Слайд 1СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Барба Дарья, 2ПСО-12
Слайд 2Характерные физиологические особенности интеллектуальной деятельности:
- сильное возбуждение головного мозга и вегетативной нервной системы ;
- малое участие мышечной системы;
- основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, обеспечивающую протекание психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоции.
Слайд 3Учебный процесс студентов
это умственный труд, к которому принято
относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие
преимущественно напряжения сенсорного аппарата, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы
Слайд 4Отрицательное воздействие на организм пребывания в "сидячей позе", характерной для
умственного труда
-кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца;
-уменьшается
объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе и мозга
-ухудшается венозное кровообращение
- когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется, нарушается деятельность циркуляторного аппарата кровообращения
Слайд 5Факторы, влияющие на работоспособность студента в процессе учебной деятельности
1)физиологического характера - состояние здоровья студента, его сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной
и других систем;
2) физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
3) психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.;
4) социального характера - условия мест занятий, проживания, питания и др.
Слайд 6 Периоды динамики
работоспособности
Первый период - период врабатывания. В течение этого периода наблюдается
некоторое рассогласование между учебными требованиями и функциональным состоянием организма студента. Чем рассогласование больше, тем длительнее период врабатывания.
Слайд 7Второй период - оптимальной (устойчивой) работоспособности - характеризуется полной мобилизацией (физиологической,
психической, организационной) организма на выполнение учебной деятельности. Этот период в
норме должен быть самым длительным.
Слайд 8Третий период - полной компенсации - характеризуется появлением начальных признаков утомления,
которые компенсируются волевыми усилиями или положительной мотивацией к выполнению учебных
заданий.
Слайд 9Четвертый период - неустойчивой компенсации - характеризуется нарастанием утомления; волевые усилия
уже не могут обеспечить поддержание работоспособности. Требуется отдых и восстановление.
Слайд 10Утомление - это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической
работой. Состояние утомления усиливается во время работы и уменьшается в
процессе отдыха (активного, пассивного и сна).
Слайд 11стереотипность изменения работоспособности
«утренний» тип («жаворонки») - наиболее работоспособны с 9
до 14 ч.
«вечерний» тип («совы») - наиболее работоспособны с
18 до 24 ч.
«аритмики», они занимают промежуточное положение между "жаворонками" и "совами", но все же они ближе к "жаворонкам".
Слайд 12ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ НАСТУПЛЕНИЮ УТОМЛЕНИЯ
-факторы внешней среды (температура, влажность, газовый
состав, барометрическое давление и др.);
- факторы, связанные с нарушением режимов
труда и отдыха;
- факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов;
- социальные факторы, мотивация и др.
Слайд 13Средства физической культуры в обеспечении работоспособности студента
физкультминутки (выполняется в течение 1-2 мин и состоит из 2-3 упражнений, которые подбираются специально для тех групп мышц, в которых ощущается усталость. Первое упражнение обычно заключается в распрямлении спины, отведении спины назад. Следующие упражнения - наклоны, повороты, маховые движения.
Физкультпауза применяется при более сильном утомлении. Выполняются обычно 5-7 упражнений, которые могут вызвать эффект восстановления работоспособности в результате смены вида деятельности.
Слайд 15Примерное содержание комплекса физкультпаузы
первое упражнение - потягивание;
второе упражнение -
для мышц туловища, рук, ног;
третье упражнение - то же,
но динамично;
четвертое упражнение - приседание, прыжки;
пятое упражнение - маховые движения;
шестое упражнение - на расслабление мышц рук;
седьмое упражнение - на внимание.