Классификация физических упражнений
3. Понятие о технике физических упражнений и её
характеристики4. Общая характеристика методов физического воспитания
э
т
о
некоторая реальная сила, необходимая для достижения поставленной цели
(А.М. Максименко, 2005).
э
т
о
такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям
(Л.П. Матвеев, 1991,
Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов, 2002).
Воздействуют не только на морфофункциональные свойства человека, но и на личность
по структуре двигательных действий
по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп
по особенностям режима работы мышц
по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности
по интенсивности работы
по воздействию на системы и функции организма
общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные и другие
упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости
акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и др.
циклические, ациклические и смешанные
упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы
динамические, статические и комбинированные
аэробные, анаэробные и смешанные
упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности
упражнения на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного и
опорно-двигательного аппарата
Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).
поточный
метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим)
посменный
метод
(посменное выполнение упражнений по несколько человек)
групповой метод
(применяется при большом количестве учащихся в основной части урока: учащиеся делятся на группы, каждая из них выполняет свое определенное задание; по сигналу- смена мест занятий)
индивидуальный метод
(каждый ученик получает свое «индивидуальное задание» и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль за выполнением )
круговой метод
(выполнение разных по направленности упражнений на «станциях», расположенных по кругу)
Слово используется в целях управления деятельностью занимающихся (команды, распоряжения)
Слово используется как средство анализа и оценки действий занимающихся (разбор, замечания)
Строго регламентированного упражнения
Методы обучения движениям
Методы развития физических качеств
целостно-конструктивного упражнения
расчлененно-конструктивного упражнения
сопряженного воздействия
равномерный
переменный
повторный
интервальный
круговой тренировки
игровой
соревновательный
Достоинства метода:
применяется на начальных этапах обучения.
предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) как отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием последующим соединением в единое целое.
Недостатки метода:
изолированно разучиваемые элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
Достоинства метода:
применяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий, улучшения их качественной основы, т.е. результативности.
техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий
Недостатки метода:
применяется только на этапе совершенствования обучения двигательному действию.
переменный
повторный
интервальный
круговой
Методические особенности игрового метода:
• позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера;
• способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений им пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;
• обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей до возможного предела;
• затрудняет дозирование нагрузок;
• создает особенно эффективные условия для развития координационных способностей;
• позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.
Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека, что позволяет:
• стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
• выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
• обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
• содействовать воспитанию волевых качеств.
Отличительными чертами соревновательного метода являются:
• сопоставление сил в условиях соперничества;
• формирование межличностных и межгрупповых отношений;
• яркий эмоциональный и физиологический фон;
• высокая психическая напряженность;
• единые правила состязаний;
• ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки;
• наличие игровых элементов;
• ограниченные возможности руководства деятельностью занимающихся.
Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью (например, сохраняя неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений).
Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возможность о применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс и др.).
С помощью этого метода решаются следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повышение экономичности движений, воспитание волевых качеств.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д.
Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны:
развитие скоростных способностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей,
расширение диапазона двигательного навыка,
приобретение определенных тактических умений, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание волевых качеств.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через паузы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.
Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.
Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.
Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160—180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение частоты сердечных сокращений, потребление кислорода в течение первых 30 секунд увеличивается и достигает своего максимума.
Тренирующее воздействие происходит не только в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией», в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений. Данный метод используется для развития всех физических качеств.
Тренингово-игровые:
обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях
Рефлексивные:
основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности
Непосредственное наблюдение
Аппаратурное наблюдение
Обследование-измерение
Тестирование
эксперименты конкретно – социологического типа
естественно – научные эксперименты
аналитический эксперимент
естественный эксперимент
статистические и другие методы первичной обработки материала
статистические
графические
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть