Слайд 1Специфика и основные проблемы изучения древнерусской литературы
Слайд 2Хронологические границы ДРЛ
Нижняя граница – X или XI ?
Верхняя граница
– XVI, XVII или XVIII век?
Литература XVII века: новые жанры
(сатира, поэзия и др.), новое понимание автора, возникновение литературных направлений (барокко) и др.
Граница между древнерусской и новой литературой?
Слайд 3Хронологические границы ДРЛ
Традиционно: нижняя граница – XI в., т.к.
«Слово о
Законе и Благодати» митрополита Илариона (до 1050 г.),
- первый
дошедший до нас памятник русской литературы
Древнейший летописный свод (1037–1039 г.)
первый летописный свод, составленный в Киеве (оригинальный текст не сохранился, его существование – гипотеза А. А. Шахматова)
Слайд 4Основные особенности древнерусской литературы
1. Рукописный характер бытования – принципиальное отличие
древнерусской литературы от новой.
Рукописный сборник – наиболее популярная форма сохранения
и трансляции древнерусских произведений
Слайд 5АВТОГРАФ – рукопись, принадлежащая руке самого автора.
СПИСОК – переписанное
произведение.
РУКОПИСЬ – написанный от руки текст (цельный или отрывок) одного
произведения или нескольких.
(Д. С. Лихачев. Текстология: на материале русской литературы X-XVII вв. М.; Л., 1962)
Слайд 6ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
– древнейший из дошедших до нас летописных сводов,
повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории.
–
создана в 1110-е (1113 год) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
– дошла до нас в поздних списках (1377 г., XV-XVII вв.).
Слайд 7Списки Повести временных лет
Лаврентьевский список – 1377 г. (РНБ, F.п.IV.2,
1377 г.)
Радзивилловский – XV в. (БАН, 34.5.30);
Московский-Академический – XV в.
(РГБ, собр. МДА, № 236)
Ипатьевский – XV в. (БАН, 16.4.4)
Хлебниковский – XVI в. (РНБ, F.IV.230) и др.
Слайд 8 Радзивилловский (Кёнигсбергский) список Повести временных лет
XV в.
Содержит 618
миниатюр.
Назван по имени виленского воеводы Януша Радзивилла, владевшего рукописью
в XVII в. (в XVIII в. рукопись хранилась
в Кёнигсберге)
Слайд 9В ДРЛ отсутствовало понятие литературной собственности.
Переписчик того или иного памятника
был часто одновременно и его редактором, который нередко приспосабливал текст
к потребностям и вкусам своего времени, своей среды.
Поэтому история ДРЛ – не только история ее памятников, но и история редакций этих памятников.
Слайд 10РЕДАКЦИЯ – переработка памятника, которая была произведена с определенной целью,
будучи вызвана или какими-либо общественными событиями, или чисто литературными интересами
и вкусами книжника
(Д. С. Лихачев. Текстология: на материале русской литературы X-XVII вв. М.; Л., 1962)
Слайд 11Типы редакций:
стилистическая
идеологическая
композиционная
Слайд 12 Стилистическая редакция
«доспел» → «готов»,
«детеск» → «мал»,
«ядь» →
«снедь»,
«двое чади» → «двое детей»,
«комони» → «кони»,
«крьнеть»
→ «купить»
Стилистическая правка составителя Владимирского летописного свода 1212 г. (замена архаизмов на современную лексику)
Слайд 13Идеологическая правка в летописях. Известие за 1332 год
Воскресенская летопись: «возвръже
гнев на Новгород, прося у них сребра Закаменьское, и в
том взя Тръжек и Бежецкий Връх»
Никоновская летопись: то же
Московский летописец: нет этого известия
Новгородская I летопись: «возвръже гнев на Новгород, прося у них сребра Закаменьское, и в том взя Тръжек и Бежецкий Връх за новгородскую измену» (последние слова на выскобленном месте)
Новгородская I летопись младшей редакции: «возвръже гнев на Новгород, прося у них сребра Закаменьское, и в том взя Тръжек и Бежецкий Връх черес крестное целование»
Слайд 14 Композиционная редакция – редакция текста, при которой фрагменты текста
меняются местами или в текст вставляются новые фрагменты и эпизоды.
Слайд 15 Композиционная редакция
«Сказание о князьях Владимирских»
Слайд 16Рукописный характер бытования древнерусских текстов
Древнерусское сочинение может:
сохраниться не полностью
(в виде фрагментов);
«дойти» в нескольких списках;
быть представлено несколькими
редакциями;
иметь помимо основного автора – соавторов / редакторов;
и др.
Слайд 17Основные особенности древнерусской литературы
2. Древнерусская литература – это литература средневекового
типа, опирается на канон, образец (стилистический, жанровый, тематический, сюжетный и
т.п.)
Поэтому главными понятиям для средневековых литератур являются понятия традиции, образца, нормы
Слайд 18«Литературный этикет средневекового писателя слагался из представлений о том:
как
должен был совершаться тот или иной ход событий,
как должно
было вести себя действующее лицо сообразно своему положению,
какими словами должен был описывать автор совершающееся. <...>»
Д. С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы
Слайд 19 Перенесение описаний из одного произведения в другое
Слайд 213. Анонимность и соавторство.
«Оригинальность древнерусского книжника проявляется не в
пренебрежении традицией, не в нарушении ее, но в “надстраивании” над
ее правилами собственных дополнительных принципов упорядочивания, организации текста».
А. М. Ранчин. Своеобразие древнерусской литературы.
URL: https://www.portal-slovo.ru/philology/42393.php
Слайд 22Понятие авторства в современном смысле появляется лишь в XVII в.
Придворные стихотворцы Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин уже считают
себя создателями оригинальных творений, подчеркивая свое литературное мастерство.
Слайд 234. Историзм. Отсутствие вымысла
- древнерусская литература до XVI – XVII вв.
почти не знала вымышленных героев и сюжетов;
- герои – исторические
лица (князья, исторические лица)
Слайд 245. Тесная связь с фольклором
В. П. Адрианова-Перетц:
Две формы сближения
древнерусского исторического повествования с фольклором:
прямое перенесение в литературу фольклорных
сюжетов, без изменения их идейной сущности, или в переработке;
освоение литературой художественного метода народной поэзии, которое определялось совпадением оценок событий и целей создания произведения.
Слайд 256. Публицистичность
«Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению
фактов… Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или
сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики».
В. В. Кусков. История древнерусской литературы
Слайд 26«Молим, княже, тебя и братьев твоих,
не погубите Русской земли.
Ибо если начнете войну между собою, поганые станут радоваться и
возьмут землю нашу, которую собрали ваши деды и отцы ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую»
(Повесть об ослеплении Василька Теребовльского)
Слайд 27Проблемы изучения древнерусской литературы
Слайд 28Проблемы, связанные с источниками
Объем источников
Сохранность источников
Слайд 29Объем источников
Б. В. Сапунов. Книга в России в XI-XIII вв. 1978
примерное количество церквей
и монастырей, действовавших в домонгольской Руси;
примерное количество богослужебных и четьих книг;
предполагаемое число всего
книжного массива той эпохи.
Вывод: сохранилось менее 1 % книг XI-XIII вв.
Слайд 30Сохранность источников
«Слово о погибели Русской земли» (1238-1246)
«О, светло светлая и
прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими
славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Слайд 31 все … покорено было христианскому народу, поганые эти страны
повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду
его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали.
А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира.
А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.
Слайд 32И в те дни,— от великого Ярослава, и до Владимира,
и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя
владимирского,— обрушилась беда на христиан...»
- на этих словах текст обрывается.
Ярослав Всеволодович (1191-1246), великий князь владимирский (1238-1246 гг.), сын Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского.
Слайд 34Повесть временных лет.
«В год 6360 (852), индикта 15, когда
начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об
этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Поэтому с этой поры начнем и числа положим: от Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1082 года, от Авраама до исхода Моисея 430 лет… от первого года Игорева до первого года Святославова 33 года, от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; княжил Ярополк 8 лет, Владимир княжил 37 лет, Ярослав княжил 40 лет. Таким образом от смерти Святославовой до смерти Ярославовой 85 лет, от смерти Ярослава до смерти Святополка 60 лет».
Святополк Изяславич умер в 1113 г.
Слайд 35«Слово о Законе и Благодати»
Автор - первый русский митрополит
Иларион (ум. около 1055 г.)
Идея – право Руси на равенство
среди других христианских народов
Христианство выбрано русскими в результате свободного выбора (заслуга Владимира, а не греков)
Слайд 36Слово о Законе и Благодати
Около 30 списков XV-XVI вв.
Один
список XII-XIII вв. (фрагмент произведения) – содержит
не первоначальную редакцию произведения
Слайд 37Слово о Законе и Благодати
«славный град твой Киев он окружил
величием ... и церковь воздвиг во имя первого Господского праздника
— святого Благовещения»
(→ не раньше 1037 г., т.к. строительство Софии Киевской – 1037-1039 гг. )
«Посмотри же и на благоверную сноху твою Ирину, посмотри на внуков твоих и правнуков: как они живут, как хранимы Господом, как соблюдают правую веру»
(→ не позднее 1050 г., жена Ярослава умерла в 1050 г.)
Слайд 38Проблема атрибуции
Вопрос об авторстве в древнерусской литературе стоит очень остро:
кого называть автором и что называть его произведением, как отграничить
одного автора от другого, автора от редактора, редактора от переписчика
Слайд 39Многие из произведений древнерусской литературы представляют собой коллективные, многослойные произведения,
компиляции или литературные обработки предшествующих произведений
Пример: русские летописи – своды
предшествующего летописного материала
Слайд 40При определении автора могут быть приняты во внимание индивидуальные особенности
стиля.
Пример: атрибуция произведений Ивану Грозному на основании анализа его
литературной манеры:
Риторические вопросы
А я, пес смердящий, кого могу учить, и чему наставлять, и чем просветить? (из Послания в Кирилло-Белозерский монастырь)
Или ты думал, что и в Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем? (из Послания Василию Грязному)
Слайд 412) Пародирование аргументов оппонента, ирония
«Писал ты, что за грехи взяли
тебя в плен; так надо было, Васюшка, без пути средь
крымских улусов не разъезжать, а уж как заехал, не надо было спать, как при охотничьей поездке» (из Послания к Василию Грязному)
3) Обращение к рассудку оппонента («ты бы сам по себе порассудил»)
4) Употребление простонародных, грубых выражений
Слайд 42На основании одного только Первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому
Д. С. Лихачев составил довольно полный список его излюбленных ругательств:
“батожник”, “бедник”, “бес”, “бесовский”, “бесовское злохитрие”, “бешеная собака”, “злобесное умышление”, “злобесовские советники”, “злобесное хотение”, “злобесовский”, “злобесный разум”, “окаянный”, “паче кала смердяй”, “пес”, “пес смердящий”, “прокаженный”, “псово лаяние”, “собака”, “собацкий”, “собацкое умышление”, “собацкое собрание”, “совесть прокаженная” и пр.
Слайд 43Атрибуция на основании данных языка и почерка (редко).
Пример -
отождествление трех авторов на основании нескольких разнородных признаков, выполненное исследователем
И. Денисовым.
Путем сопоставления почерков автографов и сопоставления биографических данных доказал тождество итальянского гуманиста Михаила Триволиса, афонского монаха Максима Триволиса и русского публициста Максима Грека