Слайд 1
Средства и способы
связи предложений
в тексте
Смысловая и грамматическая связность частей текста
достигается при помощи различных средств связи.
Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
I. К лексическим средствам связи относятся:
Слайд 4 II.К морфологическим средствам связи относятся:
Слайд 6 III. К синтаксическим средствам связи предложений
относятся:
Слайд 7 В тексте также могут использоваться семантические
и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а
духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов).
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.
Слайд 8 Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие
мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое
предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Наконец мы увидели море Н. Оно Д было огромным и очень спокойным Н. Но это спокойствие Д было обманчивым.
Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
Слайд 9 При параллельной связи предложения не связываются между
собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных,
т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
Леса оздоровляют землю. ОниД не только исполинские лаборатории, дающие кислород. ОниД поглощают пыль и ядовитые газы. ИхД справедливо называют «легкими земли».
Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).
Слайд 10
1. Укажите средство связи между
предложениями 1 и 2.
(1) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать
подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. (2) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
А) союз
Б) антоним
В) лексический повтор
Г) местоимение
Лексический повтор
2.Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
1)Лёшка звал Мальчика, но жеребёнка заметно сносило влево. (2)Он старался прибиться к берегу, но его уносило всё дальше и дальше, туда, где берег исчезал в болотистой пойме, заросшей камышами.
А) союз
Б) синоним
В) лексический повтор
Г) личное местоимение
Личное местоимение
Слайд 11 3. Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1) Такие поэты,
как Ахматова, — явление уникальное. (2) Они приходят в мир с уже сложившейся
дикцией и неповторимым строем души.
А) союз
Б) синоним
В) лексический повтор
Г) личное местоимение
Личное местоимение
4. Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1) Так надолго оказался в тени первый роман Булгакова «Белая гвардия». (2) Написанный сразу по следам событий, роман несет нам жесткую правду о времени.
А) союз
Б) описательный оборот
В) лексический повтор
Г) антоним
Лексический повтор
Слайд 12
5. Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1) Мир
дарит человеку счастье, любовь, жизнь. (2) Война отнимает у нас все:
и прошлое, и настоящее, и будущее.
А) союз
Б) антоним
В) синоним
Г) местоимение
антоним
6. Укажите средство связи между предложениями 1 и 2.
(1) Обломов все время проводит в мечтах, любовно вырабатывая план своей утопии. (2) Однако «обломку дряхлеющих родов» не суждено благие порывы воплотить в свершенья.
А) вводное слово
Б) описательный оборот
В) лексический повтор
Г) синоним
Описательный оборот
Слайд 13 7.Прочитайте текст. Выполните задание к нему.
Слайд 14 Какое предложение связано с предыдущим с
помощью:
A) союза
Б) лексического повтора
В) наречия (времени или места)
Г) местоимения (личного или указательного)
Д) парцелляции
Е) синтаксического параллелизма
1-2-3-союза;
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 -лексического повтора;
9-10- местоимения;
5-6;10-11- синтаксического параллелизма.
Слайд 158. Прочитайте текст. Выполните задания.
(1)Прошло 65 лет с окончания Второй
мировой войны...
(2)Хотя прошло столько лет, психологи утверждают, что человеческая память
больше и дольше хранит в своих кладовых информацию, связанную с положительными сторонами жизни. (3)Может быть, это потому, что человек все же рожден для счастья, дружбы и любви, для чего и необходимо ему хранить добрые чувства к окружающему миру и отбрасывать все то, что провоцирует в нем озлобленность и ожесточенность.
(4)Уходят все дальше военные годы, совсем поредели ряды тех, кто был участником войны, а во внешней атрибутике повседневной жизни постепенно исчезает все то, что напоминает о ней. (5)Однако в целом жизнь Земли нельзя назвать мирной, потому что там и здесь постоянно возникают разной продолжительности и размеров конфликты, локальные войны, в которых льется кровь и гибнут люди. (6)Но, к счастью, глобального, по масштабам подобного той войне не было за эти 65 лет, и потому подрастает новое поколение, которое сюжеты прошедшей войны могут волноать не более, чем боевик-«ужастик». (По Л. Матрос) *
Слайд 16
*Лариса Григорьевна Матрос — юрист по
профессии,
доктор философии, писатель, литературный критик.
Задания.
Среди предложений 1-4 найдите такое,
которое соединяется с предыдущим при помощи вводного слова и указательного местоимения. Укажите номер этого предложения.
Среди предложений 2-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Укажите номер этого предложения.
Среди предложений 3-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза. Укажите номер этого предложения.
Среди предложений 4-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и вводного слова. Укажите номер этого предложения.
Слайд 17ПРОВЕРИМ.
(1)Прошло 65 лет с окончания Второй мировой войны...
(2)Хотя прошло столько
лет, психологи утверждают, что человеческая память больше и дольше хранит
в своих кладовых информацию, связанную с положительными сторонами жизни. (3)Может быть, это потому, что человек все же рожден для счастья, дружбы и любви, для чего и необходимо ему хранить добрые чувства к окружающему миру и отбрасывать все то, что провоцирует в нем озлобленность и ожесточенность.
(4)Уходят все дальше военные годы, совсем поредели ряды тех, кто был участником войны, а во внешней атрибутике повседневной жизни постепенно исчезает все то, что напоминает о ней. (5)Однако в целом жизнь Земли нельзя назвать мирной, потому что там и здесь постоянно возникают разной продолжительности и размеров конфликты, локальные войны, в которых льется кровь и гибнут люди. (6)Но, к счастью, глобального, по масштабам подобного той войне не было за эти 65 лет, и потому подрастает новое поколение, которое сюжеты прошедшей войны могут волноать не более, чем боевик-«ужастик». (По Л. Матрос)
Слайд 18 9. Прочитайте текст. Выполните задания.
(1)Приходилось
ли вам ходить рыбачьими тропками?
(2)Это самые длинные из всех тропок.
(3)Обыкновенные лесные и полевые дорожки торопятся поскорее привести путника куда ему надо. (4)Но если ступишь на рыбачью тропу, не скоро доберёшься до дому: куда река течёт, туда и тропа вьётся. (5)Вот поэтому тропой-береговушкой часа два ходить будешь. (6)То выбежит она на весёлую ромашковую поляну, то ужом проползёт под корнями, свисающими с крутого обрыва, подмытого половодьем, то затеряется в прибрежном песке, усыпанном ракушками. (По Е. Носову)*
Слайд 19*Евгений Иванович Носов (р. 1925) - автор рассказов для младших
школьников «Где просыпается солнце», «В чистом поле», книги рассказов для
старших школьников «Красное вино победы».
Задания
1.Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и формы слова. Укажите номер этого предложения.
2.Среди предложений 1-3 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи синонима. Укажите номер этого предложения.
3.Среди предложений 2-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы, наречия и формы слова. Укажите номер этого предложения.
4.Среди предложений 4-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Укажите номер этого предложения.