Слайд 1Современная концепция управления человеческими ресурсами
Становление теории и практики управления персоналом
Слайд 2Управление персоналом
Область знаний,
научная дисциплина
Практическая
функция
Слайд 3Этапы развития теории управления персоналом
«Донаучный период» (до конца ХIХ в.)
- кумулятивное накопление знаний об управлении работниками, знаний, основанных на
фактах, на эмпирическом (индуктивном) понимании
«Научный период» (с начала ХХ в.) – замена индуктивных знаний знаниями, основанными на дедукции
Слайд 4Источники знаний об
управлении персоналом
в «донаучный период»
высказывания
отдельных
мыслителей
«Поручения»,
Своды
законов,
Цеховые уставы,
«Правды»
Слайд 5Ксенофонт
Первый учебник по управлению персоналом
Качества руководителя
Честность
Хорошее расположение к
начальнику и его семье
Знания
Заботливое отношение к имуществу и умение
привить это качество подчиненным
Слайд 6Ксенофонт:
Абсолютно необходимое качество управляющего – «умение начальствовать над работниками»
Руководителями
не могут быть
«Неумеренные по части сна»
«Невоздержанные в употреблении вина»
«Чрезмерно преданные
любовным наслаждениям»
Слайд 8Научный этап развития управленческой науки
Классическое направление
Гуманистическое направление
Школа научного управления
Административная
школа
Концепции бюрократии
Школа человеческих отношений
Бихевиористская школа
Слайд 9Теории управления персоналом
Слайд 10Фредерик Тейлор
основоположник
управленческой науки
Принципы научного менеджмента
американский инженер
главный управляющий
Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии
президент Американского общества инженеров-механиков
учредитель Общества содействия
научному менеджменту
Слайд 11Вклад в развитие управленческой науки:
Разработка новых подходов к нормированию труда
Разработка
принципов научного менеджмента
Разработка теории оплаты труда
Слайд 12Заработная плата платится человеку, а не месту
Установление расценок основано на
точном знании, а не догадках
Расценки единообразны и справедливы
По установленным расценкам
продукты производятся дешевле и рабочие получают высокую заработную плату
Зарплата на точном знании создает лучших рабочих
Основные выводы организации системы заработной платы
Слайд 13Функциональная администрация – такое распределение работ по управлению, при котором
каждый служащий от высших до низших должностей, выполняет возможно меньшее
количество функций
Ввел ряд функциональных исполнителей
Предложил создать на предприятии плановый (распределительный) отдел. Выделил его функции, определил желаемое расположение отделов на предприятии
Отмечал, что «производственных» работников должно быть больше, чем «непроизводственных»
Высказал идею, касающуюся формирования системы сбора и передачи производственной информации
Функциональная администрация
Слайд 14Рассмотрел вопросы по подготовке персонала
Сформулировал принципы установления дисциплины и отношения
к работникам
Выделил правила, которых необходимо придерживаться в отношении персонала
Сформулировал важный
принцип: руководитель должен переходить на следующую ступень после подготовки себе замены
Сформулировал основы общепсихологического подхода к стимулированию рабочего
Сформулировал правила успешного руководителя
Разработка вопросов кадровой политики и стиля отношений с подчиненными
Слайд 15Школа научного менеджмента
ВЛИЯНИЕ Ф. ТЕЙЛОРА НА РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УПРАВЛЕНИЯ
доказал, что управлять «можно научно», опираясь на научные эксперименты,
научный анализ и обобщение фактов
ввел в организацию труда аналитический метод нормирования операций , «вместо секретов управления появились формулы и графики»
указал на необходимость полного, почти революционного изменения отношения руководителей и работников к своим обязанностям
осуществил разделение подготовительных, исполнительских и управленческих функций, выделил группы функций управленческого труда: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, итоговый контроль результатов
систематизировал все имеющиеся знания об управлении и на этой основе создал новую отрасль экономической науки
Слайд 16Тенденции развития управления персоналом
Отказ от принуждения работников
Система управления основывается на
обучении рабочих новым навыкам
Мастер на производстве является не руководителем, а,
прежде всего, учителем и помощником для подчиненного
Г. Гантт
Слайд 17Рекомендации в области управления персоналом
Гармоничное сотрудничество рабочих и управляющих.
Общность интересов
всех работников.
Научный подбор кадров.
Разработка подробных инструкций для работников.
Обучение
работников, развитие у них «привычек производства».
Управление не людьми, а их развитием.
Слайд 18Привычки производства
трудолюбие
четкость
кооперация с коллегами
постоянное стремление к росту квалификации
максимальное использование
работником
своих способностей
Слайд 20социальная программа Г. Форда (1914 – 1920 гг.)
1. Сокращение продолжительности
рабочего дня с 9 до 8 ч.
2. Обучение работников
непосредственно на рабочем месте.
3. «Революция в оплате труда»
4. Управление рабочими и за пределами предприятия
5. Предоставление иностранцам равных с американцами возможностей
6. Отсутствие дискриминации при приеме на работу
7. Ограничение приема на работу женщин
8. Уравнивание женщин и мужчин в оплате труда (1916г.)
9. Учреждение добровольных ссудно-сберегательных касс для работников предприятия
Слайд 21Принципы бюрократического управления
1. Формирование иерархической структуры, состоящей из цепи должностей
и команд Авторитет и полномочия действуют только в рамках организации
2.
Наличие системы безличных правил регулирующих порядок работы и ответственность каждого члена организации. Все административные документы и решения оформляются в письменном виде.
3. Безличность руководителя. Руководитель одинаково справедлив по отношению к своим подчиненным, но сохраняет необходимую «социальную дистанцию»
4. Соответствие квалификации работников занимаемой должности.
5. Наличие системы контроля и санкций за невыполнение служебных обязанностей
Макс Вебер
Слайд 22Принципы административного управления
1. Разделение труда.
2. Власть.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства (командования).
5.
Единство руководства.
6. Подчинение частных интересов общему.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Иерархия.
10. Порядок.
11.
Справедливость.
12. Постоянство состава персонала.
13. Инициатива.
14. Единение персонала.
Предложил классическое определение менеджмента: управлять – значит
предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать
Анри Файоль – основатель административной школы управления
Слайд 23Этапы формирования системы управления персоналом
1890-1920(30) гг. – ориентация на «классический»
стиль руководства
1920- …- ориентация на «гуманистический» стиль руководства
- 1920-1950 гг.
– акцент на «человеческие отношения»
1950 -1970 гг. - акцент на психологизацию и индивидуализацию управления
1970 - … - акцент на управление «человеческими ресурсами»
Слайд 24Классический стиль
руководства работниками
жесткое администрирование
рационализация труда и рабочего места
совершенствования
формальных отношений между руководителями и работниками
недостаточная степень учета человеческого
фактора - работник – «винтик машины управления»
ориентация на концепцию «экономического человека» - единственный эффективный мотиватор – деньги
Слайд 25Инструменты классического стиля руководства
Денежная мотивация по принципу «кнут и
пряник».
Инструкционные карточки для работников.
Поддержание строгой дисциплины.
Функциональное распределение работы.
Механизация трудовых
процессов.
Система «бесшумного контролера дисциплины».
Диаграммы Гантта.
«Капиталистическая система благосостояния».
Слайд 26Основные представители школы человеческих отношения:
Гуго Мюнстерберг
(1863-1916)
Мэри Паркер Фоллетт
(1868-1933)
Честер Ирвинг
Барнард
(1886-1961)
Джордж Элтон Мэйо
(1880-1949)
Фриц Джулес Ротлисбергер
(1898-1974)
Слайд 27Установки школы
Критическое отношение к рекомендациям классической школы
Новый подход к
решению управленческих проблем
Анализ психологической деятельности индивида
«Человек – главный объект
внимания!»
Для взглядов представителей не характерно ни методологическое,
ни теоретическое единство
Нет единого предмета исследования
Слайд 28Управление «человеческими отношениями»
Отказ от инженерного подхода к управлению..
Критика концепции «экономического
человека»
Главный объект внимания – человек (личность), поэтому применение стандартных установок
– невозможно
Установление равновесия между формальной и неформальной сторонами организацией
Отказ от абсолютизации роли авторитета руководителя.
Отказ от жесткой регламентации, выполнения всех требований руководителя
Демократизация управления, гуманное отношение с подчиненными, уважение мнения специалистов и работников
Улучшение морально-психологического климата в коллективе, налаживания межличностных отношений сотрудников и отношений «начальник-работник»
Учет эмоционального фактора поведения и интересов работника
Признание «хоторнского эффекта»
Слайд 29«Хоторнский эффект» – эффект присутствия экспериментаторов, побуждающих работников к изменению
поведения.
Слайд 30Предметы исследований школы
человеческих отношений
Слайд 31Психотехника
Цель психотехники
выявление факторов повышения производительности труда рабочих и доходов
предпринимателей
любая практическая направленность психологических знаний в отличие от академической психологии
основывалась
на психологических закономерностях работы
Слайд 32
Методы выявления качеств у претендентов
рабочее место место
Значительные
затраты
времени
Сложность
проведения
Цель работы - разработка методов отбора «правильных
людей на правильные места»
Слайд 33Промышленная психология Г.Мюнстерберга
создал первую в мире школу промышленных психологов
работа
«Психология
и
промышленная
эффективность»
Сформулированы основные принципы, в соответствии
с которыми следует
производить отбор
людей на руководящие должности
Определено в каких психологических условиях
от труда каждого человека можно получить самый
большой и наиболее удовлетворительный
результат
Определено, как предприятие может воздействовать
на рабочих, с тем, чтобы получить от них как
можно большие результаты
Слайд 35Концепция власти М. Фоллетт
доминирование
Совместное принятие решений
Слайд 36Конфликт – жизненный факт, «нормальный процесс» деятельности организации, посредством которого
социально ценное различие регистрируется для обогащения всех, кого это касается
Теория
конфликтов
Слайд 37«Капиталистическая система благосостояния»
Внедрение программы пенсионного обеспечения;
Выплата пособий по болезни и
нетрудоспособности;
Возможность покупки акций;
Создание системы рабочего представительства;
Ссудо-сберегательные ассоциации;
Наличие амбулатории или госпиталя;
Наличие
спортивного комплекса и т.д.
Данные программы использовались для снижения недовольства работников.
Слайд 38Поведенческий подход в управлении персоналом
Главная установка в управлении персоналом –
деньги не единственный стимул работы
Слайд 39признание
достижений
работника
возможность
творческой
самореализации
возможность
управлять
своим трудом
и рабочим
временем
характер
и содержание
труда
объективная
оценка
Мотиваторы поведения работника
Слайд 40Управленческие установки бихевиористского подхода
Учет разнообразного комплекса потребностей человека как социоиндивида,
а не только упрощенных психофизиологических потребностей
Максимальная индивидуализация управления
- стремление
оказать работнику помощь в осознании своих собственных возможностей
- алгоритма повышения эффективности труда преимущественно отдельного работника
Слайд 41Основные работы
«Человеческая сторона предприятия»
«The Human Side of Enterprise» 1960г.
« Профессиональный
менеджер» «The Professional Manager» 1967г
Слайд 42Условие создания работы:
В предисловии своей работы «Человеческая сторона предприятия» Макгрегор
написал, что основная идея исследования оформилась благодаря ответу на вопрос:
менеджерами рождаются или же становятся?
Слайд 43Поведение не является следствием врожденных качеств человека.
Эти качества формируются
у него под воздействием природы
промышленной организации, философии менеджмента и
повседневной практики
Слайд 44«Теория Х»
Основная задача менеджера состоит в направлении , убеждении, наказании
и контроле.
Эффективный менеджер должен быть:
Жестким
Сильным
Слайд 45Теория «Y»
Функция вознаграждения за достижение целей
Осуществление человеком самоконтроля
При благоприятных условиях
люди сами примут на себя ответственность и будут стремиться к
ней
рабочая сила - ресурс, обладающий существенным потенциалом
Слайд 46«Теория Х» и «Теория Y»
Макгрегор с самого начала указывал ,
что менеджерам необходимо выборочно адаптировать степень контроля к зрелости или
зависимости работников.
Незрелые и зависимые работники требуют более строго контроля, к ним больше подходят предположения «Теории Х»
Зрелые и независимые работники не нуждаются в жестком контроле и их поведение в большей степени описывается в категориях «Теории Y»
Слайд 47Развитие концепции управления человеческими ресурсами
Слайд 48Сравнение подходов к управлению работниками
Традиционный подход
ХХ век
Реактивная, вспомогательная роль
Акцент
на выполнение процедур
Сосредоточение на потребностях и правах персонала
Персонал
рассматривается как издержки, которые необходимо контролировать
Конфликтные ситуации регулируются на уровне топ-менеджера
Оплата труда определяется в зависимости от внутренних факторов организации
Вспомогательная функция для других департаментов
Содействие переменам
Постановка коммерческих целей в свете последствий для персонала
Негибкий подход к развитию персонала
Новый подход
ХХI век
Проактивная, инновационная роль
Акцент на стратегию развития
Сосредоточение на требованиях к персоналу в свете целей бизнеса
Персонал рассматривается как инвестиции, которые необходимо развивать
Конфликты регулируются лидерами рабочих групп
Устанавливается конкурентная оплата труда и условия занятости для того, чтобы опережать конкурентов
Вклад в добавочную стоимость бизнеса
Стимулирование перемен
Полная приверженность целям бизнеса
Гибкий подход к развитию персонала
Слайд 49Классические функции
управления человеческими ресурсами
планирование потребности в квалифицированных сотрудниках;
составление
штатного расписания и подготовка должностных инструкций
подбор персонала и формирование коллектива
сотрудников
мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе
анализ качества работы, аттестация и оценка сотрудников, контроль
разработка и реализация программ профессиональной
подготовки и повышения квалификации
VUCA-мир
Steady
Устойчивость
Predictable
Предсказуемость
Ordinary
Простота
Definite
Определенность
Volatility
Нестабильность
Uncertainty
Неопределенность
Complexity
Сложность
Ambiguity
Неоднозначность
Слайд 51Новые технологии
Общая тенденция – ИТ технологии.
50% тех решений, которые принимались
людьми, сегодня принимаются машинами
Слайд 52Бирюзовые организации
3 принципа:
САМОУПРАВЛЕНИЕ - взаимодействие равноправных коллег,
без иерархии
ЦЕЛОСТНОСТЬ - сотрудники могут быть на работе теми, кем
они являются на самом деле
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЦЕЛЬ - организация как живая сущность с собственной уникальной эволюционной целью
Слайд 53Характеристики организации нового типа
Организации состоят из команд. Команда – это
группа от 15 до 35 человек. Больше нельзя – теряются
личные связи.
2. Команда и только она отвечает за все происходящее вокруг нее и в ней самой. Вообще за все!
3. В команде нет босса.
4. Нет должностей и должностных инструкций. Сотрудники (во взаимодействии с другими членами своей команды) сами определяют чем они занимаются. Да и называются они чаще не сотрудники, а коллеги
5. Менеджеров среднего звена нет в принципе. Но есть (могут быть) лица, которые обучают и помогают нескольким командам (коучи). Однако власти приказывать у них нет.
6. Центральный аппарат минимален (например, это может быть 30 человек на компанию, в которой работает 30 тысяч человек). Генеральный директор – это уважаемый лидер, но права принимать обязательные решения ни по одному вопросу у него нет.
7. Используется не прямое (сверху вниз), а обратное делегирование. То есть полномочия могут передаваться от команд (когда это им нужно) снизу вверх. А могут и не передаваться.
8. Соответственно все службы поддержки реально превращаются исключительно в службы поддержки низовых команд. И создаются только тогда и существуют ровно столько времени, сколько это нужно командам.
9. Никакие решение команд (и отдельных членов команд тоже) не требуют одобрения сверху. В том числе и решения по утверждению бюджета, определению размера зарплат, приему и увольнению сотрудников.
10. Каждый член команды может инициировать принятие любого решения при условии соблюдения обязательных процедур внутреннего консультирования.
11. Внутреннее консультирование – это обязательная процедура перед принятием любым сотрудником любого решения, затрагивающего интересы других сотрудников. Учитываются мнения всех, но консенсуса не требуется.
12. Обязательной внутренней процедурой является процедура (схема) улаживания конфликтов. Сами сотрудники по заранее известным им процедурам обязаны предпринимать меры по их улаживанию.
13. Совещания проводятся только по мере необходимости.
14. Обязательно имеется какая-либо внутренняя информационная сеть для обмена информацией и облегчения проведения процедур внутреннего консультирования и улаживания конфликтов
15. Организация построена на предположении, что все сотрудники – грамотные и ответственные лица, они сами знают как правильно сделать свое дело. Их не надо контролировать. Систем контроля соответственно нет.
16. Не может быть информации, которая была бы недоступной всем сотрудникам организации.
17. Организация рассматривается не как сложный механизм, а как живой организм, в котором решения принимаются не столько на основании тщательного планирования, сколько на интуитивном уровне.
18. В организации создаются вместо иерархий доминирования – иерархии уровней развития, таланта, опыта.
19. Во всех случаях обязательно вырабатываются цели существования организации. Эти цели НИКОГДА не включают в себя максимизацию прибыли.
20. Прием на работу происходит не торопясь, организация (команда) и кандидат как бы присматриваются друг к другу – смогут ли они идти по одной дороге, совпадут ли их цели
Слайд 54внешние признаки новой организации:
Отсутствие у Генерального директора выделенного кабинета, во
многих случаях он работает рядом с другими работниками.
Общее пространство работы
– это типовое решение для таких организаций.
Нет единого «офисного стиля» оформления. Естественным образом отпадает необходимость в любых дресс-кода
Сотрудники привносят на рабочие места и свою индивидуальность и многое другое, что обычно связывают только с индивидуальным жильем.
Слайд 55…важнее, чем…
ЛЮДИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРОЦЕССЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
РАБОТАЮЩИЙ ПРОДУКТ
ИСЧЕРПЫВАЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВО
С ЗАКАЗЧИКОМ
СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА
СЛЕДОВАНИЕ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ПЛАНУ
ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ
…важнее, чем…
…важнее,
чем…
…важнее, чем…
Манифест гибкой разработки программного обеспечения
Слайд 57Сферы профессиональной деятельности HR-менеджера
Разработка и реализация стратегии управления человеческими ресурсами
Управление
проектами в сфере HR
Управление компенсациями и бенефитами
Консалтинг в области рекрутмента,
оценки, мотивации персонала
Обучение и развитие персонала
Управление талантами
HR-брендинг
Управление командой и вовлеченностью персонала
Управление конфликтами и стрессами
Управление компетенциями и создание корпоративных университетов
Слайд 58Современные тренды
HR-менеджмента
Мобильность,
гибкая
рабочая среда
Управление
эффективностью
Управление
талантами
HR-брендинг
Управление
вовлеченностью
Корпоративное
обучение
Мотивация,
удержание
сотрудников
Глобализация
Big Data
Слайд 59Российские HR-тренды
HR digital - не просто автоматизация систем, а новое
мышление, новый подход ко всем процессам взаимодействия с сотрудниками
Автоматизация первичного
отбора соискателей
Использование социальных сетей для проверки и поиска сотрудников
Геймификация обратной связи и комплексные облачные системы
Оперирование текущих HR-задач через автоматизированные системы
Слайд 60Российские HR-тренды
2. HR-аналитика — основа принятия управленческих решений
Продукт компании HeadHunter
«Люди в цифрах» предлагающий конкурентную аналитику, которая основана на данных
вакансий и резюме на hh.ru
Разграничение решений которые должен принимать человек, а какие может принимать машина, изучив базу данных
Слайд 61Российские HR-тренды
3. Работа с персоналом приобретает черты сервиса
Отношения между работодателем
и сотрудником становятся ближе и человечнее.
Работник ищет компанию, которая
будет удовлетворять самым разным его потребностям
По аналогии с клиентским опытом — customer experience — появился employee experience, опыт сотрудника
Компания «покупает» не резюме с опытом работы, а человека с его компетенциями.
Сотрудники сегодня не только главная ценность, но и лучшая реклама компании
Слайд 62Российские HR-тренды
4. Трансформация организационной культуры
Кросс-функциональное взаимодействие
Наличие особого, открытого пространство, где
люди смогут работать вместе, свободно обмениваться информацией, взаимодействовать
Новый дизайн системы
отбора, адаптации, оценки, развития и мотивации
Участие других членов команды во всех процессах будет обязательно
Культура, где командный результат будет важнее «погон и статуса», где основой взаимодействия являются доверие, открытость, умение признать ошибку, а также большая ответственность, самомотивация и стремление к результату
Уплощение организационной культуры, уменьшение количества грейдов и уровней, сокращение количества руководителей среднего звена
Слайд 63Российские HR-тренды
5. Переход от эффективного найма к управлению талантами
Ставка на
развитие сотрудников, которое приносит долгосрочные результаты
Отказ от практики переманивания к
себе известного на рынке специалиста
Рост среднего количества часов обучения на штатную единицу численности
Акцент на управление результативностью деятельности, программы преемственности и кадровый резерв
Слайд 64Российские HR-тренды
6. Запрос на высококвалифицированных HR-менеджеров
Ухудшение рынка труда для
руководителей
Рост спроса на оцифрованных, методологичных HR, хорошо понимающих специфику бизнеса
и экономику
Активизация процесса расслоения HR на высококвалифицированных профи и людей просто занимающих эту должность
Слайд 65Российские HR-тренды
7. Возрождение HR-брендинга
Рост значения бренда работодателя при привлечении и
удержании талантов
Активизация борьбы за новые поколения сотрудников
Слайд 67Сущность HR- брендинга
Под внутренним HR-брендингом понимается формирование особой корпоративной культуры,
продвижение среди сотрудников идеологии «компания как семья».
Главная задача внутреннего
HR-брендинга - повышение уровня вовлеченности работников в дела компании.
Слайд 68Главные составляющие успеха HR-менеджера
Слайд 69Профессиональная компетентность
знание трудового законодательства
знание порядка ведения кадрового делопроизводства
владение технологией
поиска и отбора персонала
знание современных методик оценки персонала,
умение построить
систему адаптации и мотивации
умение организовывать обучение сотрудников и оценивать его эффективность
умение разрабатывать мероприятия, направленные на повышение лояльности персонала
умение организовывать корпоративные мероприятия.
Слайд 70Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект - это способность понимать собственные и чужие
эмоции, мысли и управлять ими.
Умение находить общий язык с людьми
помогающее поддерживать отношения с коллегами, руководством и подчиненными вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому
Слайд 71Современная концепция управления человеческими ресурсами
Стратегические концепции управления человеческими ресурсами
Компания-семья
Психология «кайдзен»
Качество
трудовой жизни
Долгосрочные отношения с работником
Слайд 72Продолжительность работы
на одном месте
Пожизненный найм
Краткосрочный найм
«однократный найм»
Один работник = одна
компания
Слайд 73Элтон Мэйо
Концепция управления
«организация как семья»
Патернализм
Забота о здоровье и
образе жизни сотрудников
Учет «жизненных пиков» работников
Стажировка-путешествие
- руководитель проявляет
патерналистскую заботу о подчиненных (управление по принципу «хождения по дому»
- работники внимательны друг к другу
- общность групповых интересов
надбавка руководителям за хорошие отношения с подчиненными
«управление работником за пределами фабрики»
- приобщение работников к здоровому образу жизни :
контроль за вредными привычками
пособие по случаю свадьбы, рождения ребенка, переезда
- корпоративный детский сад
- «посмертная заработная плата»
ротация кадров (в другой стране и/или регионе)
ежегодная премия за отпуск с коллективом
Слайд 74Современная интерпретация идеи
Абонементы в фитнес-центр
Приглашение профессионального тренера в офис;
Организация
спорткомплексов на территории компании;
Организация спортивных корпоративных матчей
Слайд 75компания дает своим сотрудникам понять, что понимает и старается решить
конкретные проблемы, которые перед ними стоят, изменяя не уровень дохода,
а уровень комфорта
Создание условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала Ориентация на предотвращение возникновения проблем
Концепция качества трудовой жизни
Организация рабочего пространства и создание неформальной обстановки в коллективе
Усиление разнообразия труда, создание условий для самореализации и профессионального развития
Формирование гибких систем мотивации персонала
Слайд 76Подход компании Google
1. Креативная организация рабочего пространства
Слайд 77Подход компании Google
2. Использование живых растений в интерьере
Слайд 78Подход компании Google
3. Организация комнат отдыха и психологической разгрузки
Слайд 79Подход компании Google
4. Учет национального колорита
Слайд 80отонамаки - борьба со
стрессом по-японски
Слайд 81ключевые характеристики менеджмента участия
Партисипативный стиль управления
Приверженность организации
Творческое участие
Многообразие
стимулов к труду
Коллективизм, командообразование