Слайд 1
Средневековая культура Западной Европы
Слайд 31. Источники формирования средневековой культуры
Античное влияние;
библейское влияние;
варварская этика.
Все это, соединившись,
составило рыцарскую придворную средневековую европейскую культуру.
Слайд 42. Отличия средневековой культуры
Рис. 1. Средневековый фольклор
Слайд 52. Отличия средневековой культуры
Общество Средних веков – сословное общество. Существовала
система трех сословий:
духовенство,
рыцари,
крестьяне, ремесленники.
Слайд 62. Отличия средневековой культуры
У каждого из этих сословий была своя
культура, которая сильно отличалась друг от друга. Развлечения, литература и
музыка, которую слушали представители разных сословий, были различны. Но было нечто их объединявшее. Это церковное искусство (богослужебная музыка, росписи храмов, церковная архитектура).
Слайд 72. Отличия средневековой культуры
Рис. 2. «Библия для неграмотных»
Слайд 83. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян
Клирики создавали тексты –
жития святых или хроники (погодные повествования о различных событиях), всевозможные
проповеди и прочие духовные тексты (Рис. 3).
Слайд 93. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян
Культура аристократии представлена любовными стихами
трубадуров (Рис. 4), рыцарскими поэмами о героях круглого стола.
Рис. 4.
Средневековый трубадур
Слайд 103. Культура клириков, аристократии, горожан и крестьян
Культура горожан представлена в виде фаблио и шванков
(Рис. 5).
Рис. 5. Фаблио
и шванки
Крестьянская культура – всевозможные песни,
легенды, сказки и прочие устные фольклорные жанры.
Слайд 114. Герои средневековой культуры
Известным до сих пор героем является Роланд (Рис. 6)
– рыцарь, который погибает в борьбе с мусульманами. Например, король
Англии Ричард Львиное Сердце (Рис. 7), Известным героем того времени можно считать и Робин Гуда (Рис. 8) – бесстрашный разбойник, защитник бедных и угнетенных.
Слайд 124. Герои средневековой культуры
Рис. 8. Робин Гуд (кадр из х/ф
«Робин Гуд», 2010)
Рис. 6. «Песнь о Роланде»
Рис. 7.
Ричард Львиное
Сердце – король Англии
Слайд 134. Герои средневековой культуры
Рис. 9. Герой произведения Уильяма Шекспира –
Гамлет
Слайд 145. Авторы средневековой литературы
Можно назвать такие известные имена средневековых мастеров,
как живописец Джотто (Рис. 10), поэт Данте Алигьери, автор знаменитой «Божественной комедии» (Рис.
11).
Рис. 10. Живописец Джотто
ди Бондоне
Рис. 11. Портрет Данте
Алигьери
Слайд 16Университеты в Западной Европе
Вопросы для обсуждения:
1) Как в наши дни
чаще всего объясняют значение слова «университет»? Можно ли это объяснение
применить и к средневековым университетам?
Слайд 17Университеты в Западной Европе
2) Почему наличие университета считалось большой честью
для города и было к тому же ему выгодно (ведь
порой приходилось терпеть буйство студентов)?
Слайд 18Университеты в Западной Европе
3) Опишите последовательно, какие предметы изучал студент
Парижского университета, хотевший стать доктором богословия.
Слайд 19Университеты в Западной Европе
4) Почему о книгах, которые средневековые студенты
изучали в ходе обучения, в документах того времени говорилось, что
они «прослушаны», а не «прочтены»?
Слайд 20Университеты в Западной Европе
5). Почему путь средневекового студента был сложным
и длительным? Как, по вашему мнению, это влияло на отношение
к науке в средневековом мире?
Слайд 21Университеты в Западной Европе
6) Почему средневековые студенты очень часто, терпя
неимоверные лишения и подвергаясь бесчисленным опасностям, путешествовали по дорогам Европы
из одного университета в другой, тогда как в современных университетах преподаватели не очень хорошо относятся к студентам, которые то и дело «переводятся» из одного вуза в другой?
Слайд 22Галерея изображений «Книжное искусство»
1) Вход Господень в Иерусалим. Книга перикоп
из монастыря Санкт Эрентруд в Зальцбурге. Около 1140 г. Мюнхен, Баварская государственная библиотека.
Слайд 23Галерея изображений «Книжное искусство»
2) История Давида. Винчестерская Библия. Около 1150-1180 гг. Библиотека
Пирпонта Моргана, Нью-Йорк.
Слайд 24Галерея изображений «Книжное искусство»
3) Апрель. Псалтирь. Около 1180 г. Франция.
Слайд 25Галерея изображений «Книжное искусство»
4) Леопард. Бестиарий. XIII век. Северная Франция.
Слайд 26Галерея изображений «Книжное искусство»
5) Месяц январь. Фрагмент. «Роскошный Часослов герцога
Жана Беррийского». 1412-1416 гг. Нидерланды. Лимбурги, братья (Поль, Эрманн и Жеаннекен).
Слайд 27Галерея изображений «Книжное искусство»
Вопросы и задания к галерее изображений:
1) По
словам известного исследователя средневековой культуры А.Я. Гуревича, «средневековые мастера не различали четко
мир земной и мир сверхчувственный, – оба изображаются с равной степенью отчетливости, в живом взаимодействии... в пределах одной фрески или миниатюры. Все это в высшей степени далеко от реализма в нашем понимании». Чем, по Вашему мнению, объясняется данная особенность средневекового изобразительного искусства? Приведите соответствующие примеры среди увиденных Вами изображений.
Слайд 28Галерея изображений «Книжное искусство»
1). Чем, по Вашему мнению, объясняется данная
особенность средневекового изобразительного искусства?
Слайд 29Галерея изображений «Книжное искусство»
1). Приведите соответствующие примеры среди увиденных Вами
изображений.
Слайд 30Галерея изображений «Книжное искусство»
2) Сравните изображения, относящиеся к раннему Средневековью
и позднему Средневековью (например, из «Истории Давида» и из «Роскошного
часослова герцога Жана Беррийского»). В чем различие между ними? О чем это свидетельствует?
Слайд 31Галерея изображений «Книжное искусство»
Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского». 1412-1416 гг.
История
Давида.
Винчестерская
Библия. Около 1150-1180 гг.
VS
Слайд 32Галерея изображений «Книжное искусство»
3) Какое впечатление произвели на Вас эти
изображения? Как Вы думаете, что должен был чувствовать, глядя на
них, средневековый человек?
Слайд 33Галерея изображений «Книжное искусство»
4) Предположите, кем могли быть люди, которые
читали книги, содержащие эти изображения.
Слайд 34Аудиофрагмент: Лютня
Лютня
Герард Терборх.
Женщина играет на лютне.
Слайд 35Аудиофрагмент: Лютня
Вопросы для обсуждения:
В какой обстановке могла исполняться такая музыка?
На людей какого круга она рассчитана?
Слайд 36Аудиофрагмент: Лютня
Вопросы для обсуждения:
2) Какое настроение выражено в мелодии? Можно
ли определить, является ли эта музыка светской или церковной?
Слайд 37Итоги урока
Средневековая культура была весьма своеобразной. Эта культура была сословной,
но объединяла всех церковь. Герои средневековой культуры были цельными и
простыми. Они не выражали свою индивидуальность, а славили Бога и показывали ту картину мира, которая была общей для всех.
Слайд 38Подводим итоги
Назовите источники формирования средневековой культуры?
Античное влияние, библейское влияние, варварская
этика.
?
Слайд 39Подводим итоги
По какому признаку можно разделить всю
средневековую культуру?
Сословному: духовенство,
рыцари, крестьяне и ремесленники.
?
Слайд 40Подводим итоги
Каких героев средневековой культуры вы знаете?
Роланд, Ричард Львиное
Сердце,
Робин Гуд,
и др.
?
Слайд 41Подводим итоги
Почему большинство средневековых произведений искусства написаны анонимно? Каких известных
авторов Средневековья вы можете назвать?
В Средневековье практически не использовалось понятие
«автор». Анонимные художники, поэты и скульпторы обращались к зрителям через свои произведения, почти никак не обнаруживая себя. Например, художник Джотто, поэт Данте Алигьери.
?
Слайд 42Домашнее задание
Выполнить презентацию (5-7 слайдов) на тему: «Выдающиеся представители духовной
культуры Средневековья».
Выполнить презентацию (5-7 слайдов) на тему: «Выдающиеся представители светской
культуры Средневековья».