Слайд 1Становление характерные и основные философские школы в Древнем Китае и
Древней Индии.
Подготовили: Калдина Ирина и Нестерова Алла, студентки группы Юб-21
Слайд 3 Китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике
Основной интерес древних
китайских философов – поведение человека и его внутренний мир
В
китайской философии подробно разработаны идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм)
Слайд 4Таблица
«Периоды развития
китайской философии»
Слайд 5Философские школы Древнего Китая
Основные
Натурфилософская школа
Даосизм
Конфуцианство
Моизм
Школа имён (школа
логиков)
Школа закона (легизм)
Менее значительные
Школа эклектиков
Школа дипломатов
Школа аграрников
Школа литераторов
Слайд 7 Все школы и течения китайской философии имеют единое
происхождение. Их общий корень – культура Дао. Различия между школами
заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующей реставрации Дао. Дао- это живой символ и живая органическая культура. Согласно древним философам, Дао рождается в космической пустоте (сюй). Дао находится в космическом танце, определяемом ритмами инь-янь и все происходящее в мире опеределяется космическим танцем Дао.
Инь- мужское, светлое и активное начало. Он управляет небом. Янь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей.
Слайд 8КОНФУЦИАНСТВО , название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной
и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и
5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция. Основа основ — уважение старших. В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом. Важность знаний. Самоограничение
Слайд 9 В основе морально-этического оформления конфуцианского учения лежат идеи культуры,
то есть определенного комплекса знаний, позволяющего каждому человеку пользоваться ритуальной
теорией и практикой и тем самым находить свое законное, правильное место в мире; и человечность, то есть установление такого характера межличностных и межгрупповых отношений, при котором каждый индивидуум должен задумываться над тем, чтобы не доставлять окружающим тех нежелательных впечатлений, эмоций, огорчений, которых бы не желал самому себе. Гуманитарная основа учения Конфуция приводит к тому, что при возникновении отношений между культурным человеком и варваром культурный потенциал побеждает. Конфуцианское учение в таком виде в самом Китае получило название «религии ученых» (жу цзя).
Слайд 10ДАОСИЗМ (кит. дао цзя или дао цзяо)
Китайская религия
и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го
тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.
Слайд 11ЛЕГИЗМ
«Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4-3вв. до н.э. теоретическое
обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской
теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.).
Слайд 12
МОИЗМ, «школа Мо» (мо цзя)
Древнекитайское философско-религиозное учение,
сформировавшееся в 5-4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение
в 4-3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный «орден» и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство (более 180 человек во главе с Мэн Шэном) и казнь собственного сына (Фу Дунем).
Слайд 13Большей частью индийская философия сконцентрирована на высшей реальности.
Страдание, спасение и
высшая реальность – это основные “камни” индийской философии.
Слайд 14Веды (в переводе с санскрита – «знания»)–
сборники древних религиозных
текстов, складывавшихся начиная с III тысячелетия до н.э.
Слайд 15Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело бога,
жреца, воина или ремесленника. Но тех, чьё поведение мерзко, ждёт
дорога в смердящее тело собаки, свиньи или неприкасаемого.
Упанишады
Философские мотивы формируются в комментариях к Ведам, называемых Упанишадами. Всего Упанишад более 200, самые важные из них в философском плане – «Чхандогья» и «Брихадараньяка».
Слайд 16Таблица
«Периоды развития
индийской философии»
Слайд 17Обзор философских школ Древней Индии
Каждая школа предлагает свой путь избавления
от страданий
Слайд 18Философские школы Древней Индии
Астика
Настика
Санкхья
Йога
Веданта
Ньяя
Вайшешика
Миманса
Джайнизм
Буддизм
Чарвака
Адживика
Слайд 19Ортодоксальные школы (астика) опираются на традиции «Вед»
Веданта
(IV-II в.в. до
н.э.)Предлагает тщательно изучать тексты «Вед»
Йога
(II в. до н.э.), Добавляет
систему физических и духовных упражнений, цель которых – освобождение от мира, отрешение от боли и страданий.
Вайшешика
(VI-V в. до н.э.) Для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть.
Слайд 20Санкхья
(VI в. до н.э.) признает существование двух
первоначал
во вселенной:
материального – пракрити (материя, природа)
и духовного –
пуруши
(сознание).
Ньяя
(III в. до н.э.) существует материальная вселенная,
состоящая из атомов, сочетание которых
образует все предметы.
Миманса
(VI в. до н.э.) Оправдание ведического
ритуала,но содержащиеся в Ведах
философские и религиозные положения
должны быть логически обоснованы.
Слайд 21Неортодоксальные школы (настика) предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания
Джайнизм
(IV в. до н.э.)Утверждает, что тело – темница бессмертной души.
Душа стремится к благу, тело – к греху. Путь избавления от тирании тела – аскетизм и ахимса
Буддизм
(VII-VI в. до н.э.)Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны
Слайд 22Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эpы. Философия
джайнизма получила свое название по имени одного из основателей –
Ваpдхамана
(9-8 вв. до н.э.) по пpозвищу победитель ("Джина").
Слайд 23Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама Будда
(623-544 до н.э.)
– основатель буддизма
Буддизм-
Наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии.
В
настоящее время буддизм является одной из мировых религий.
Слайд 24Буддизм
В центре буддизма – учение о «четырёх благородных истинах»:
Существует страдание
Причина
страдания
Состояние освобождения (нирвана)
Путь к освобождению.
Краеугольный камень буддизма — вера в
перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием.
Слайд 25В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы
состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Элементы
существуют вечно и являются неизменными.
Локаята (Чарвака)
Слайд 26Характерные черты индийской философии
Философия рассматривается как руководство к жизни
Начальная стадия философских учений – пессимизм
Вера в вечный нравственный
закон – карму
Важнейшая задача человека – контроль над собственным Я
Цель человека - нирвана