Слайд 2Сущность и значение стратегического планирования
Стратегическое планирование - это одна из
функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации
и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.
Слайд 3Это адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка
решений, оформленных в виде планов, пересмотр системы мер по выполнению
этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений внутри и вне организации.
Стратегическое планирование определяет, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем исходя из того, что окружение и организация будут меняться. Другими словами, при стратегическом планировании как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.
Стратегическое планирование правомерно трактовать как систему всего многообразия видов плановой деятельности в организации. Оно обобщает долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное, функциональное планирование. Основная смысловая нагрузка возлагается на долгосрочное планирование. Его назначение – сделать оперативные управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но прежде всего с позиций завтрашнего дня.
Слайд 4Любой руководитель фирмы вынужден формировать прогнозы как минимум по трем
направлениям:
-инвестиции, необходимые для того, чтобы соответствующим образом ответить на эволюцию
рынка или чтобы проникнуть на новые рынки товара;
-производственная программа, которую нужно согласовать с предвидимым объемом заказов, в свою очередь зависящим от сезонности спроса, действий по продвижению товаров и т.д.;
-оборотные средства, которые будут необходимы для выполнения финансовых обязательств, рассчитанных на базе прогноза доходов и расходов.
Очевидно, что для решения перечисленных задач управления, необходимо располагать надежными прогнозами продаж;
Дополнительные обоснования важности стратегического планирования состоят в следующем.
-План отображает систему ценностей, взгляды высшего руководства фирмы, его видение будущего, которое помогает сориентировать персонал фирмы в нужном направлении.
-План объясняет исходную ситуацию и описывает ограничения, накладываемые средой, и ее эволюцию. Это делает планируемые результаты более осмысленными для руководства фирмы.
Слайд 5Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
1.Определение миссии
и целей организации.
2.Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ
сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
3. Выбор стратегии.
4.Реализация стратегии.
5.Оценка и контроль выполнения.
Слайд 6Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно
в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы,
действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:
-четкая ориентация на определенный интервал времени;
-конкретность и измеримость;
-непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
-адресность и контролируемость.
Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.
Слайд 7
Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации,
их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При
этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица БКГ, Матрица Маккинзи, SWOT-анализ и др.).
Слайд 8Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью
таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим
критериям.
Существует три подхода к формированию матриц:
-Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
-Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
-Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.
Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.
Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:
-внешней среды;
-непосредственного окружения;
-внутренней среды организации
Слайд 9Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в
случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация
стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
-цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
-руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
-в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции
Слайд 10Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет
ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия
соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
-соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
-соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
-приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:
Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.
Слайд 11Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся
сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации,
а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:
-конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;
-перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
-в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.
Слайд 12Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в
случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация
стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.