Слайд 1Современное состояние Физической культуры и Спорта
Слайд 2Физическая культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро
развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире.
Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.
Слайд 3Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных
рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и
в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе
Слайд 4По сравнению с 2001 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных
организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет
18,2%.
За этими цифрами стоит следующая картина: обеспечение населения России кадрами ФКС составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.
Слайд 5Между тем, в настоящее время в России подготовка кадров ФКС
осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных
учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.
Слайд 6динамика развития ФКС:
- рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост
числа занимающихся физической культурой и спортом;
- рост затрат на 1
человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;
- рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;
- увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;
- рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций
Слайд 7При этом указанные тенденции не носят случайного характера, поскольку обеспечены
новым Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации" от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Также подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы
Слайд 8Стратегия развития физической культуры и спорта на спериод до 2020 года (далее - Стратегия)
разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам
совместного заседания президиума Гоударственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 года ( Пр-2248ГС от 21 октября 2008 г.).
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.
В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Слайд 9Улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении
негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в
90-е годы.
За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".
Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации.
При этомрасходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.
Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Слайд 10Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность
для населения Пермского края вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической
культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность пермского спорта.
Слайд 11
развитие детско-юношеского спорта;
развитие физической культуры и спорта среди трудоспособного населения
и студентов;
развитие адаптивной физической культуры и спорта;
физическое воспитание и спорт
граждан пожилого возраста;
создание спортивной инфраструктуры для развития массового спорта;
строительство спортивных сооружений для развития спорта высших достижений по базовым видам спорта;
Слайд 12создание условий для развития спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва;
обеспечение
подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и
спорту;
повышение интереса различных категорий граждан к занятиям физической культурой и спортом путем пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
совершенствование нормативно-правовой базы физической культуры и спорта;
привлечение внебюджетных средств и инвестиций в сферу физической культуры и спорта;
обеспечение роста продолжительности жизни – до 76 лет к 2020 году;
формирование положительного имиджа и привлекательности Пермского края.
Слайд 13Объем и источники финансирования мероприятий Стратегии
Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается
за
счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Пермского края и внебюджетных
источников.
Финансирование мероприятий Стратегии будет осуществляться
в рамках реализации краевых целевых программ, направленных на развитие физической культуры и спорта, в том числе спорта высших достижений.
Слайд 14Мониторинг и контроль реализации Стратегии
Мониторинг и контроль реализации Стратегии будут
осуществляться Министерством физической культуры и спорта Пермского края с участием
заинтересованных органов государственной власти, краевых федераций
по видам спорта, физкультурно-спортивных обществ и иных физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих свою деятельность
на территории Пермского края
Слайд 15
Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
- увеличение доли населения, систематически занимающегося физической
культурой и спортом, с 18,1 % в 2012 году до
40 % к 2020 году;
- достижение нормативной потребности в объектах спорта;
- улучшение ряда социально-экономических показателей (повышение работоспособности и производительности труда, уменьшение затрат, связанных с потерями по болезням, профессиональным заболеваниям
и травматизмом, и т.д.);
-привлечение к систематическим занятиям физической культурой
и спортом различных категорий населения, в том числе:
а) учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в общей численности учащихся соответствующих учреждений с 61,3 % в 2012 году
до 80 % в 2020 году;
б) лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в общей численности данной категории, с 2,4 % в 2012 году до 20 % в 2020 году;
в) трудоспособной категории населения, в общей численности данной категории, с 13,2 % в 2012 году до 30 % в 2020 году;
- улучшение физического состояния населения края, увеличение продолжительности жизни до 76 лет к 2020 году;
- достижение высоких результатов пермских спортсменов
на всероссийских и международных соревнованиях, на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх;
- повышение роли средств массовой информации в развитии физической культуры и спорта, а также в формировании здорового образа жизни.