Слайд 1Выполнила: студентка 3 курса гуманитарного факультета профиль «Психология и социальная
педагогика»
Кришталь Юлия Александровна
Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами и их семьями
Слайд 2План:
Понятие дети с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовые аспекты защиты детей-инвалидов.
Работа социального
педагога с детьми с ограниченными возможностями и их семьями
Слайд 3Проблемный вопрос:
Какова специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными
возможностями и их семьями?
Слайд 4Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством
функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими
к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Слайд 5Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?
Если несовершеннолетний с
серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от
20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
Слайд 6В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории
детей с нарушениями развития:
Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие);
Дети
с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Дети с тяжелыми нарушениями речи;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушениями интеллектуального развития;
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития .
Слайд 7Нормативно-правовые аспекты защиты детей-инвалидов
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
«Всеобщая декларация прав человека».
Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН
от 10 декабря 1948 года.
«Декларация о правах инвалидов».
Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи
от 9 декабря 1975 года.
«Конвенция о правах ребенка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
«Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря2006 года), ст. 24
Указа Президента Российской Федерации от 02.10.92 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»
Слайд 8ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Конституция Российской Федерации. Раздел первый, глава 2: Права и
свободы человека и гражданина. Статья № 43.
Федеральный Закон Российской Федерации
«Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 ноября 1995г. № 18 –ФЗ
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175.
Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья», от 30 июня 2007 года № 120-ФЗ.
Слайд 9 Цель работы социального педагога с данной категорией детей
заключается в
обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту, максимальном приспособлении
ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде, в помощи родителям детей-инвалидов.
Слайд 10Направления работа социального педагога с детьми-инвалидами и их семьями.
Слайд 11Оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду
помощь в адаптации к среде здоровых сверстников,
проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей,
его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития.
привлечение ребенка-инвалида к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволит детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
Слайд 12Работа с классным коллективом
Осуществляется совместно с психологом и классным руководителем.
Необходимо объяснять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями является
равным участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону признания равных прав у каждого ребенка.
Слайд 13Работа с семьей ребенка-инвалида.
Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида
включает:
оказание психологической помощи,
правовое консультирование родителей,
содействие в оказании материальной
и бытовой помощи,
оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями.
Социальный педагог должен стремиться привлекать родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.
Слайд 14Взаимодействие социального педагога с
представителями общественных организаций.
Осуществляя деятельность в
данном направлении, социальный педагог может оказывать помощь в составлении планов
социально-педагогической реабилитации, взаимодействовать с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.
Слайд 15Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями и
их семьями
Работая с такими детьми, социальный педагог помогает, как можно
раньше организовать их лечение, консультирует родителей, как приучать ребенка к самообслуживанию, развивать стремление к знаниям.
Он помогает организовать больных детей, их контакты со сверстниками с целью привития таким детям навыков общения, правильного культурного поведения.
Важным является физическое развитие, приобретение навыков домашнего труда и самообслуживания, чему способствует организованное социальным педагогом трудовое воспитание и обучение больного ребенка.
Слайд 16Список литературы
1. Лапшин В. А. Основы дефектологии : учеб. пособие
для студентов пед. ин-тов / В. А. Лапшин, Б. П.
Пузанов. – Москва : Просвещение, 1991. – 143 с.
2. Олиференко Л.Я., Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - Москва, 2008. – 335 с.
3. Смирнова Е. Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е. Р. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - №2. - С. 51-56.
4. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. [под. Ред. Е. М Холстовой]. - Москва : Институт социальной работы, 2008. – 210 с.
5. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. - Москва: Изд. центр «Академия», 2010.