Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИЕ
«ШКОЛА №16 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Современные подходы к преподаванию
туризма в общеобразовательных организациях
2018 год.
Учитель физической культуры
Киба Наталья Викторовна
Слайд 2Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой
Всемирным совещанием руководителей сферы туризма:
«Туризм - один из видов
активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».
Слайд 3Содержательные цели туризма:
· Физическая активность - туризм прекрасно подходит для
привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать
им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
· Поддержка хорошего состояния здоровья - одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
· Социальная активность - создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
· Характер приключения - ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным
Слайд 4В школе должно быть два разных туризма:
· обязательный для всех
классов («классный туризм») - минимальный по объему;
· для любителей путешествовать
в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).
Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей.
Слайд 5Влияние туризма на организм школьника
Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние
на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние
многих физических систем. Оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является физиологический, обусловленный и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма
Слайд 6
Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания.
Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности Туризм –
средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков.
Слайд 7
.
Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглогодичной. Неотъемлемая часть подготовки
туриста - соблюдение режима, без чего немыслим успех. Основные требования
к режиму - умелое сочетание работы с отдыхом, выполнение правил гигиены, ежедневная утренняя гимнастика и строгое соблюдение расписаний тренировок.
Распорядок дня надо составить по возможности так, чтобы утренняя гимнастика, прием пищи работа и отдых ежедневно проводились в одно и то же время.
Это ставит организм в привычные условия и тем самым повышает его работоспособность.
Слайд 8
.
Место туризма в системе воспитания школьников.
Разнообразие форм туризма, его положительное
влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического
воспитания, начиная с младшего школьного возраста.
Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы – один из методов внеклассной работы.
В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.
Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекают к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.
Существуют система организации работы по туризму с детьми.
В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры, туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.
Слайд 9Элементы
туристической подготовки
Легкая атлетика
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Слайд 10Интеграция
Окружающий мир
Трудовое обучение
В рамках воспитательной работы
На занятиях туризмом и ориентированием
можно дополнить знания ребят, полученные на уроках географии, биологии, психологии,
биохимии, геометрии и т.д. и тем самым приобщить к своему делу педагогов других дисциплин. Это доказывает, что физическая культура, туризм и ориентирование не только культура тела, но и культура духа!
Слайд 11
Туризм – отличная форма
реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная
или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.
Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая работа в школе» (ТКР). Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят
Слайд 12Однако доминантой среди форм ТКР в школе является туристический поход,
так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают
наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог. Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход – ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой
Слайд 13Проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении
1.Недопустима очередная принудительная компания
по «сплошной туристизации» школы.
2.Отсутствие отдельной оплаты учителю за проведение туристской
работы.
3.Чрезвычайная занятость учителя основной работой - уроками.
4.Невозможность для большинства семей финансировать занятия своих детей туризмом в полном объеме .
Слайд 16Не надо бояться школьного туризма!
Пешком, на лыжах, на байдарках или
на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с
ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей.
Туристский поход - радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.