Слайд 1Лектор: Воронова Д.Ю.
Стратегическое планирование в предпринимательстве
Слайд 2Планирование без действий — это мечта. Действия без планирования —
это кошмар.
Японская поговорка
Слайд 3План
Понятие, цели, виды, принципы и этапы планирования предпринимательской деятельности
Сущность
и процесс стратегического планирования
Стратегический портфельный анализ
Слайд 41 Понятие, цели, виды, принципы и этапы планирования предпринимательской деятельности
Слайд 5 Планирование предпринимательской деятельности - умение предвидеть направление
ее развития, результаты и ресурсы, необходимые для достижения намеченной цели.
План - это образ чего-либо, модель будущего, система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач.
Слайд 142 Сущность и процесс стратегического планирования
Слайд 15Значение разработки стратегии
Для обеспечения конкурентоспособности предприятию необходимо найти свой путь
развития, новые технологии, продукт и способы его продвижения. В этом
случае предприятию необходимо:
изучать конъюнктуру рынка;
уметь использовать и приспосабливать внутренние возможности предприятия к требованиям рынка конкретного потребителя;
уметь оптимально распределить имеющиеся ресурсы;
успевать действовать в нужное время.
Слайд 16Основные термины стратегического планирования
Стратегия – программа, генеральный курс по
достижению стратегических
целей или
комплексный план, предназначенный для
осуществления миссии предприятия.
Миссия – основная, общая
цель организации,
четкая причина ее осуществления.
Экономическая (хозяйственная) стратегия
предприятия – система установленных целей
развития и функционирования предприятия, а
также способы их достижения.
Слайд 17Базовые стратегии по М. Портеру
Лидерство в снижении издержек.
Дифференциация (предложить рынку
что-то уникальное).
Фокусирование (сосредоточение внимания на определенном рыночном сегменте).
Слайд 18Базовые стратегии в зависимости от макроэкономической ситуации
Стратегия роста
Стратегия стабилизации
Стратегия выживания
Слайд 19Стратегическое планирование - многократный процесс разработки концепции развития всей фирмы,
формирования для нее миссии, определяющей долговременную ориентацию предпринимательской деятельности в
целях создания своего имиджа и завоевания высокого и стабильного положения на рынке.
Слайд 20Основные процедуры стратегического планирования
стратегическое прогнозирование (стратегический прогноз) - определение аналитических,
формальных зависимостей между параметрами объекта и реализуется с помощью методов
формализованного прогнозирования
стратегическое программирование (стратегическая программа) - система экономических, производственных, организационно-технических мероприятий, направленных на разработку стратегии экономических систем и направлений деятельности организаций
стратегическое проектирование (стратегический проект/план - заключительная процедура стратегического планирования. Его назначение –
разработка проектов стратегических планов всех
уровней и временных горизонтов.
Слайд 21Стратегический план
научное предвидение состояния целостного объекта управления (предприятия, региона, страны)
в долгосрочной перспективе.
Особенностью стратегических планов является то, что они:
выступают в
качестве меры, критерия экономического и социального прогресса общества;
определяют этапы социально-экономического развития общества в целом и его отдельных подсистем;
используются в качестве инструментов реализации политики управления;
раскрывают цели и направления развития объектов управления.
Слайд 22Процесс стратегического планирования
анализ перспектив фирмы, задачей которого является выяснение тех
тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных «чрезвычайных» ситуаций, которые способны
изменить сложившиеся тенденции.
анализ позиций в конкурентной борьбе.
метод выбора стратегии: сравнение перспектив фирмы в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии.
анализ путей диверсификации: оценка недостатков нынешнего набора видов деятельности и определение новых видов деятельности, к которым фирме следует перейти.
постановка групп задач: а) стратегических, тактических и оперативных; б) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, рассчитанных на текущее выполнение
Слайд 233 Стратегический и портфельный анализ
Слайд 25SWOT-АНАЛИЗ позволяет:
Совместно изучить внешнюю и внутреннюю среду;
Установить сильные и слабые
стороны предприятия;
Определить свои возможности и вероятные угрозы
Слайд 27Понятие и цели портфельного анализа
В настоящее время одним из широко
применяемых инструментов оценки хозяйственной деятельности организации является портфельный анализ.
Портфель предприятия —
совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу.
Портфельный анализ — инструмент, с помощью которого руководство предприятия изучает и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения / прекращения инвестиций в неэффективные проекты.
Цели портфельного анализа:
создание ясной картины формирования затрат и прибылей в диверсифицированной компании;
обеспечение менеджеров инструментом анализа и планирования портфельных стратегий для определения разумной диверсификации деятельности многоотраслевой фирмы.
Слайд 28Основная идея портфельного анализа
Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных матриц, с
помощью которых бизнес-единицы или продукты могут сравниваться друг с другом
по различным критериям: темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды), анализа деятельности предприятия и сопоставления.
В разных матрицах используются различные наборы переменных, но это все равно двухмерные матрицы, у которых по одной оси определяется оценка перспектив развития рынка, по другой — оценка конкурентоспособности хозяйственных подразделений предприятия.
Слайд 30Достоинства и недостатки
Главным достоинством портфельного анализа являются возможность логического структурирования и
наглядного отражения стратегических проблем организации, относительная простота представления результатов, акцент
на качественные стороны анализа.
Главный недостаток портфельного анализа аключается в использовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. Также в любой портфельной матрице различные виды бизнеса оцениваются только по двум критериям, при этом множество других факторов (качество продукции, инвестиции и т. д.) остается без внимания.
Слайд 32Матрица «Бостон консалтинг групп» (БКГ)
Четыре квадранта матрицы БКГ:
«дойные коровы»;
«звезды»;
«вопросительные знаки» («дикие кошки», «трудные дети»);
«собаки».
Слайд 35В матрице «Дженерал Электрик – МакКинзи» выделяются три области стратегических
позиций: область победителей; область проигравших средняя область, в которую входят
позиции, в которых стабильно генерируется прибыль от бизнеса, средние позиции бизнеса и сомнительные виды бизнеса.