Разделы презентаций


СОЗНАНИЕ – его происхождение и сущность

Содержание

Цель:Ознакомиться с содержанием понятия СОЗНАНИЕ Дать представление о формах и уровнях сознанияОзнакомиться особенностями познавательной деятельности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОЗНАНИЕ – его происхождение и сущность.
Проблема познаваемости мира

СОЗНАНИЕ – его происхождение и сущность.Проблема познаваемости мира

Слайд 2Цель:
Ознакомиться с содержанием понятия СОЗНАНИЕ
Дать представление о формах и

уровнях сознания
Ознакомиться особенностями познавательной деятельности.

Цель:Ознакомиться с содержанием понятия СОЗНАНИЕ Дать представление о формах и уровнях сознанияОзнакомиться особенностями познавательной деятельности.

Слайд 3Бытие
Одна из центральных категорий в философии.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы

бытия, называется онтологией ( от греческих слов «сущее» и «понятие»,

«учение»)
БытиеОдна из центральных категорий в философии.Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией ( от греческих слов

Слайд 4Сознание и познание
Раздел философии, изучающий процесс и проблемы познания

бытия – ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого gnoos – разум).

Что есть сознание?

Сознание и познание Раздел философии, изучающий процесс и проблемы познания бытия – ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого gnoos –

Слайд 5Исторические вехи понимания сознания
Античность
Сознание – «отпечаток» внешнего мира

Исторические вехи понимания сознанияАнтичность Сознание – «отпечаток» внешнего мира

Слайд 6Исторические вехи понимания сознания
Средневековье
Сознание - это не только знание о

внешнем мире, но прежде всего божественное откровение.

Исторические вехи понимания сознанияСредневековьеСознание - это не только знание о внешнем мире, но прежде всего божественное откровение.

Слайд 7Исторические вехи понимания сознания
Новое время –
идеализация сознания и разума

«Я мыслю


следовательно
я существую»

Исторические вехи понимания сознанияНовое время –идеализация сознания и разума«Я мыслю – следовательно я существую»

Слайд 8Исторические вехи понимания сознания
XIX век – вульгарный материализм
«Мозг выделяет

сознание как желудок желудочный сок»
Форг , Милешот

Исторические вехи понимания сознанияXIX век – вульгарный материализм «Мозг выделяет сознание как желудок желудочный сок»Форг , Милешот

Слайд 9Происхождение психики
Идеалистическая теория.
Психика и материя –

два начала, связанных, но несводимых друг к другу

Материалистическая теория.

Психика есть свойство высокоорганизованной материи, возникшее в результате эволюции

Происхождение психикиИдеалистическая теория.    Психика и материя – два начала,  связанных, но несводимых друг

Слайд 10Физиологическая основа психики – нервная система
Поведение живых существ усложняется с

развитием нервной системы
Развитие нервной системы связано с усложнением ее строения

Физиологическая основа психики – нервная системаПоведение живых существ усложняется с развитием нервной системыРазвитие нервной системы связано с

Слайд 11Физиологическая основа психики – нервная система
Нервная клетка

Физиологическая основа психики – нервная системаНервная клетка

Слайд 12Исторические вехи понимания сознания
ХХ век
Теория отражения «Сознание – высшая

форма отражения действительности»; «…осознанное бытие».

Исторические вехи понимания сознанияХХ век Теория отражения «Сознание – высшая форма отражения действительности»; «…осознанное бытие».

Слайд 13Познание как деятельность
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.
ФОРМЫ

ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ: ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ :


ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
( НА УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)
СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ -- ЯЗЫКОМ

Познание как деятельностьПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ: ОЩУЩЕНИЕ  ВОСПРИЯТИЕ

Слайд 15Что есть сознание?
Сознание – продукт длительной эволюции единство высших психических

функций.
Его возникновению и развитию способствовала совместная

орудийная деятельность людей опосредованная речью
Что есть сознание?Сознание – продукт длительной эволюции единство высших психических функций.Его возникновению и развитию способствовала совместная

Слайд 16Возникновение и развитие сознания
Орудия труда
Трудовая деятельность и общение
Речь

Возникновение и развитие сознанияОрудия трудаТрудовая деятельность и общениеРечь

Слайд 17Психологические характеристики сознания
Самосознание – ощущение себя познающим субъектом
Мысленное представление существующей

и воображаемой действительности
Способность контролировать свои поведенческие и психические состояния

Психологические характеристики сознанияСамосознание – ощущение себя познающим субъектомМысленное представление существующей и воображаемой действительностиСпособность контролировать свои поведенческие и

Слайд 18Психологические характеристики сознания
Наличие интеллектуальных схем
Способность к коммуникации при помощи знаковых

систем

Психологические характеристики сознанияНаличие интеллектуальных схемСпособность к коммуникации при помощи знаковых систем

Слайд 19Направление развития сознания
Общее направление развития сознания – расширение сферы осознаваемого

в себе и мире, умения регулировать, контролировать и управлять процессами

взаимодействия.

Направление развития сознанияОбщее направление развития сознания – расширение сферы осознаваемого в себе и мире, умения регулировать, контролировать

Слайд 20Дуальность (противоречивость) сознания Бессознательное Сознательное
Бессознательное наряду с

сознанием представлено во всех психических процессах и состояниях
Ощущения
Мышление
Эмоции

Дуальность (противоречивость) сознания Бессознательное    Сознательное Бессознательное наряду с сознанием представлено во всех психических процессах

Слайд 21Роль языка в развитии сознания
Язык формирует два пласта сознания –

пласт значений и пласт смыслов, которые составляют коллективное и индивидуальное

сознание

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ

СМЫСЛ

Роль языка в развитии сознанияЯзык формирует два пласта сознания – пласт значений и пласт смыслов, которые составляют

Слайд 22Как связано общественное сознание с индивидуальным?

Как связано общественное сознание с индивидуальным?

Слайд 232 уровня общественного сознания
Обыденно-практический
Несистематизированное,
Жизненно-практическое,
Стихийное.

Теоретический
Рациональное,
системное,
Реализовано в конкретных учениях.

2 уровня общественного сознанияОбыденно-практическийНесистематизированное,Жизненно-практическое,Стихийное.ТеоретическийРациональное,системное,Реализовано в конкретных учениях.

Слайд 24Познание как деятельность
Знания не возникают сами по себе. Они результат

особого процесса — познавательной деятельности людей.

Познание как деятельностьЗнания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса — познавательной деятельности людей.

Слайд 25Основные мыслительные операции
анализ
синтез
сравнение
абстрагирование
обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление


ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и

пополнения

Распространение существенных признаков
на все похожие предметы.

Основные мыслительные операциианализсинтезсравнениеабстрагированиеобобщениеразложение целого на частиобъединение частей в единое целоесопоставление ряда явлений ипредметов длявыявления у нихобщего илиразличийформирование

Слайд 26Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть

единство чувственного и рационального
Большинство
Решающую роль играют ощущения и восприятия
Сенсуализм
(Дж.

Локк)

Решающую роль играют мыслительные операции

Рационализм
(Р. Декарт)

Решающую роль играют опыт, эксперимент

Эмпиризм
(Ф. Бэкон)

Мир познать невозможно

Агностицизм
(И. Кант)

Подходы к решению проблемы познаваемости мираМир познаваем и познание есть единство чувственного и рациональногоБольшинствоРешающую роль играют ощущения

Слайд 27Познание
Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого

является получение нового знания об окружающем мире
Чувственное (сенситивное) П.

– получение информации о мире с помощью органов чувств


Рациональное П. – упорядочивание и анализ информации в виде понятий, суждений или умозаключений через мышление



ПознаниеПознание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об окружающем мире

Слайд 28Рациональное познание – это единство трех составляющих:

Рациональное познание – это единство трех составляющих:

Слайд 29Познаваем ли мир

Познаваем ли мир

Слайд 30Познаваем ли мир
АГНОСТИЦИЗМ-( ОТ ГРЕЧ. НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОСТИЧЬ

ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
КОНВЕНЦИАЛИЗМ- ЗНАНИЯ ЭТО

РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - ПРИЗНАВАЯ СЛОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ НЕ ОТРИЦАЮТ ЕГО.

Познаваем ли мирАГНОСТИЦИЗМ-( ОТ ГРЕЧ. НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.

Слайд 31Проверь себя.
Закончите схему «Фомы познания»

Проверь себя. Закончите схему «Фомы познания»

Слайд 32Парадоксы разума
Алогичность бытия и сторического процесса;
Возможность моделирования мыслительных операций человека,

но не сознания;
Противоречивость «ноосферы» и самого разума;
…?

Парадоксы разумаАлогичность бытия и сторического процесса;Возможность моделирования мыслительных операций человека, но не сознания;Противоречивость «ноосферы» и самого разума;…?

Слайд 33Формы сознания:
Нравственное сознание;
Эстетическое сознание;
Религиозное сознание;
Научное сознание

Формы сознания: Нравственное сознание;Эстетическое сознание;Религиозное сознание;Научное сознание

Слайд 34Формы познания

Научное — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на

отражение закономерностей действительности.
Художественное - отражение существующей реальности через знаки, символы,

художественные образы.
Философское – стремление найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.
Мифологическое - объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев.
Религиозное – объектом познания является Бог.

Формы познанияНаучное — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.Художественное - отражение существующей реальности

Слайд 35Наука – основная форма познания
стремление к объективности
целенаправленность
определенные методы
точность
особый язык
выявление законов

и закономерностей, более глубоких знаний
+ искусство, философия, мораль, религия, повседневный

опыт…
Наука – основная форма познаниястремление к объективностицеленаправленностьопределенные методыточностьособый языквыявление законов и закономерностей, более глубоких знаний+ искусство, философия,

Слайд 36Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика