Разделы презентаций


Современные технологии обучения РКИ с использованием аудио-/видеотекстов

Содержание

Актуальность использования языка СМИСМИ -  «поставщики» коллективного знания, или посредники в его распространении [М.Н. Володина].Язык СМИ относят сегодня к одной из основных форм языкового существования. Язык СМИ выполняет

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Современные технологии обучения РКИ с использованием аудио-/видеотекстов
Фащанова Светлана Владимировна,
канд. филол.

наук, доцент
кафедра русского языка
Томский государственный университет

Современные технологии обучения РКИ с использованием аудио-/видеотекстовФащанова Светлана Владимировна,канд. филол. наук, доцент кафедра русского языкаТомский государственный университет

Слайд 2Актуальность использования языка СМИ
СМИ -  «поставщики» коллективного знания, или посредники

в его распространении [М.Н. Володина].

Язык СМИ относят сегодня к

одной из основных форм языкового существования.

Язык СМИ выполняет в «информационном обществе» роль своеобразной модели национального языка , он активно воздействует на литературную норму, языковые вкусы и предпочтения.
Актуальность использования языка СМИСМИ -  «поставщики» коллективного знания, или посредники в его распространении [М.Н. Володина].Язык  СМИ

Слайд 3Доступность материала
Современный этап развития СМИ – превращение традиционных СМИ в

мультимедийные: закрываются многие печатные версии газет и журналов, остаётся только

онлайн-версия в Интернете, либо две версии существуют параллельно; радиостанции имеют полноценные сайты, где журналисты ведут блоги, выходят в эфир в Сети и т.п.

Таким образом, любимый журнал, газету можно прочитать в любое время и в любом месте, оставить комментарий, посмотреть дополнительные материалы (например, фотогалерею), а выпуск радио- или телепрограммы посмотреть в любое время бесплатно.

Доступность материалаСовременный этап развития СМИ – превращение традиционных СМИ в мультимедийные: закрываются многие печатные версии газет и

Слайд 11Достоинства СМИ как материала для изучения РКИ
Перемещение СМИ в Интернет-пространство

привело к визуализации информации.
Современные студенты – визуалы, поэтому СМИ становится

одним из основных инструментов в освоении языка.
Многоканальность СМИ способствует лучшему усвоению и запоминанию информации (задействованы визуальный, устный, слуховой, письменный каналы). Это подтверждают ученые, так как память человека – система ячеек, а не линейное восприятие информации.
Актуальный источник информации.
Аутентичный материал.
Использование разнообразных стилистических средств языка: фразеологизмы, идиомы, цитаты, метафоры и др.
Формирование коммуникативной компетенции.
Достоинства СМИ как материала для изучения РКИПеремещение СМИ в Интернет-пространство привело к визуализации информации.Современные студенты – визуалы,

Слайд 12Недостатки:
Российские СМИ, превращаясь из традиционных в мультимедийные, не переняли опыт

западных СМИ по созданию программ обучения языку на своих сайтах,


ср.: BBC, ряд других СМИ, где имеются транскрипты репортажей, тематические подборки, интерактивные упражнения с ответами, приложения для преподавателей.
http://www.bbc.co.uk/russian/learning_english
http://www.bbc.com/russian/multimedia/2013/09/130911_elt_art_in_your_face

Нарушения языковых норм.

Использование лексики ограниченной сферы употребления (термины, жаргон и др.), сниженной, ненормативной лексики.

Тенденция российских СМИ – негативные новости, => отрицательный образ России.
Недостатки:Российские СМИ, превращаясь из традиционных в мультимедийные, не переняли опыт западных СМИ по созданию программ обучения языку

Слайд 13Работать с текстами СМИ можно на любом уровне, адаптируя для

начального уровня, и не адаптируя для продвинутого уровня.

Обучение на материале

СМИ решает 2 основные задачи:
1) информация о современной России;

2) изучение современного русского языка на всех его уровнях и понимание тех тенденций, которые в нем наблюдаются.

Работать с текстами СМИ можно на любом уровне, адаптируя для начального уровня, и не адаптируя для продвинутого

Слайд 14РУССКИЙ ЯЗЫК В ТЕКСТАХ СМИ
(СПЕЦКУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)

Учебные пособия:
1.

Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык в средствах массовой

информации. 2006
2. Москвитина Л.И. В мире новостей. Учебное пособие по развитию навыков аудирования на материале средств массовой информации (продвинутый этап). В 3-х ч. СПб.: Златоуст, 2009.
3. Гусева Е. Ю. ГАЗЕТА.РУ / Е. Ю. Гусева, Е. А. Дворкина, Ю. Д. Полякова. – Москва : Русский язык. Курсы , 2014. – 192 с.
4. Подборка материалов из СМИ:
http://texts.cie.ru/course/view.php?id=3


РУССКИЙ ЯЗЫК В ТЕКСТАХ СМИ (СПЕЦКУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)Учебные пособия:1. Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык

Слайд 19РУССКИЙ ЯЗЫК В ТЕКСТАХ СМИ
(СПЕЦКУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)

Уровень владения

языком – спецкурс адресован иностранным студентам среднего и продвинутого этапов

обучения. Уровни владения русским языком: ТБУ (A2); ТРКИ-1 (B1); ТРКИ-2 (B2).

Спецкурс будет интересен студентам, которые занимаются вопросами современного русского языка и современной России: лингвистам, журналистам, культурологам, политологам, социологам, психологам, экономистам, а также специалистам в области международных отношений.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ТЕКСТАХ СМИ (СПЕЦКУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)Уровень владения языком – спецкурс адресован иностранным студентам среднего

Слайд 20РУССКИЙ ЯЗЫК В ТЕКСТАХ СМИ
(СПЕЦКУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)
Задачи –


ориентироваться в современных российских СМИ/масс-медиа (пресса, радио, телевидение, интернет);
читать и

понимать газетные и журнальные материалы различных жанров на политические, экономические и социальные темы (заметка, статья, интервью, репортаж, аналитика);
слушать и понимать программы русского радио и ТВ;
писать аннотации, изложения, эссе и рецензии в рабочей тетради;
обсуждать прочитанные материалы, участвовать в дискуссиях и учебных ток-шоу;
подготовить и презентовать индивидуальный проект с использованием материалов СМИ/ масс-медиа.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ТЕКСТАХ СМИ (СПЕЦКУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)Задачи – ориентироваться в современных российских СМИ/масс-медиа (пресса, радио,

Слайд 21РУССКИЙ ЯЗЫК В ТЕКСТАХ СМИ
(СПЕЦКУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)
Результат освоения

дисциплины:
совершенствование основных видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение) иностранных

бакалавров-филологов на основе текстов публицистического стиля,

освоение лексики тематических групп: СМИ, государство, экономика, политика, общество, культура, наука, спорт;

выработка компетенций (общей, лингвистической, коммуникативной), необходимых для овладения русским языком на уровне ТРКИ-II.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ТЕКСТАХ СМИ (СПЕЦКУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)Результат освоения дисциплины:совершенствование основных видов речевой деятельности (чтение, письмо,

Слайд 22Содержание курса
Раздел 1. Средства массовой коммуникации в современном мире.
Тема 1.

Система СМИ.
Тема 2. Печатные СМИ (газеты, журналы). Речевые жанры печатных

СМИ.
Тема 3. Радио как разновидность СМИ. Речевые жанры радиокоммуникации.
Тема 4. Телевидение как разновидность СМИ. Типы телевизионных передач.
Тема 5. Интернет как особый канал СМИ.

Содержание курсаРаздел 1. Средства массовой коммуникации в современном мире.Тема 1. Система СМИ.Тема 2. Печатные СМИ (газеты, журналы).

Слайд 23Содержание курса
Раздел 2. Политика в СМИ.
Тема 1. Информационные речевые жанры

в СМИ.
Тема 2. Президент, парламент, мировые организации и сообщества (ООН,

ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.).
Тема 3. Официальная хроника: встречи, визиты, переговоры.
 
Раздел 3. Экономика в СМИ.
Деловые контакты с Россией.

Содержание курсаРаздел 2. Политика в СМИ.Тема 1. Информационные речевые жанры в СМИ.Тема 2. Президент, парламент, мировые организации

Слайд 24Содержание курса
Раздел 4. Общество в СМИ.
Тема 1. Социальные сети в

Интернете.
Тема 2. Социальные проблемы в России.
Тема 3. Социальные проблемы в

моей стране.

Раздел 5. Культура в СМИ.
Выдающиеся представители искусства современной России.
Содержание курсаРаздел 4. Общество в СМИ.Тема 1. Социальные сети в Интернете.Тема 2. Социальные проблемы в России.Тема 3.

Слайд 25Формы работы на занятиях

Ежедневное домашнее задание – подготовка новостей по

заданной теме:
а) новости в мире (политика, экономика, культура, общество);
б) новости

в России (политика, экономика, культура, общество);
в) новости в Томске;
г) новости в ТГУ;
д) новости науки;
е) новости спорта;
ж) новости в моей стране.

Формы работы на занятияхЕжедневное домашнее задание – подготовка новостей по заданной теме:а) новости в мире (политика, экономика,

Слайд 26Эффективность задания:

- Формирование способности выделять главную информацию из большого объема

информации, навыки компрессии текста;
- Развитие навыков говорения;
Формирование умения строить публичное

выступление;
Усвоение актуальной страноведческой информации.
Эффективность задания:- Формирование способности выделять главную информацию из большого объема информации, навыки компрессии текста;- Развитие навыков говорения;Формирование

Слайд 27Большая часть упражнений в курсе направлены на лексическую и словообразовательную

работу, аудирование.
Знакомство с разными жанрами публицистики: заметка, интервью, репортаж…
Работа со

сложными, сложносокращенными словами (аббревиатурами).
Толкование фразеологизмов и др. устойчивых сочетаний.
Работа с синонимами и антонимами.
Задания по грамматике (предложно-падежная система, глагольное управление).
Большая часть упражнений в курсе направлены на лексическую и словообразовательную работу, аудирование.Знакомство с разными жанрами публицистики: заметка,

Слайд 28Традиционные лексико-грамматические задания:
Образуйте слова по модели. 
Модель: организовывать/организовать + А +

ЦИЯ = организация
информировать/проинформировать
публиковать/опубликовать

Модель: отвечать/ответить → ответ
выходить/выйти
опрашивать/опросить
 
Модель: каждый день = ежедневный;

ежедневно
каждую неделю
каждый год

Традиционные лексико-грамматические задания:Образуйте слова по модели. Модель: организовывать/организовать + А + ЦИЯ = организацияинформировать/проинформироватьпубликовать/опубликоватьМодель: отвечать/ответить → ответвыходить/выйтиопрашивать/опросить Модель: каждый

Слайд 30Прочитайте слова из первой и второй групп. Соедините синонимы.
1) Круглосуточно,

государственный, вещать, зрительская аудитория, итоговый, развлекательные программы, дебаты, транслировать, оригинальный,

актуальный, зарубежный.
2) Дискуссии (споры), телезрители, 24 часа, заключительный, общенациональный, передавать информацию в эфире, своеобразный, важный в данный момент, шоу (игры, лотереи), передавать в прямом эфире, иностранный.

Прочитайте слова из первой и второй групп. Соедините синонимы.1) Круглосуточно, государственный, вещать, зрительская аудитория, итоговый, развлекательные программы,

Слайд 31Прочитайте аббревиатуры и сокращения некоторых популярных газет, телевизионных компаний и

агентств. Найдите соответствующие им расшифровки.


Прочитайте аббревиатуры и сокращения некоторых популярных газет, телевизионных компаний и агентств. Найдите соответствующие им расшифровки.

Слайд 32Из группы слов уберите "лишнее" слово. Аргументируйте.
1) информировать, сообщать, рассказывать,

публиковать, комментировать, рисовать;
2) газета, журнал, статья, спектакль, публикация, новости;
3) "Война

и мир", "АиФ", "Известия", "Коммерсант", "Правда", "Афиша";
4) общественный, политический, российский, социальный, газетный, молодёжный.
Из группы слов уберите

Слайд 33Задания по аудированию

Слушайте текст. Вставьте недостающие слова.
Россия является крупнейшим поставщиком

природного _________ в Евросоюз и находится на втором месте по

поставкам _______________ и ________________ в ЕС. Доля российского ___________________ энергетического _________________ в Объединенную Европу составляет 25 процентов.
Задания по аудированиюСлушайте текст. Вставьте недостающие слова.Россия является крупнейшим поставщиком природного _________ в Евросоюз и находится на

Слайд 34Слушайте текст, отмечайте в таблице те позитивные/негативные явления, о которых

говорится в выступлении.

Слушайте текст, отмечайте в таблице те позитивные/негативные явления, о которых говорится в выступлении.

Слайд 35Прослушайте текст, заполните таблицу:

Прослушайте текст, заполните таблицу:

Слайд 36Задания на развитие навыков говорения
Сделайте презентацию одной из российских радиостанций по

схеме (письменно):
– Я хочу представить радиостанцию, которая называется…
 – Она начала свое

вещание в … году.
 – Это информационная/развлекательная/информационно-развлекательная федеральная/региональная радиостанция.
– Аудитория – широкий/узкий круг слушателей: молодежь/бизнесмены/политики…
 – Если говорить о рейтинге нашей радиостанции, то он составляет …..
 – Радиопрограммы посвящены преимущественно политическим (социальным, экономическим) темам, новостям шоу-бизнеса, есть познавательные/развлекательные программы…..
 – Чаще всего в эфире звучит музыка/новости/шоу/хит-парад песен… Например, …
 – Хочу остановиться на оформлении сайта радиостанции. Там есть разделы…., рубрики….
 – Слушатели принимают/не принимают активное участие в программах в прямом эфире.
 – Эта радиостанция мне интересна, потому что…

Задания на развитие навыков говоренияСделайте презентацию одной из российских радиостанций по схеме (письменно):– Я хочу представить радиостанцию, которая называется… –

Слайд 37Семинарские занятия по мере необходимости сопровождаются прослушиванием аутентичных текстов, просмотром

специальных видеоматериалов по проблемным темам с последующим обсуждением (дискуссией, дебатами)

услышанного или увиденного.

Дебаты. Цель – формирование умения формулировать проблему, аргументировать свою позицию, оппонируя мнению собеседника, публично обсуждать спорные вопросы на иностранном языке.
Пример, дебаты по теме: «Интернет – друг или враг студента?»
Семинарские занятия по мере необходимости сопровождаются прослушиванием аутентичных текстов, просмотром специальных видеоматериалов по проблемным темам с последующим

Слайд 38Посмотрите на фотографии/картинки на тему
«Интернет: друг или враг студента?».
Используйте

слова и выражения:
На фотографии я вижу….
… потому что…
Я знаю, что…
…поэтому…
Если

бы….
…тогда…
Посмотрите на фотографии/картинки на тему «Интернет: друг или враг студента?».Используйте слова и выражения:На фотографии я вижу….… потому

Слайд 40Условия и задача игры: необходимо разделиться на три группы (сторонники,

противники, независимые эксперты). Сторонники и противники приводят аргументы в пользу

своей точки зрения, противники их оспаривают, эксперты оценивают команды по критериям (убедительность, количество аргументов, их доказательность, соблюдение правил коммуникативного поведения). Задача – овладеть навыками монологической и диалогической речи, умением слушать других, умением строить убедительные и правильные высказывания на русском языке.
Результат игры и форма отчетности: составленные экспертами листы оценок, позволяющие выявить достоинства и недостатки своей речи (развитие критического мышления).



Условия и задача игры: необходимо разделиться на три группы (сторонники, противники, независимые эксперты). Сторонники и противники приводят

Слайд 41Темы для дебатов:

«Будут ли газеты через 50 лет?»
«Имидж политика,

или кого мы выбираем»
«Власть и пресса: партнёры или противники»
«Надо ли

изменить имидж России: взгляд иностранцев»
«Многонациональная Россия: проблемы миграции»
«Телевидение разрушает национальную культуру: «за» и «против»



Темы для дебатов: «Будут ли газеты через 50 лет?»«Имидж политика, или кого мы выбираем»«Власть и пресса: партнёры

Слайд 42Примерные темы итоговых проектных работ (по материалам СМИ):

Образ России в

моей стране.
Стереотипы о России в мировых СМИ: лес, газ, медведи?
Лучший

российский политик.
Русско-китайские взаимоотношения.
Источники информации, которым доверяют россияне и др.



Примерные темы итоговых проектных работ (по материалам СМИ):Образ России в моей стране.Стереотипы о России в мировых СМИ:

Слайд 43Презентация типовой ситуации в обучении РКИ (на материале СМИ)

В

центре внимания преподавателя РКИ – факт, событие – фактологическая основа

текста
Структура пропозиций

субъект ↔ предикат
согласованное определение время (когда?)
несогласованное определение место (где?)
цель
причина (почему?)
образ действия (как?)
Презентация типовой ситуации в обучении РКИ (на материале СМИ) В центре внимания преподавателя РКИ – факт, событие

Слайд 44Презентация типовой ситуации в обучении РКИ (на материале СМИ)

Задачи

преподавателя:
увидеть и выделить постоянные и переменные позиции
установить причинно-следственные связи
постоянным позициям

уделять особое внимание
Презентация типовой ситуации в обучении РКИ (на материале СМИ) Задачи преподавателя:увидеть и выделить постоянные и переменные позицииустановить

Слайд 45Ситуация дорожного происшествия

автокатастрофа
катастрофа
автоавария
авария
дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
столкновение
крушение

Ситуация дорожного происшествияавтокатастрофакатастрофаавтоаварияавариядорожно-транспортное происшествие (ДТП)столкновение крушение

Слайд 46Ситуация дорожного происшествия

произойти (где? из-за чего?)
случиться (где?)
составлять (сколько?)
обойтись (без чего?)

Ситуация дорожного происшествияпроизойти (где? из-за чего?)случиться (где?)составлять (сколько?)обойтись (без чего?)

Слайд 47Ситуация дорожного происшествия

произойти (где? из-за чего?)
случиться (где?)
составлять (сколько?)
обойтись (без чего?)
в

городе, в центре города
на перекрёстке
на дорогах страны, мира
в области, в

посёлке, в деревне
на набережной, улице, проспекте
Ситуация дорожного происшествияпроизойти (где? из-за чего?)случиться (где?)составлять (сколько?)обойтись (без чего?)в городе, в центре городана перекрёсткена дорогах страны,

Слайд 48Ситуация дорожного происшествия

произойти (где? из-за чего?)
случиться (где?)
составлять (сколько?)
обойтись (без чего?)
по

вине водителя/пешехода
из-за нарушений правил дорожного движения (пдд)
из-за плохой видимости
из-за гололёда


из-за превышения скорости
из-за выезда на встречную полосу
из-за управления в нетрезвом виде
Ситуация дорожного происшествияпроизойти (где? из-за чего?)случиться (где?)составлять (сколько?)обойтись (без чего?)по вине водителя/пешеходаиз-за нарушений правил дорожного движения (пдд)из-за

Слайд 49Ситуация дорожного происшествия
автокатастрофа
катастрофа
автоавария
авария
дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
столкновение
крушение
крупный
тяжёлый
ужасный
страшный
мелкий

Ситуация дорожного происшествияавтокатастрофакатастрофаавтоаварияавариядорожно-транспортное происшествие (ДТП)столкновение крушение крупныйтяжёлыйужасныйстрашныймелкий

Слайд 50Ситуация дорожного происшествия
автокатастрофа
катастрофа
автоавария
авария
дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
столкновение
крушение
Число (чего?)
Количество (чего?)

Ситуация дорожного происшествияавтокатастрофакатастрофаавтоаварияавариядорожно-транспортное происшествие (ДТП)столкновение крушение Число (чего?)Количество (чего?)

Слайд 51Ситуация дорожного происшествия
автокатастрофа
катастрофа
автоавария
авария
дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
столкновение
крушение
Число (чего?)
Количество (чего?)
вырасти
увеличиться
возрасти
уменьшиться
снизиться

Ситуация дорожного происшествияавтокатастрофакатастрофаавтоаварияавариядорожно-транспортное происшествие (ДТП)столкновение крушение Число (чего?)Количество (чего?)вырастиувеличитьсявозрастиуменьшитьсяснизиться

Слайд 52Ситуация дорожного происшествия
Водитель (не) справиться (с чем?)
Мотоциклист двигаться (где? как?)
Виновник ДТП превысить (что?)
Лихач (грубо)

нарушить (что?)
(чудом) остаться (каким?)
уснуть (где?)
скрыться (откуда?)
управлять (автомобилем) (как?)
врезаться (в кого?

что?)
погибнуть (где?)
получить (что?)
выехать (куда?)
Ситуация дорожного происшествияВодитель			(не) справиться (с чем?)Мотоциклист		двигаться (где? как?)Виновник ДТП		превысить (что?)Лихач			(грубо) нарушить (что?)				(чудом) остаться (каким?)				уснуть (где?)				скрыться (откуда?)				управлять (автомобилем)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика