражается в том, что первичным элементом
системы права являются нормы, а первичным элементом системы законодательства выступает
нормативно-правовой акт.
В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т. д.).
Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т. д.).
Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное право, трудовое, административное и т. д.).
Слайд 12Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы
права, так как включает в свое содержание положения, которые в
собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п.).
Слайд 13В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты
лежат предмет и метод правового регулирования.
Поэтому нормы отрасли права
отличаются высокой степенью однородности.
Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.
Слайд 14В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой
системы законодательства.
Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с
юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества.
Вертикальная же структура права - это его деление на нормы, отрасли, институты и т. д.
В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования.
При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.
Слайд 15В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства
в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом
от воли законодателя.
Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей.
Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными объективными социально-экономическими процессами.
Слайд 16Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные явления.
С определенной долей условности их соотношение может быть представлено
как соотношение содержания и формы.
Слайд 17Система права
соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю
структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.
Система права
характеризует внутреннее устройство права воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели).
Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.
Слайд 18Система законодательства
соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников
права.
Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства
нормативно-правовых актов.
В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.
Слайд 19Необходимость
проводить различия между системой права и системой законодательства вызывается
потребностями систематизации
законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение
законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.
Слайд 20
Понятие, значение и виды систематизации законодательства
Слайд 21Систематизация законодательства
это целенаправленная деятельность компетентных субъектов
по упорядочению нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на
практике, устранения возможных противоречий, неточностей, пробелов и, таким образом совершенствования системы законодательства в целом
Слайд 22Систематизация законодательства необходима для:
Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.
Правильного уяснения и
применения нормативно-правовых актов.
Облегчения поиска необходимого нормативного материала.
Устранения противоречий, неточностей,
повторов, пробелов в действующем законодательстве.
Формирования правового сознания и правовой культуры лиц вовлеченных в правоотношения регламентированные посредством законодательства.
Слайд 23
Значение систематизации законодательства
в повышении эффективности правотворческой деятельности
в обеспечении качественной
реализации правовых норм в оптимальные сроки
ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
кодификация,
инкорпорация,
учет,
консолидация,
систематизация при помощи электронных носителей.
Слайд 24Кодификация
наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой целенаправленную
деятельность компетентных государственных органов, направленную на качественную (как внешнюю, так
и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий, пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта), в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты.
Слайд 25Инкорпорация
систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в разного
рода сборниках.
В процессе инкорпорации систематизируемые акты не претерпевают изменений. В
отличие от кодификации, результатом которой является появление нового источника права – кодифицированного акта в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты, инкорпорация не предполагает утрату индивидуальной юридической силы актами объединяемыми в инкорпорированном сборнике, сам сборник не является самостоятельным источником права.
Слайд 26ИНКОРПОРАЦИЯ
Инкорпорация отличается от кодификации по следующим основаниям:
1. Инкорпорация - постоянный
процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же,
напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.
2. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, при этом сам сборник не является самостоятельным источником права. Кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт являющийся самостоятельным источником права.
официальная
неофициальная
Слайд 27Консолидация
представляет собой вид систематизации в котором сочетаются характерные черты
кодификации и инкорпорации.
В результате консолидации создается новый источник права
– консолидированный акт, что является признаком кодификации.
Слайд 28Учет
простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся
информации, и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки.
В
зависимости от способа сбора учитываемой информации можно различать
документарный (письменный) учет и электронный.