Слайд 2Основные способы морфемного словообразования
Морфологические
Приставочный
Суффиксальный
Постфиксальный
4. Приставочно-суффиксальный
5. Приставочно-постфиксальный
Суффиксально-постфиксальный
Сложение
Сложно-суффиксальный
Сращение
Аббревиация
Усечение
Неморфологические
Лескико-синтаксический
Морфолого-синтаксический
Лексико-семантический
Приставочный
Способ образования слова путём присоединения приставки
к целому слову; при этом слово всегда относится к одной и той же части речи:
город пригород , лить залить
¬
¬
Слайд 4 Суффиксальный
Слово
образуется при помощи суффикса, который присоединяется к основе производящего слова:
разноголосый
разноголосица
гора горный
Нулевая суффиксация – разновидность суффиксального способа:
синий синь , насыпать насыпь
<
<
o
o
Слайд 5 Постфиксальный
Способ
образования слова путём присоединения постфикса к целому слову:
Какой
какой-то
Что что-нибудь
Слайд 6 Приставочно-суффиксальный
Слово образуется при помощи
одновременного присоединения приставки и суффикса к основе слова:
одеяло
пододеяльник,
море приморский
¬
¬
<
<
Слайд 7 Приставочно-постфиксальный
Слово
образуется при помощи приставки и постфикса:
писать
расписаться, думать задуматься
¬
¬
Суффиксально-постфиксальный
Слово образуется при помощи суффикса и постфикса:
ссора
ссориться, резвый резвиться
<
<
Слайд 9Приставочно-суффиксально-постфиксальный
Слово образуется при помощи приставки, суффикса и постфикса:
луна
прилуниться, щедрый расщедриться
¬
¬
Сложение
Слово образуется в результате объединения двух или более полных основ
при помощи интерфиксов либо без них:
Лес +степь лесостепь
Слайд 11 Сложно-суффиксальный
Слова образуются
путем сложения с одновременным присоединением суффикса:
скоро + варить
скороварка
орден + носить орденоносец
<
<
сокращенных основ (аббревиация)
Слово образуется в результате сложения:
1) нескольких сокращенных
основ:
сельский магазин сельмаг
2)сокращенной основы с целым словом:
детский сад детсад
3)начальных букв или звуков:
ООН, МХАТ, ЦУМ
образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее –
существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем.
Специалист спец.
Заместитель зам.
Слайд 14Лексико-синтаксический
Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или
более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном
составе и без участия соединительных гласных
Быстро растворимый быстрорастворимый
Слайд 15Морфолого-синтаксический
Образование новых слов в результате перехода из одной части речи
в другую.
Гостиная
гостиная
комната
Слайд 16Лексико-семантический
Распадение многозначного слова на омонимы. То есть слово, уже существующее
в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на
два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением.
Кулак (кисть руки, кулак (зажиточный
сжатая для удара) крестьянин)
Слайд 17Основные способы формообразования
Простые способы:
1) при помощи замены окончаний (флексий), например: иду.
идёшь, идут; стол (нулевое окончание), стола, столу. ... столы, столов и т. д.; добрая, доброе, добрый,
добрые;
2) при помощи формообразующих суффиксов, например: писать – писал; умный – умнее;
3) при помощи формообразующих приставок, например: делать – сделать, писать – написать;
4) как дополнительное средство при, формообразовании используются чередования звуков (обычно вместе с другими способами формообразования), например: могу – можешь; друг – друзья;
5) изменением места ударения, например: окнá – óкна, стенá – стéну, подрéзать – подрезáть, насыпать – насыпáть;
6) сменой формообразующих суффиксов, например: решить – решать, лишить – лишать, бросить – бросать.
7) В некоторых случаях в формы слова превратились когда-то разные слова, например: я – меня; человек – люди; хорошо – лучше;плохо – хуже.
Сложные (аналитические)
образуются добавлением служебных слов к словам самостоятельным, например: дом – в доме (предложный падеж), пошёл – пошёл бы (сослагательное наклонение), читать – буду читать (будущее сложное).
Слайд 19Чередования гласных:
о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна,
е / #: день — дня,
е / о: бреду — бродить,
о / а: смотреть — посматривать,
е / о / # / и: соберу —
сбор — собрать — собирать,
о / у / ы: сох — сухой — высыхать.
Чередования согласных:
парный твердый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к']е,
г / ж: нога — ножка,
к / ч: рука — ручка, п / пл: купить — куплю,
х / ш: муха — мушка, д / ж: водить — вожу, в / вл: ловить — ловлю,
т / ч: крутить — кручу, з / ж: возить — вожу, ф / фл: графить — графлю,
с / ш: носить — ношу, б / бл: любить — люблю, м / мл: кормить — кормлю
Чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
а(я) / им: снять — снимать,
а(я) / ин: жать — пожинать,
и / ой: бить — бой,
е / ой: петь — пой.