Слайд 1СОЗНАНИЕ – его происхождение и сущность.
Проблема познаваемости мира
Слайд 2Цель:
Ознакомиться с содержанием понятия СОЗНАНИЕ
Дать представление о формах и
уровнях сознания
Ознакомиться особенностями познавательной деятельности.
Слайд 3Бытие
Одна из центральных категорий в философии.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы
бытия, называется онтологией ( от греческих слов «сущее» и «понятие»,
«учение»)
Слайд 4Сознание и познание
Раздел философии, изучающий процесс и проблемы познания
бытия – ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого gnoos – разум).
Что есть сознание?
Слайд 5Исторические вехи понимания сознания
Античность
Сознание – «отпечаток» внешнего мира
Слайд 6Исторические вехи понимания сознания
Средневековье
Сознание - это не только знание о
внешнем мире, но прежде всего божественное откровение.
Слайд 7Исторические вехи понимания сознания
Новое время –
идеализация сознания и разума
«Я мыслю
–
следовательно
я существую»
Слайд 8Исторические вехи понимания сознания
XIX век – вульгарный материализм
«Мозг выделяет
сознание как желудок желудочный сок»
Форг , Милешот
Слайд 9Происхождение психики
Идеалистическая теория.
Психика и материя –
два начала, связанных, но несводимых друг к другу
Материалистическая теория.
Психика есть свойство высокоорганизованной материи, возникшее в результате эволюции
Слайд 10Физиологическая основа психики – нервная система
Поведение живых существ усложняется с
развитием нервной системы
Развитие нервной системы связано с усложнением ее строения
Слайд 11Физиологическая основа психики – нервная система
Нервная клетка
Слайд 12Исторические вехи понимания сознания
ХХ век
Теория отражения «Сознание – высшая
форма отражения действительности»; «…осознанное бытие».
Слайд 13Познание как деятельность
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.
ФОРМЫ
ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ: ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ :
ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
( НА УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)
СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ -- ЯЗЫКОМ
Слайд 15Что есть сознание?
Сознание – продукт длительной эволюции единство высших психических
функций.
Его возникновению и развитию способствовала совместная
орудийная деятельность людей опосредованная речью
Слайд 16Возникновение и развитие сознания
Орудия труда
Трудовая деятельность и общение
Речь
Слайд 17Психологические характеристики сознания
Самосознание – ощущение себя познающим субъектом
Мысленное представление существующей
и воображаемой действительности
Способность контролировать свои поведенческие и психические состояния
Слайд 18Психологические характеристики сознания
Наличие интеллектуальных схем
Способность к коммуникации при помощи знаковых
систем
Слайд 19Направление развития сознания
Общее направление развития сознания – расширение сферы осознаваемого
в себе и мире, умения регулировать, контролировать и управлять процессами
взаимодействия.
Слайд 20Дуальность (противоречивость) сознания
Бессознательное Сознательное
Бессознательное наряду с
сознанием представлено во всех психических процессах и состояниях
Ощущения
Мышление
Эмоции
Слайд 21Роль языка в развитии сознания
Язык формирует два пласта сознания –
пласт значений и пласт смыслов, которые составляют коллективное и индивидуальное
сознание
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СМЫСЛ
Слайд 22Как связано общественное сознание с индивидуальным?
Слайд 232 уровня общественного сознания
Обыденно-практический
Несистематизированное,
Жизненно-практическое,
Стихийное.
Теоретический
Рациональное,
системное,
Реализовано в конкретных учениях.
Слайд 24Познание как деятельность
Знания не возникают сами по себе. Они результат
особого процесса — познавательной деятельности людей.
Слайд 25Основные мыслительные операции
анализ
синтез
сравнение
абстрагирование
обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление
ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и
пополнения
Распространение существенных признаков
на все похожие предметы.
Слайд 26Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть
единство чувственного и рационального
Большинство
Решающую роль играют ощущения и восприятия
Сенсуализм
(Дж.
Локк)
Решающую роль играют мыслительные операции
Рационализм
(Р. Декарт)
Решающую роль играют опыт, эксперимент
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Мир познать невозможно
Агностицизм
(И. Кант)
Слайд 27Познание
Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого
является получение нового знания об окружающем мире
Чувственное (сенситивное) П.
– получение информации о мире с помощью органов чувств
Рациональное П. – упорядочивание и анализ информации в виде понятий, суждений или умозаключений через мышление
Слайд 28Рациональное познание – это единство трех составляющих:
Слайд 30Познаваем ли мир
АГНОСТИЦИЗМ-( ОТ ГРЕЧ. НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОСТИЧЬ
ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
КОНВЕНЦИАЛИЗМ- ЗНАНИЯ ЭТО
РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - ПРИЗНАВАЯ СЛОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ НЕ ОТРИЦАЮТ ЕГО.
Слайд 31Проверь себя.
Закончите схему «Фомы познания»
Слайд 32Парадоксы разума
Алогичность бытия и сторического процесса;
Возможность моделирования мыслительных операций человека,
но не сознания;
Противоречивость «ноосферы» и самого разума;
…?
Слайд 33Формы сознания:
Нравственное сознание;
Эстетическое сознание;
Религиозное сознание;
Научное сознание
Слайд 34Формы познания
Научное — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на
отражение закономерностей действительности.
Художественное - отражение существующей реальности через знаки, символы,
художественные образы.
Философское – стремление найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.
Мифологическое - объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев.
Религиозное – объектом познания является Бог.
Слайд 35Наука – основная форма познания
стремление к объективности
целенаправленность
определенные методы
точность
особый язык
выявление законов
и закономерностей, более глубоких знаний
+ искусство, философия, мораль, религия, повседневный
опыт…