Слайд 1Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-х 30-х гг.
1 часть
Слайд 2Скульптура
12 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК «О памятниках
Республики», вслед за которым началось осуществление «ленинского плана монументальной пропаганды»,
на идею которого Ленина натолкнула книга утописта Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Ленин считал, что нужно широко использовать все виды монументального искусства как мощное средство политической пропаганды. Например, скульптуре здесь должно быть отведено одно из первых мест. В соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, ни исторического, ни художественного интереса, и стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам, т. е., по выражению Ленина, «героям культуры»...
Слайд 3Плакат
Из всех жанров плакат быстрее всего откликался на события.Он печатался
большими тиражами на разных национальных языках и потому проникал в
самые отдаленные уголки страны. Так, первый плакат издательства ВЦИК «Царь, поп и кулак» (1918) вышел сразу на 10 языках.
Слайд 4Окна РОСТА
Особое место в плакате тех лет занимала новаторская форма
агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), в
которых большую роль играли М. Черемных, В. Маяковский, Д. Моор. «Это протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».
Слайд 5Плакаты типа «Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!» (оба
– 1920), исполненные по трафарету и раскрашенные от руки в
два-три цвета, совмещающие на одном листе несколько взаимосвязанных эпизодов и сопровождаемые острым текстом, откликались буквально на все события времени, на самые злободневные вопросы. Они призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, разъясняли события, агитировали за новое в быту. Это было тенденциозное, в необходимом политическом «ключе» пропагандистское искусство. «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921. Сначала они исполнялись в одном экземпляре, потом стали размножаться до нескольких сотен экземпляров и расклеивались в витринах 47 отделений РОСТА или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. «Окна РОСТА»
оказали большое влияние на графику времени Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. («Окна ТАСС»).
Революция попыталась использовать новые художественные формы: украшение манифестаций, шествий, массовых празднеств
Слайд 6Монументальное панно
Революция попыталась использовать новые художественные формы: украшение манифестаций, шествий,
массовых празднеств
Монументальные панно, эскизы оформления площадей, улиц, домов исполняли такие
известные мастера, как К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере, Н.А. Касаткин, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев.
Слайд 7АХРР
Организация, открыто стоявшая на революционных позициях, АХРР (Ассоциация художников революционной
России, с 1928 г.–АХР–Ассоциация художников революции), возникла в 1922 г.
на основе Товарищества передвижных художественных выставок (после его последней 47-й выставки). Ассоциация по изучению современного революционного быта, в нее вошли и некоторые члены «Союза русских художников». В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». И они действительно стремились «художественно-документально запечатлеть» жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия их выставок: «Жизнь и быт рабочих» (1922), «Жизнь и быт Красной Армии» (1923), «Жизнь и быт народов СССР» (1926) и пр.
Слайд 8Г.Г.Ряжский
И.И. Бродский
М.Б. Греков
П.В.Кузнецов
К.С.Петров-Водкин
М.С.Сарьян
В.А. Фаворский
Ю.И.Пименов
А.Г. Тышлер
А.Д. Гончаров
А.А. Дейнека
Слайд 9Ряжский Георгий Георгиевич
(1895 —1952)
В 1918-20 гг. учился в Государственных свободных
художественных мастерских — Вхутемасе у Казимира Малевича.
В 1922 организовал группу
Н. О. Ж.,
с 1929 по 1931 год — во Вхутеине, работал в Училище памяти 1905 года,
с 1934 года — в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова,
с 1940 года — профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944 г.). Действительный член Академии художеств СССР (1949 г.).
В 1949-52 годах — академик-секретарь Президиума Академии Художеств СССР.
Слайд 10Делегатка 1927
Девушки с письмом. 1949-50
Слайд 11«Колхозница-бригадир»
«На досуге». 1939
Слайд 12Ряжский развивает такой жанр портрета «портрет-тип». Он оставил след в
живописи своим обобщенным образом советской Женщины, принявшей самое деятельное участие
в строительстве нового мира. «Делегатка» (1927, ГТГ), «Председательница» (1928, ПТ) – это не индивидуальный портрет, а портрет-картина. Это люди, рожденные новой жизнью, сами ее строящие, волевые, почти фанатичные
Слайд 13«Письмо». 1939
«Председательница». 1932
Слайд 16Слева направо Георгий Ряжский, Юрий Пименов, Фёдор Богородский, Александр Дейнека.
Слайд 17«Ахрровцы», как правило, работали во всех основных жанрах советской живописи.
Основное место занимала историко-революционная тема, отражающая государственную политику в искусстве.
Через этот жанр создавалась и определенная мифологизация истории. Ведущую роль в развитии советской живописи 1920-х годов и в историко-революционном жанре в частности сыграл Исаак Израилевич Бродский (1883–1939), работавший прямо по политическому заказу и создавший свою живописную «Лениниану», положившую начало «культовым» произведениям, по сути, основным в советском искусстве. Он явился одним из тех художников, кто определял официальную линию развития современного отечественного искусства. Первое свое произведение о Ленине он создал еще в 1919 г. Художник, по его словам, долго искал синтетический образ «вождь и народ». Сначала это были решения диаметральные: то у художника получался один образ вождя, а люди, его слушающие, превращались в безликую массу («Ленин и манифестация», 1919), то, наоборот, Ленин терялся в этой массе («Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в 1917 году», 1929). Наиболее удачным он считал изображение вождя в своем кабинете в Смольном («Ленин в Смольном», 1930), образ, как казалось художнику, простой и искренний
Слайд 18Исаак Израилевич Бродский
(1883-1939)
Портрет И.И.Бродского кисти Репина
1905 год явился поворотным
в творчестве художника. Он участвовал в революционном движении и создал
ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов.
Слайд 19В 1909 году Бродский едет на полгода во Францию, по
программной поездке, предоставленной Академией. Путешествует по Германии, Испании и Англии.
Из поездки он привозит великолепные этюды и картины. Его работы были столь успешны, что Совет Академии продлевает ему срок заграничной командировки и отправляет его на полгода в Италию.
В период с 1910 по 1911 год Бродский живет на Капри в гостях у М.Горького, который собрал вокруг себя кружок из выдающихся русских художников. Здесь художник выполнил портрет хозяина. Итогом этой поездки стали большие работы «Сказка», «Италия», выполненные в 1911 г.
Слайд 21В его ранних пейзажах чувствуется влияние символизма и модерна.
В 1913
году на Международной выставке в Мюнхене художник выставил свою картину
«Зима в провинции», за которую позже получил Золотую медаль.
Слайд 23Портреты большевистских лидеров
В феврале 1917 года он рисует портрет Керенского,
а после октября 1917 года начинает рисовать портреты большевистских лидеров.
Октябрьский переворот 1917 года стал крутым поворотом не только в истории России, но и в судьбах многих россиян.
Слайд 24В 1919 году Бродский пишет картину «В.И. Ленин и манифестация».
Это первый портрет деятелей новой эпохи. Далее следует цикл «Революция
в России».
Слайд 25«Расстрел 26 бакинских комиссаров».
Слайд 26В 1920-е годы художник продолжает работу над образом В.И. Ленина.
«Ленин в Смольном»
Слайд 27В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском
павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе
Слайд 28«Портрет И.В.Сталина»
В 1928 году художник начал работу над
созданием портретов И.В. Сталина. Помимо портретов он создал серию графических
портретов руководителя партии и Советского государства. Портреты отличаются документальной точностью и высоким мастерством исполнения.
Слайд 29«Днепрострой»
«М. Фрунзе на маневрах»
Слайд 30«Опавшие листья»
С 1932 года Бродский занимается педагогической деятельностью - был
профессором, а с 1934 года и до самой смерти -
директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде
Слайд 33Греков Митрофан Борисович (1882-1934)
Мастер батальной живописи, М. Б. Греков сыграл
заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций
русской живописной школы XIX в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи - социалистического реализма. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога А. Ф. Рубо - "Оборона Севастополя" (1907) и "Бородинская битва" (1911). С начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте.
Слайд 36«Замерзшие казаки генерала Павлова»