Слайд 1Средства обучения и воспитания учащихся с нарушением слуха
Носань. И.
С.
С(Д)О-16
Слайд 3Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются
у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с
помощью их изображений.
Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта;
Наглядные средства, применяемые при обучении глухих детей делятся на три группы:
средства предметно-образной наглядности натуральные предметы, их плоскостные, объемные изображения,
средства знаковой наглядности схемы, опорные сигналы, чертежи, графики, таблицы, карты, опорные конспекты,
средства динамической наглядности ТОО в комбинации с 1-ой и 2-ой группами; кинофильмы.
Виды наглядных средств обучения детей
с нарушением слуха
Слайд 41-ая группа средств наглядности компенсирует обедненность чувственного восприятия глухих детей.
Она обеспечивает формирование четких образов предметов и явлений, а также
закрепление и актуализацию образов, сложившихся в прошлом опыте глухих детей
При использовании 2-й группы средств наглядности период и преобразование наглядного мышления в конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное облегчается.
Использование 3-й группы средств наглядности позволяет глухим детям увидеть предмет в действии, в процессе и развитии.
Слайд 5Технические средства обучения детей
с нарушением слуха
Технические средства обучения (ТСО)
- средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и
аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация.
К ТСО относятся носители учебной информации, а также технические устройства для предъявления этой информации.
Носителями учебной информации ТСО являются кино- и видеофильмы, диапозитивы (слайды), звукозаписи, телевизионные учебные программы, компьютерные учебные программы, компьютерные учебные программы - ППС, тренажерные программы.
Слайд 6К техническим средствам обучения относится различная проекционная звуковоспроизводящая аппаратура:
кинопроекторы,
видеомагнитофоны, диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), магнитофоны;
тренажеры;
технические средства контроля;
устройства
для программированного обучения, персональные компьютеры со всеми их дополнительными устройствами и др.
Слайд 8Специфические средства обучения и
воспитания учащихся с нарушением слуха
Классификация сурдотехнических
средств
1. Звукоусиливающая аппаратура (ЗУА) - технические средства, предназначенные для усиления
звука. Применяются для слабослышащих и глухих, имеющих остатки слуха. Различают следующие типы ЗУА:
Портативный слуховой аппарат.
Слайд 9
Стационарный слуховой аппарат индивидуального пользования, предназначенный для слуховой работы с
одним учеником. Состоит из усилителя, одного или двух микрофонов и
головных телефонов. Усилитель снабжается регуляторами усиления и тембра.
Слайд 10ЗУА коллективного пользования - микрофонный класс, предназначенный для оборудования слуховых
кабинетов и учебных классов. Каждое место ученика снабжается микрофоном, головными
телефонами и регуляторами усиления. Усилитель - общий, а необходимая коммутация сосредоточена у педагога.
Слайд 11Индукционная петля. Способ основан на передаче электромагнитных колебаний, прием которых
осуществляется спец. портативными слуховыми аппаратами. В качестве передатчика используется обычный
усилитель, нагруженный на излучатель в виде проволочной петли, проложенной по периметру помещения.
Слайд 12Громкоговорящая усиливающая аппаратура. В этом случае помещение оборудуется громкоговорителями по
системе, принятой при звукоусилении залов заседаний, концертных залов и пр.
Опасность возникновения акустической обратной связи не позволяет в подобной системе получить значительное усиление.
Слайд 13Слуховые аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления,
- электроакустическое устройство, носимое человеком и предназначенное для компенсации ослабленного
слуха. Его основное назначение - преобразование сигнала, создаваемого источником звуковой информации, таким образом, чтобы этот сигнал смог быть воспринят слабослышащим человеком с достаточно высокой степенью слухового ощущения.
Слайд 14Слуховой аппарат программируемый - устройство, предназначенное для компенсации ограничений жизнедеятельности
человека, связанное с нарушением слуха; устройство любого типа, программируемая электронная
настройка оперативных параметров которого обеспечивается устройством интерфейса и устройством управления
Слайд 15Существующие виды слуховых аппаратов:
аналоговые слуховые аппараты - заушные сверхмощные различных
модификаций; заушные мощные различных модификаций; заушные средней и слабой мощности
различных модификаций; внутриушные средней и слабой мощности различных модификаций; карманные сверхмощные различных модификаций; карманные мощные различных модификаций;
цифровые слуховые аппараты - заушные сверхмощные различных модификаций; заушные мощные различных модификаций; заушные средней и слабой мощности различных модификаций.
Мероприятия по слухопротезированию проводят после предварительного определения характера и степени тугоухости с применением современных методик и обоснованной интерпретацией аудиометрических данных. Слуховой аппарат подбирается индивидуально, не только с учетом потери слуха по частотам, но и по уровню дискомфорта. Квалифицированное слухопротезирование больного включает не только организацию мероприятий по правильному подбору слухового аппарата, но и слухоречевую коррекционную работу, мероприятия по закреплению приобретенных слухоречевых навыков, постоянный контроль за состоянием слуха.
Слуховые аппараты различных модификаций выдаются инвалидам по слуху для восстановления способности к общению при наличии следующих показаний: заболевания, последствия травм органа слуха, приведшие к снижению слуха (нарушение слуховых функций III, IV степени).
Слайд 162. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
К сигнализаторам звука относятся устройства
различного типа и вида:
сигнализирующие устройства, предназначенные для подключения к телефону
(факсу), дверному звонку, будильнику для дублирования звукового сигнала световым;
сигнализирующие устройства, предназначенные для подключения к будильнику для дублирования звукового сигнала вибрационным;- индикатор телефонного вызова (телефонный сигнализатор) с возможностью подключения комнатного светильника; световой сигнализатор детского плача со встроенным передатчиком; световой сигнализатор дверного звонка; будильник со световой, вибрационной индикацией; детектор дыма со световой индикацией.
Слайд 17Сигнализаторы звука световые и вибрационные выдаются инвалидам по слуху с
ограничением способности к общению, ориентации при наличии заболеваний, последствий травм
органа слуха, приведших к снижению слуха (нарушение слуховых функций III, IV степени).
Слайд 183. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, носители
видеоинформации с субтитрами - выдаются инвалидам с нарушением слуховых функций
IV степени при отсутствии слухового аппарата или невозможности слухопротезирования.
Слайд 194. Телефонное устройство с текстовым выходом - выдается инвалидам для восстановления
способности к общению, ориентации при наличии заболеваний, последствий травм органа
слуха, приведших к нарушению слуховых функций IV степени.
Слайд 205. Голосообразующие аппараты.
Голосообразующий аппарат (различных модификаций); переговорное устройство внутреннее (различных модификаций)
для лиц с нарушением функции голосообразования; устройство синтезированной речи (различных
модификаций) выдаются при заболеваниях, врожденных аномалиях, последствиях травм органов речи для восстановления функции голосообразования
Слайд 216. Различные аппараты для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры и
пр.).
Аудиометрия (синоним акуметрия) - исследование остроты слуха
Слайд 22Организация образовательной среды
для детей с нарушением слуха
Для организации
образовательного процесса создаются специальные условия, которые отвечают особым требованиям детей
при обучении, организация педагогической, психологической, медицинской помощи, использование ТСО , которые соответствуют возможностям школы, использование дидактических пособий и игр, адаптированных для детей с нарушением слуха.
Адекватная интеграция детей в группы и классы по их психофизиологическому уровню развития.
Формирование кадрового обеспечения: сурдопедагогов, дефектологов.
Каждый урок должен иметь социализирующую направленность
Слайд 23Использование технических средств обучения (ТСО), в том числе компьютерных технологий
в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции
недостатков развития глухих детей и обеспечивает решение ряда задач:
Повышение качества знаний учащихся. Использование ТСО позволяет познакомить глухих учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, развитии, показать отдельные фазы этого развития, выделить в сложном те или иные элементы, раскрыть их диалектические связи и закономерности. В результате создаются условия для обучения глухих учащихся умению анализировать, сравнивать и обобщать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать; расширяются возможности для формирования научных понятий.
Увеличение плотности уроков, рациональное использование учебного времени, повышение продуктивности труда учителя и учащихся.
Слайд 24Обеспечение наглядности обучения. В результате применения ТСО создаются условия для
более полного учета психофизиологических особенностей глухих учащихся, возможностей их познавательной
деятельности. Характерными дидактическими особенностями ТСО, применяемых в школе, являются выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность. Это способствует лучшему восприятию и усвоению материала.
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации учения глухих школьников. При просмотре экранных пособий сурдопедагог может ставить перед учащимися проблемные вопросы и задания (например, на сопоставление, поиск недостающей информации, обобщение, систематизацию), активизируя тем самым познавательную деятельность и интерес к приобретению знаний.
Слайд 25Литература
Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями
слуха». М: 2001.
Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология
органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.:2001 10
Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. - М.: Знание, 1984
Потапова О.М. Лекции по истории сурдопедагогики.
Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2004
Цукерман И. В., Беседы о глухоте и технике, помогающей глухим, Л., 1973;