Слайд 1 Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление
требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, там и
рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда.
Слайд 2
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или
иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований,
норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Слайд 3
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия
продукта(услуги), процессов их функциональному назначению, устранению функциональных технологических барьеров в
международном товарообмене, содействие научно-техническому процессу и сотрудничеству в различных областях.
Слайд 4
Объект стандартизации
Область стандартизации
Объектом стандартизации обычно называют продукцию, процесс, услугу, для
которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и
т.п.
Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих(характеристик).
Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.
Слайд 6Международные организации, разрабатывающие стандарты.
Международная организация по стандартизации создана в 1946
г. 25 национальными организациями по стандартизации.
ISO/ИСО
Слайд 7Международная электротехническая комиссия(МЭК).
МЭК создана на международной конференции, в работе
которой участвовали 13 стран.
Датой начала международного сотрудничества по электротехнике
считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству.
Слайд 8Объединенный технический комитет(JTC1).
В 1987 г. ИСО и МЭК объединили свою
деятельность в области стандартизации информационных технологий, создав единый орган JTC1(Joint
Technical Committee 1), предназначенный для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области ИТ и их расширений для конкретных сфер деятельности. JTC1 имеет 17 подкомиссий, чья работа покрывает все от техники программного обеспечения до языков программирования, компьютерной графики и обработки изображения, соединения оборудования, методов защиты и т.д. Работа над стандартами ИТ в JTC1 тематически распределена по подкомитетам.
Слайд 9Подкомитеты и группы JTC1, связанные с разработкой стандартов ИТ, относящихся
к окружению открытых систем.
С2 – символьные наборы и кодирование
информации
SC6 – телекоммуникация и информационный обмен между системами
SC7 – разработка программного обеспечения и системная документация
SC18 – текстовые и офисные системы
SC21 – открытая распределенная обработка, управление данными и взаимосвязь открытых систем
SC22 – языки программирования, их окружение и интерфейсы системного программного обеспечения
SC24 – компьютерная графика
SC27 – общие методы безопасности для ИТ- приложений
SCFS – специальная группа по функциональным стандартам.
Слайд 10Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.
В процессе стандартизации вырабатываются
нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в
виде нормативного документа.
Разновидности нормативных документов, рекомендуемых руководством ИСО(МЭК, а также принятых в государственной системе стандартизации РФ)
Слайд 12Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным
органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила и характеристики, касающиеся различных видов деятельности и их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта.
Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.
Свод правил может быть самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа, оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий.
Стандарты и свод правил являются рекомендательными документами.
Регламент – документ, в котором содержаться обязательные правовые нормы.
Слайд 13Стандарты в области ПО.
Стандартизация – принятие соглашения по спецификации,
производству и использованию аппаратных и программных средств вычислительной техники. Необходимость
стандартизации разработки ПО наиболее удачно описана во введении в стандарт ISO/IEC 12207: «Программное обеспечение является неотъемлемой частью информационных технологий и традиционных систем, таких как транспортные, военные, медицинские и финансовые. Имеется множество разнообразных стандартов, процедур, методов, инструментальных средств и типов операционной среды для разработки и управления программным обеспечением. Это разнообразие создает трудности при проектировании и управлении программным обеспечением, особенно при объединении программных продуктов и сервисных программ. Стратегия разработки программного обеспечения требует перехода от этого множества к общему порядку, который позволяет специалистам, практикующимся в программном обеспечении «говорить на одном языке» при разработке и управлении программным обеспечением.